"Новый Донбасс": деятели культуры будут помогать жителям разрушенных городов
В маленьком городе Николаевка, что под Славянском, всего три школы, и все они пострадали от боевых действий.
Учебный год для детей начнется на месяц позже, чем у всех остальных: нужно поставить новые стекла, восстановить крышу, залатать дыры от снарядов.
Общеобразовательная школа №3 – родная школа одного из бойцов батальона "Донбасс", Казбека.
Однажды он встретился со съемочной группой киношников из объединения "Вавилон 13" и попросил помочь в восстановлении его школы. Тогда и возникла идея проекта "Новый Донбасс" – серии культурно-образовательных резиденций в городах, по которым прошлась война.
Автор проекта – Лора Артюгина, одна из активисток "Ассамблеи деятелей культуры", режиссер "Вавилон 13" и соосновательница "Конгресса культуры".
23 сентября в рамках пилотного мероприятия "Нового Донбасса" она вместе с другими активистами культуры отправится на две недели в Николаевку, чтобы помочь восстановить школу и пообщаться с местными жителями.
"Если мирное население поддерживает "сепаров", то война продолжается"
– С моей точки зрения, нельзя сейчас давать деньги на отстройку Донбасса. Если сейчас им дать деньги, то они построят то же, что и было, а это тупик. Мне кажется, после военных батальонов в освобожденные города должны заходить некие гуманитарные батальоны или "культурные корпуса". Чтобы люди смогли увидеть что-то новое – и строили бы уже по-другому.
Когда мы написали проект "Новый Донбасс", к нам начали подключаться волонтеры. Теперь у нас несколько волонтерских групп: "Восток SOS", "Вавилон 13", "Донбасс SOS", правозащитный центр "Поступ", инициатива "Творча Варта", "Конгресс активистов культуры", центр молодежи "Добро" из Доброполья, Сеть правовых приемных Крыма, арт-платформа "Изоляция", Денис Блощинский с проектом "Из краины в Украину", психологическая служба Майдана и инициатива обновления "Схiд".
Мы придумали, что активистам культуры надо ехать на Донбасс не просто гастролировать и проводить культурные мероприятия, а физически помогать людям восстанавливать их города.
– Каким образом?
– О нашем проекте узнала Олена Кошарная из инвестиционной компании "Horizont Capital" и решила нас поддержать. Мы просчитали бюджет восстановления школы №3 в Николаевке вместе с учителями, и теперь планируем физически помогать – стелить линолеум, расставлять компьютеры, красить окна.
Днем будем помогать восстанавливать школу, а вечером – беседовать, показывать наши фильмы. С нами едут актеры из "Творчей Варты", будет создана детская киностудия, будем проводить семинары по развитию гражданского общества, концерты, создавать вместе с жителями "Карту разрушений города" и так далее.
Все это будет длиться две недели: первая часть – до первого звонка, а вторая – уже после того, когда дети уже будут учиться. Наша задача – наладить коммуникацию, показать людям, что мы пришли с открытым сердцем, хотим им помочь и выслушать, узнать, как они все это пережили.
– Две недели – не мало ли?
– Конечно, мало. Но это пилотный проект. Таких "резиденций" в каждом городе должно быть хотя бы десять. Нужно, чтобы это стало волной.
Наша задача – помочь местным людям научиться самоорганизации. У нас был Майдан – а у них не было.
Я разговаривала с ребятами из Луганска: и все они говорят, что есть готовность и желание развиваться, но нужно им помочь, показать пример. Мы же знаем, что это просто! Что они сами могут отстраивать свои города и менять свою жизнь.
Конечно, в идеале это должна быть государственная программа, чтобы городам не просто давали денег "на крышу" – а чтобы это было частью культуры. Чтобы люди по-другому отстраивали свой быт, начали по-новому мыслить, понимали, что культура – это то, как они живут и реагируют на окружающий мир, а не песни и пляски по старому совдеповскому принципу.
