Кинопремьеры недели: Не все дороги ведут в Рим
С 18 сентября на украинских экранах демонстрируются: документальная драма "Священная римская кольцевая" Джанфранко Рози, религиозная драма "Небеса реальны" Рэндалла Уоллеса и мелодрама "Такие прекрасные люди" Дмитрия Моисеева.
Также состоятся фестиваль "Два дня ради жизни", фестиваль фильмов для детей и юношества "Крылья" и Манхэттенский фестиваль короткометражек.
Священная римская кольцевая / Sacro GRA
Режиссёр: Джанфранко Рози
Жанр: драма
Страна: Италия-Франция
"Годы в Риме идут один за другим, ничем не отличаясь друг от друга, я старею, а толпа на Аппиевой дороге остаётся всё в том же возрасте".
Бернард Шоу, Цезарь и Клеопатра
Выход в широкий прокат нашумевшей ленты Джанфранко Рози, прежде демонстрировавшейся в рамках Недели итальянского кино, является приятным сюрпризом для отечественных киноманов, не избалованных появлением подобных картин на большом экране.
Стоит, впрочем, отметить, что её триумф на последнем Венецианском МКФ – "Священная римская кольцевая" стала первым документальным фильмом, получившим "Золотого льва", – был воспринят фестивальными завсегдатаями достаточно неоднозначно.
В этом повествовании, составленном из фрагментов повседневности жителей городских окраин, отсутствует и связный сюжет, и ярко выраженная социальная проблематика, казалось бы, подразумеваемая обращением к жизни малоимущих и просто неудачливых граждан итальянской столицы.
Фильм Рози располагает к себе элегической тональностью, сумеречной красотой пригородных пейзажей, способностью увидеть в уличных и бытовых сценках сочетание поэтичности и комизма (среди наиболее запоминающихся эпизодов фильма – скорбный монолог пожилого ботаника, сетующего, что нашествие древоточцев на пальмы является угрозой и для человека, "ведь пальма сформирована, как человеческая душа", и сцена с пожилыми дамами, с молитвенным благоговением наблюдающими за солнечным затмением, одна из которых смотрит на меркнущее светило сквозь рентгеновский снимок зубов) и обращением – подчас почти неуловимым, – к вечным вопросам.
Оригинальное название картины отсылает к образу Святого Грааля, теме вечного поиска прекрасного и недостижимого. Таким недостижимым, смутным объектом желания оказывается в фильме Рози Рим.
"Видишь купола собора Святого Павла? В Риме его можно увидеть отовсюду", – говорит один из героев картины, высовываясь из окна своей крохотной квартиры. Но на экране не появляется ни собор Святого Павла, ни какая-либо другая из римских достопримечательностей.
Герои обитают в окрестностях римской кольцевой, словно выброшенные на обочину дороги, на обочину города, на обочину жизни. Для одних она является крепостным валом, который необходимо взять штурмом, для других – чертой, за которую они оказались вынесены и которую больше не в силах перейти.
Центральными персонажами ленты выступают старики, вынужденные переселиться на окраины из квартир, где они провели всю жизнь, мужчины в полном рассвете сил, смирившиеся с холостяцким существованием и болтающие после работы со своими скайп-подругами, молодые женщины, пытающиеся уверить родителей, что они вовсе не чувствуют себя одинокими, проводя вечера в их компании.
Иная атмосфера царит в семьях эмигрантов из Азии и Латинской Америки, шумных, деятельных, весёлых, для которых здешние трущобы являются только перевалочным пунктом, плацдармом для продвижения вглубь Рима.
Подчас эти будто бы параллельные пространства сходятся.
"Здесь всё так красиво, – произносит на ломанном итальянском супруга немолодого рыбака, – но Украина тоже очень красивая".
Но подлинным пересечением миров апатичных местных жителей и трудолюбивых, жизнерадостных "варваров", обновления и угасания, прозябания и движения представлено кладбище, его кресты и могильные плиты, мимо которых проносятся автомобили.
