Тактики сопротивления в медиавойне. Глитч-арт в Малой галерее Арсенала
"Дрессированные глитчи" - название проекта куратора и медиатероетика Янины Пруденко, который можно увидеть в Малой галерее Мыстецького Арсенала до 29 сентября.
Кажущаяся легкомысленность проекта поначалу входит в противоречие с серьезностью окружающей действительности последних месяцев, но надежда отвлечься от нее исчезает всего через несколько минут пребывания в пространстве выставки.
В окружении разбитых, мерцающих и светящихся экранов, видеопроекций и компьютерных игр, очень быстро напрягаешься, испытав знакомое ощущение усталости от навязчивого присутствия медиа.
Но спустя несколько минут начинает отпускать: никто не собирается тебя обманывать, агитировать и атаковать информацией. Можно расслабиться, тут все наоборот.
Глитч-арт (от англ. glitch - глюк) - искусство ошибки - лишь одно из множества проявлений многоликого медиаискусства, базирующегося на технологиях, более или менее современных. В случае с глитч-артом – это технологии, которые дали сбой.
Ошибка снимает утилитарный слой и оголяет эстетический модус существования технологии, доступный любому зрителю. А продвинутый пользователь может благодаря помехам, даже рассмотреть как технология устроена изнутри. Художники никогда не могли пройти мимо этой возможности заглянуть внутрь процессов, чтобы постигнуть их суть.
Классик современного искусства, русский художник Алексей Шульгин, приглашенный куратором Яниной Пруденко для участия в выставке "Дрессированные глитчи", справедливо отметил, что к глитч-арту, в определенном смысле, можно отнести даже пейзажи с руинами, которые так любили старые мастера. И хотя повод для эстетизации у современных авторов совсем иной - мотив, побуждающий их к художественному жесту, вполне соотносим с аналогами прошлого.
Алексей Шульгин |
Руины напоминали зрителю о героическом прошлом. Современных художников интересует преимущественно настоящее.
Сценарий нашей современности зашифрован в цифровой код, а различные технические устройства и экранные девайсы - лишь элементы декорации в разыгрываемом нами спектакле.
Мы привыкли к четкости запрограммированных действий: like, share, свернуть окно, пробежаться по вкладкам - все заучено до автоматизма. Наши действия перед экранами управляются практически рефлексами. Поток медиаобразов разжижает сознаие, насыщает его информацией, не дает возможности прийти в себя. Выключить этот процесс возможно только когда система дает сбой, выдает ошибку, отклоняется от плана.
Художники подчиняют ошибку, сознательно ее используют, чтобы показать как справляться с выученной беспомощностью, полученной вследствие гипнотизирующего действия медиасреды.
В агрессивном информационном пространстве искусство с необходимостью меняет свою функцию на прямо противоположную. Если раньше художники пыталось очаровать зрителя, возвысить его, рассказывая о мифическом славном прошлом, о героических подвигах доблестных предков, пробуждая тем самым гордость и величие в своих современниках.То сегодня для выполнения этих нехитрых манипуляций больше не нужны усилия гениальных мастеров. Рядовые работники центральных каналов вполне с ними справляются. Вызов для художника теперь состоит в том, чтобы разоблачить манипулятивные технологии.
Дрессируя глитчи, художники показывают ограниченность любой технологии, ее обреченность следовать запрограмированному человеком коду. Каким бы необъятным не казался нам медиаконтент, какую бы степень бессилия не рождала бы в нас очередная порция лживой пропаганды, не стоит забывать, что по ту сторону экрана всегда находится только человек, не больше, но и не меньше.
Мы находимся в состоянии медиавойны. Возможно это не первая медиавойна в истории, но это точно первая медиавойна в которой каждый из нас является не просто пассивно-бессильным наблюдателем, а полноценным участником.
Обороняться и наступать в этой войне - в сущности одно и то же: постоянный контроль информации и распознавание с чем ты имеешь дело. Чтобы победить нам нужно отыскать внутри себя возможность выйти из под гипноза медиа, не потеряв при этом человеческий облик.
Медиаартисты, дрессирующие глитчи это и делают. Они помогают понять кто контролирует технологию и одновременно показывают что значит быть человеком.
Программа способна сгенирировать ошибку, но возможность усмотреть в этой ошибке красоту, увидеть эстетическую абсолютно не практическую сторону работы аппарата УЗД или заметить мерцание жизни в соединении разбитых, лежащих под ногами мониторов, - может только человек. В отступлении от нормы, погрешностях и разного рода неправильностях вообще очень много человеческого.
Расколдовывающее воздействие искусства стоит того, чтобы до 29 сентября успеть побывать на выставке.
Автор фото Максим Белоусов