– Почему тебе и остальным захотелось этим заняться? По большому счету, какое вам дело до городов на Донбассе?
– Ты же там была, сама все видела... После поездки по зоне АТО я пообщалась с местными жителями и поняла, что это важно.
Мы хотим остановить войну. Как я могу ее остановить?
Когда ребята с оружием берут город, они уничтожают основные силы – блокпост, скопление оккупантов, и идут дальше. А мирное население остается. И если мирное население поддерживает "сепаров", то война продолжается. И для того, чтобы ее остановить, нужно, чтобы они поменяли свою точку зрения. Как минимум, нужно, чтобы людей, которые не поддерживают сепаратизм, стало больше.
Только налаживанием диалога, коммуникации, поддержкой и помощью мы можем остановить войну.
– Как тебе кажется, эти люди вообще готовы к внутренним изменениям?
– Там есть разные люди. Есть часть, которая готова к изменениям, и часть тех, кто испуган, они пережили ад и очень боятся. Нужно их успокоить, убрать тревожность, показать, что мы не едим младенцев и даже не зажариваем их. Третья условная группа – люди с рабской психологией, которым нужен хозяин, "сильная рука".
Не думаю, что там есть монолитное сообщество, которое однозначно за ДНР и ЛНР.
Чем больше мы будем поддерживать людей, которые мыслят завтрашним днем, конструктивно и консолидировано, тем быстрее преодолеем кризис.
"Если это не сделаем мы, то это сделает Путин"
– Для тебя новый Донбасс – он какой? Каким ты его себе представляешь?
– Если говорить практически, на бытовом уровне, я думаю, что люди там заслуживают нормального цивилизованного уровня жизни.
Нужно начинать с простых вещей: с жилья, с домов. У них должны быть общественные пространства, энергоэффективные современные дома. Этот регион очень сильный – энергетически и ресурсно. Нельзя ему просто придать какой-то культуры, это должно произойти изнутри.
То, что сейчас происходит на Донбассе – это такой Майдан. Донбасский, жестокий, с войной.
...Я думала: а как можно было другим путем изменить Донбасс? С феодальным укладом жизни, с такими отношениями внутри социума... Боюсь, что только так.
Хотелось бы, чтобы этой жестокости не было. Но то, что происходит, это необходимость.
Помнишь чувство безысходности после принятия законов 16 января? Было трудно, но потом наступил перелом. Да, стреляли, убивали людей – но уже было развитие, мы перешли эту точку.
Пройдя этот донбасский Майдан, люди наверняка изменятся, и это должно произойти изнутри. Мы можем только помочь и поддержать, но сами менять ничего не можем.
Будущий новый Донбасс – это такой быстро развивающийся суперсовременный и технологичный регион. За этим появится новая культура. Произойдут изменения, которые сделают регион по-настоящему мощным. Хочу, чтобы Донбасс наконец начал кормить всю Украину.
– А нет у тебя страха, что усилия будут потрачены зря?
– Нет, наоборот, у меня убежденность, что это все не зря. Кроме того, мы собираемся работать не только со взрослыми, но и с детьми. Это всегда благодарная аудитория.
Любое действие человека, если у него искренние намерения и открытое сердце, не может быть зря. Даже если один человек внутри себя что-то изменит, я буду считать это успехом. Если мы сможем подружиться и наладить диалог, это будет большой плюс. Если мы уедем, а у них будет продолжать действовать детская киностудия и театральный кружок и появится внутренняя самоорганизация – это уже будет большой результат.
Просто если это не сделаем мы, то это сделает Путин. Если он не сможет взять Украину с помощью оружия, он возьмет ее с помощью "культуры".
Если мы не заполним пустое пространство, в котором нуждаются люди в освобожденных городах – он даст им своего "хлеба и зрелищ". Он это сделает вместо нас.
Так что наш долг сейчас – остановить войну, заполнить культурный вакуум и поддержать людей.
Все фото – автора
Беседовала Катерина Сергацкова, УП.Жизнь