Кинопремьеры недели: Владимир П… должен умереть
С 25 сентября на украинских экранах демонстрируются: боевик "Праведник" Антуана Фукуа и детективная драма "Зулу. Теория заговора" Жерома Салля. Также состоится IV фестиваль бразильского кино.
Праведник / The Equalizer
Режиссёр: Антуан Фукуа
В ролях: Дензел Вашингтон, Мартон Чокаш, Хлоя Грейс Морец, Дэвид Харбор, Хейли Беннетт, Билл Пуллман, Мелисса Лео, Дэвид Мюнье, Джонни Скуртис, Алекс Видов
Жанр: боевик
Страна: США
Новый фильм Антуана Фукуа напоминает, что голливудское кино обладает магической способностью воплощать на экране наши мечты.
Главный персонаж картины – сотрудник бостонского гипермаркета Роберт МакКолл, немолодой вдовец, человек тихий, скромный, сочетающий степенность и дружелюбие, пользующийся уважением и любовью коллег.
Очевидно, его лучшие дни остались позади – герой, похоже, так и не пришёл в себя после смерти горячо любимой супруги. Кажется, ему только и осталось радости, что коротать вечер в кафе над книгой, опять-таки, в память о почившей возлюбленной, взявшейся за список "100 книг, которые необходимо прочесть".
МакКолл как раз начал 92-ю- –"о человеке, который воображает себя рыцарем в сияющих доспехах, не понимая, что время рыцарей прошло".
Казалось бы, судьба главного персонажа "Дон Кихота" должна подсказать его читателю, что, когда случайная знакомая МакКолла, юная русская проститутка Алина, попадает в больницу, избитая сутенёром, ему было бы лучше остаться за своим столиком, не вмешиваясь в чужую драму.
Поначалу МакКолл вроде бы колеблется, как колебался бы каждый из нас между возмущением, состраданием и страхом, став случайным свидетелем насилия и несправедливости, не относящихся к нашей привычной жизни.
Однако дело в том, что МакКолл является настоящим рыцарем, и не только по духу, но и по своим профессиональным навыкам. Какие бы перипетии не заставили этого человека надеть комбинезон гипермаркета, какую бы униформу не носил он прежде, – быть может, его решение вступиться за девушку хотя бы отчасти объясняется слишком долго подавлявшимся желанием развеять скуку своей новой, мирной жизни?
Так или иначе, герой является к хозяину Алины и его подельникам, в зал, насыщенный азиатской роскошью, с иконой Владимирской Божьей Матери на почётном месте. Поначалу он смиряет своих эриний (как поступает и в дальнейшем), предлагая бандитам деньги за свободу девушки. Его поднимают на смех и дружелюбно советуют убраться. МакКолл не без грусти покоряется неизбежному – и за полминуты убивает всех, кто находится в комнате.
Вскоре выясняется, что погибшие были не отдельной бандой, а членами могущественной преступной группировки, управляемой из Москвы криминальным авторитетом Владимиром Пушкиным. За МакКоллом начинается охота – но очень скоро становится трудно разобрать, кто является охотником, а кто – дичью.
Поначалу "Праведник" (в оригинале "Уравнитель", но не будем в этом случае нарекать на неточность перевода, тем более, что название получено в наследство от популярного в Америке сериала 80-х о приключениях ушедшего на пенсию спецагента) кажется старомодным боевиком о человеке-армии, сражающемся с бандитской организацией – и в качестве такового фильм весьма хорош.
От стандартных образчиков жанра картину Фукуа отличает жёсткость экшн-сцен и убедительные характеры главных героев – как самого МакКолла, которого Дензелу Вашингтону удаётся сделать очень выразительным и человечным, что не так просто в случае со столь положительным персонажем, так и его главного противника Николая Ищенко в исполнении харизматичного Мартона Чокаша, психопата с вкрадчивыми манерами и (разумеется) кэгэбистским прошлым, возглавившего по приказанию Пушкина карательный рейд.
Однако по мере просмотра всё очевиднее становится метафоричность происходящего.
Овладевающее аудиторией смутное желание увидеть, как МакКолл, уничтожив преступников рангом повыше, освобождает из рабства весь российский народ, словно находит отклик.
Ассоциации и намёки слишком многочисленны и очевидны, чтобы счесть их невинным стечением обстоятельств. Так, бандформирование, на которое пошёл войной МакКолл, среди прочего, промышляет нефтью – и, чтобы подорвать мощь этой Империи зла, герой подрывает трубы и цистерны с надписью "нефтяные материалы".
Ко всему прочему, нам дают понять, что центральный персонаж – не просто народный мститель. В одном из эпизодов, который можно было бы счесть лишним, замедляющим действие, МакКолл является в гости к пожилой супружеской паре.