Этот образ напоминает, что, как бы далеко мы не продвинулись по дороге в Вечный город, однажды нам придётся вернуться туда, откуда мы начали свой путь.
Оценка фильма 4 из 5
Небеса реальны / Heaven Is for Real
Режиссёр: Рэндалл Уоллес
В ролях: Грег Киннер, Келли Райлли, Томас Хейден Чёрч, Коннор Корам, Лэйн Стайлз, Марго Мартиндейл, Джейкоб Варгас, Таня Ромеро, Дансо Гордон
Жанр: драма
Страна: США
Второй – после "Голгофы" – фильм о священнике из маленького городка, появившийся на наших экранах за последнее время (в обоих сыграла прекрасная британская актриса Келли Райлли), "Небеса реальны" во многих отношениях представляет собой прямую противоположность фильму Джона Майкла МакДонаха.
Рэндалл Уоллес, кинематографист, в творчестве которого ощутим воинственный дух его шотландских предков – он известен прежде всего как сценарист "Храброго сердца" и "Пёрл-Харбора" и режиссёр "Мы были солдатами", – достаточно неожиданно выступил автором экранизации бестселлера Тодда Бэрпо и Лин Винсент.
Собственно Тодд Бэрпо, скромный, но прославленный в округе своим красноречием сельский пастор является главным героем этого "поставленного по реальным событиям" повествования.
Четырёхлетний сын преподобного попадает в больницу с запущенным аппендицитом. Медики не надеются спасти жизнь мальчика, но, с Божьей помощью, ребёнок поправляется.
Когда жизнь семьи начинает входить в привычную колею после страшного испытания, маленький Колтон начинает рассказывать о вещах, происходивших с ним во время пребывания между жизнью и смертью – о разговорах с Иисусом, о знакомстве со своим прадедушкой и умершей сестрой, о белокрылых ангелах и дружелюбных животных, населяющих сады Эдема.
Казалось бы, для религиозного человека в словах Колтона нет ничего необычного, однако попытка Тодда включить его истории в свои проповеди оборачивается скандалом, раскалывающим мирную общину.
Сообщение о том, что находившийся при смерти ребёнок мог оказаться в Раю и беседовать с Господом Богом, вызывает у набожных прихожан возмущение и насмешки. Но сила воли пастора и любовь отца помогают Тодду отстоять честное имя своего малыша, преодолеть свой собственный кризис веры и привести паству к покаянию.
Святой Иероним, прославленный создатель канонического перевода Библии на латинский язык, в одном из писем признавался, что книги современных ему христианских авторов (в отличие от сочинений классиков языческого Рима) не доставляют ему никакого удовольствия из-за их скверной латыни.
Достойный муж каялся в том, что неуклюжий, блеклый слог братьев во Христе мешает ему воспринимать излагаемые ими божественные истины, и что гораздо более приятные часы он проводит, читая ошибочные рассуждения Цицерона и прочих римлян, не знавших истинной религии, но получивших в дар от Господа Бога литературный талант.
То же чувство неловкости, то же сожаление, что благой посыл вовсе не придаёт произведению эстетической ценности, испытает и религиозный зритель "Небес".
Фильм Уоллеса практически полностью состоит из чередования сцен семейной идиллии с поцелуями на фоне заката и чтением "Хроник Нарнии" перед сном и надуманных ссор и споров, вроде эпизода, в котором пастор принимается убеждать психиатра, что его сын действительно побывал в Раю, хотя он сам пришёл к медику на приём, чтобы "найти рациональное объяснение".
Чтобы хоть как-то удержать зрительское внимание, авторы заставляют своих героев испытывать финансовые трудности, но, промурыжив едва сводящую концы с концами семью и сочувствующую ей аудиторию кредитными взносами и больничными счетами, просто-напросто забывают рассказать, удалось ли Бэрпо расплатиться по долгам. Но, возможно, наибольшим испытанием являются проповеди пастора- полные искренней веры и при этом слащавые, обескураживающе примитивные.