Из их разговора мы узнаём, что герой некогда был одним из лучших оперативников ЦРУ, и немолодая дама, его бывшая начальница, сочувственно выслушав рассказ о противостоянии с русской мафией, рекомендует ему быть собой и поступать так, как подсказывает сердце.
"Он пришёл не за помощью, – поясняет она супругу, – он пришёл за разрешением".
Так борьба против российской преступной организации – многие бы сказали, что таковой можно назвать современное российское государство, – получает благословение американского правительства.
Когда же герой оказывается в Москве, едва ли можно расценить как простую случайность появление в кадре здания с гордой надписью "Дом правительства Российской Федерации". К сожалению, его порог МакКолл так и не переступает, но можно с большой долей вероятности предположить, что, по мысли авторов картины, человек, к которому он наведывается в гости, если и не вхож в это учреждение, то, во всяком случае, опекается заседающими в нём высокими мужами.
В конечном счёте даже "клюква", ягоды которой в изобилии раскиданы по повествованию, помогает создателям картины – быть может, и не вполне намеренно, – выразить суть происходящего у наших северных соседей.
То, как назвали криминального босса, можно воспринимать как безобидную шутку или как типичное обыкновение при обращении к российской тематике брать первую попавшуюся фамилию (здесь можно вспомнить, что английские кинематографисты в своей Бондиане вывели генералов и шефов КГБ Пушкина и Гоголя, а также не столь высокопоставленного агента Жуковского – персонажей, кстати, вполне позитивных).
Но в этом можно увидеть и игру созвучий, и даже трактовать как символ того, кто именно присвоил себе право спекулировать на имени беззащитного Александра Сергеевича. Большинство персонажей-россиян "Праведника" олицетворяют тот самый "русский мир", чьи представители осуществляют экспансию, прикрываясь русским искусством и православием, не имея при этом ничего общего ни с тем, ни с другим.
И, какой бы власти, какого бы могущества они не добились, остаются по своей внутренней сути уличными уголовниками, ненасытными в своей жадности, самоуверенными в своём невежестве, бесстыдными в любой подлости, абсурдно жестокими.
И первыми жертвами этих защитников русской земли становятся самые слабые из их собственных соотечественников, подобных Алине, а также подлинные творцы русской культуры – неслучайно первым преступлением Николая Ищенко, предвосхитившим его блестящую карьеру в органах, оказывается убийство выдающегося писателя.
К слову, предположить, что российские дистрибьюторы, взявшиеся прокатывать эту картину, вполне отдавали себе отчёт в подтексте повествования, позволяет её российское название, "Великий уравнитель", которое воспринимается как аллюзия на "Великого утешителя" Льва Кулешова.
Во всяком случае, тех россиян, которые прошлись недавно в маршах мира, содержание фильма Антуана Фукуа несомненно потешит, в особенности же – нижеследующий обмен репликами.
Когда главарь бандитов Владимир Пу…ин – назовём его так из уважения к великому поэту, – спрашивает у героя: "Что тебе даст моя смерть?", тот отвечает одним словом, будто подсказанным украинскими зрителями: "Мир".
И для той части аудитории "Праведника", у которой оставались в этом сомнения, мелькнувшее на стекле автобуса, с которого сходит возвращающийся к чтению "Дон Кихота" Роберт МакКолл, изображение жёлто-голубой ленточки, оказывается лучшим подтверждением, что Голливуд снова вступил в Холодную войну – на нашей стороне.
Оценка фильма 4 из 5
Зулу. Теория заговора / Zulu
Режиссёр: Жером Салль
В ролях: Орландо Блум, Форест Уитакер, Таня ван Граан, Наташа Лоринг, Свен Рюйгрок, Дженна Сарас, Лизе Слэббер, Патрик Листер, Роксанна Прентис, Грант Суэнби
Жанр: детективная драма
Страна: Франция-ЮАР
Отечественные киноафиши во многом сходны с предвыборными программами отечественных политиков.
Афиша данного фильма рекомендует его постановщика Жерома Салля как "режиссёра фильмов "Турист", "Неудержимый" и "Ларго Винч"".
Под "Неудержимым", очевидно, подразумевается "Неуловимый" (а не одна из частей франшизы Сильвестра Сталлоне "Неудержимые", как, вероятно, пытаются намекнуть прокатчики доверчивому зрителю).
Картину "Турист", являвшуюся американским римейком "Неуловимого", и вовсе снимал совсем другой режиссёр.
Но главному искажению подверглось название ленты – отечественный прокатный вариант заставляет предположить, что нашему вниманию предлагается аляповатый конспирологический триллер в духе той разухабистой ерунды, которую снимают по романам Жан-Кристофа Гранже.
Экзотически-загадочное "Зулу", вызывающее в воображении то ли кодовое имя связного шпионской сети, то ли название тайной операции, в действительности следовало перевести попросту как "Зулус". Именно зулусом является главный герой фильма, представителем южно-африканского народа, чья драматическая история, оставившая страшный след и в его личной судьбе, взывает к отмщению.
Вместе с тем Али Сокела – гражданин современного государства, не просто законопослушный, но и призванный защищать закон в качестве старшего следователя отдела по борьбе с особо тяжкими преступлениями.
Сокела и его коллеги расследуют жестокое убийство молодой девушки. То, что на первый взгляд выглядит разбойным нападением уличного отморозка, оказывается побочным следствием действий крупной криминальной группировки, чьи руководители были в своё время связаны с нацистским режимом апартеида.
Её преступления никто не хочет расследовать – не из страха перед её могуществом и не из-за наличия неких высоких покровителей, просто жертвами бандитов обычно становятся уличные дети, беспризорные сироты беднейших кварталов, чьей участью озабочены разве что волонтёры из местных христианских приютов.
Пожалуй, если такие тихо и незаметно исчезнут, так будет даже и лучше для душевного спокойствия добропорядочных обывателей – особенно, если никто не станет беспокоить их пояснениями, как именно они покинули нашу юдоль скорби. Другое дело- убитая девушка, дочь тренера звёздной команды регби. Но как раз её убийцу удаётся найти без проволочек, так что дело можно закрывать.
Однако самозабвенно преданный своей профессии, сдержанный, держащий в крепкой узде своих демонов детектив Сокела и его напарник Брайан Эпкин, вспыльчивый и безалаберный, "хороший коп" и "плохой коп", кажущиеся столь несхожими, единодушны в решимости продолжить следствие – им обоим не всё равно, куда исчезли дети, им обоим неведом душевный покой.
Не меньшее внимание, нежели криминальной интриге – самой по себе не слишком выразительной, -– делено в повествовании характерам детективов, их взаимоотношениям друг с другом и с близкими.
Подчас семейные проблемы героев и их разрешения выглядят несколько схематично, но драматургические натяжки искупает превосходное исполнение Фореста Уитакера и Орландо Блума. Но по-настоящему примечательным – и актуальным для украинского зрителя, – фильмом делает "Зулуса" социально-политический контекст повествования.
Картина Жерома Салля свидетельствует, что падение тоталитарной системы подчас не приносит тех результатов, на которые рассчитывают её противники (нам это известно слишком хорошо).
Беспринципность представителей прежней власти, ни в чём не кающихся и не понесших никакого наказания, нерешительность, некомпетентность, продажность тех, кто пришёл им на смену, приводит к тому, что свергнутая диктатура – а вовсе не демократия, которая, казалось бы, восторжествовала, – продолжает довлеть над общественной жизнью. Многие из прислужников режима – те, кто отправляли в тюрьмы, пытали, убивали соотечественников, осмелившихся бороться за свои права, – зажили вполне почтенной жизнью, приспособившись к новым порядкам, подобно шефу полиции Крюгеру, начальнику Сокела и Эпкина; Крюгер даже помогает чернокожему детективу подняться по служебной лестнице, сумев снисходительно пренебречь тем обстоятельством, что в прежние времена мог казнить Сокела без суда и следствия.
Другие же из чиновных палачей, оправдывавших свои преступления законами и инструкциями, ушли с государственной службы, чтобы продолжать свою деятельность уже на вольных хлебах, при попустительстве и соучастии новых власть предержащих.
При этом городские трущобы, наполненные невежеством и жестокостью тех, с кем слишком долго обращались, как со скотом, стоят на прежнем месте.
Оценка фильма 4 из 5
"Увижу ли Бразилию до старости моей?" Кинотеатр "Киев" и посольство Бразилии позволяет столичным киноманам отчасти удовлетворить отчаянное стремление лирического героя Киплинга.
С 2-го по 4-е октября в "Киеве" пройдёт IV фестиваль бразильского кино, составленный из четырёх картин, ставших лауреатами престижных национальных наград. К примеру, фильм Жозе Альваренги-младшего "Диван", комедия с достаточно занятным сюжетом – его героиня, озадаченная своим благополучием и счастьем, отправляется к психоаналитику, чтобы с облегчением осознать, что в действительности в её жизни всё плохо, – получил дюжину наград на нескольких бразильских фестивалях, включая приз зрительских симпатий престижного Фестиваля бразильского кинематографа в Майами.
Эту же награду, а также приз критики получил другой фильм Альваренги, "Нормальные"- киноверсия пользовавшегося феноменальной популярностью комедийного телесериала о запутанных любовных отношениях.
Необходимо отметить, что вход на фильмы фестиваля осуществляется по приглашениям, которые можно получить бесплатно, либо заблаговременно заехав в Посольство Бразилии, либо обратившись в кассы кинотеатра перед сеансами.
Фото kino-teatr.ua