Сам фильм представляется таким вот досадно незадачливым проповедником, чьи убеждения разделяешь, чьему усердию сочувствуешь, которому симпатизируешь, которого даже готов слушать, чтобы сделать ему приятное, но при этом отчаянно надеешься, что твои идейные оппоненты не услышат его речей, над которыми они могли бы только злорадно посмеяться, приписав его глупость и косноязычие всему, что тебе дорого.
Оценка фильма 2 из 5
Также в прокат выходят "Такие красивые люди", дебютная лента нашего соотечественника Дмитрия Моисеева, о которой мы писали в материале о кинофестивале "Молодость", где эта картина была представлена в конкурсной программе.
Отечественные кинофестивали, киностудии и творческие союзы объединились для проведения в Доме кино "Двух дней ради жизни", масштабного смотра классических шедевров, фестивальных хитов и нашумевших новых украинских фильмов.
Вход на показы будет осуществляться по добровольным взносам, которые при посредничестве фондов "Крылья Феникса" и "Мир и Ко" будут переданы на нужды военных госпиталей и беженцев.
Как отметила сотрудница Национального центра Довженко Татьяна Деркач, один из организаторов мероприятия, фиксированной платы за посещение нет: "Ми вас радо зустрінемо і будь-який внесок важливий, а ваша присутність просто необхідна! Адже ви не лише підтримаєте своїм внеском армію, поранених, біженців- своїми відвідуваннями ви підтримуєте українське кіно".
Среди фильмов стоит в первую очередь отметить "Другой "Челси": История из Донецка" Якоба Пройсса, документальную ленту, пользовавшуюся у нас невероятным успехом, к которой интересно вернуться сейчас, когда отражённые в ней проблемы привели к кровавой катастрофе.
Немецкому режиссёру удаётся передать аудитории любовь и интерес к своим героям, донецким шахтёрам и представителям городской правящей элиты, чьи миры пересекаются лишь на футбольных матчах с участием "Шахтёра".
При всей точности и ироничности наблюдений за оскорбительным контрастом между существованием "верхов" и "низов", политической продажностью, беспринципностью власть предержащих, социальными проблемами, которые самим персонажам фильма кажутся привычными и непреодолимыми, повествование полно жизнеутверждающего задора и уважения к людям, способным радоваться жизни в самых тяжёлых условиях.
Также в программу вошли мрачная и забавная картина Алекса ван Вармердама "Боргман" о вторжении дьявола в жизнь заурядных буржуа, замечательный альманах короткометражек "Украина_голоса" о журналистах, правозащитниках и священниках, сражающихся за построение в нашей стране гражданского общества, и получившая приз зрительских симпатий на последней "Молодости" трагикомедия Гийома Гальена "Мальчики, Гийом, к столу!" о злоключениях человека, страдающего проблемами с гендерной самоидентификацией.
Сумма, которую удастся собрать, будет оглашена перед показом фильма-закрытия, которой станет весьма актуальная сейчас выдающаяся картина Георгия Стабового "Два дня" 1927-го года о гражданской войне, герой которой пытается спасти привычный мир, уничтожаемый противоборствующими силами.
Полное расписание показов размещено здесь.
Одно из очень немногих мероприятий, призванное готовить смену нынешнему поколению синефилов – фестиваль фильмов для детей и юношества "Крылья", уже несколько лет проводящийся продюсерским агентством "Артмедиа", – откроется Днями кино Нидерландов, представленными двумя адресованными детской аудитории картинами "Мой друг Кеес" и "Пим и Пум".
Чтобы позволить наибольшему числу юных зрителей посетить показы в ситуации, когда перемещение детей по городу затруднено постоянными сообщениями о минировании станций метрополитена, демонстрация фильмов организована сразу в четырёх киевских кинотеатрах.
Также на следующей неделе в кинотеатре "Киев" в восьмой раз стартует Манхэттенский фестиваль короткометражек, предоставляющий отечественным киноманам возможность присоединиться к международной аудитории, выбирающей лучшую из десятка картин.
Усі фото kino-teatr.ua