Премьеры недели: Литература и жизнь
С 27 ноября на украинских экранах демонстрируются: драма "Третья персона" Пола Хаггиса и анимационный фильм "Пингвины Мадагаскара" Эрика Дарнелла и Саймона Дж. Смита. А также: "Это я" Анны Акулевич и "Однажды в Украине" Игоря Парфёнова, "Сильнее смерти" "Вавилона’13", кинофестиваль в Трускавце, Международный фестиваль анимационных фильмов "Крок" и "Британский театр в кино".
Третья персона / Third Person
Режиссёр: Пол Хаггис
В ролях: Лиам Нисон, Мила Кунис, Эдриан Броуди, Оливия Уайлд, Джеймс Франко, Моран Атиас, Мария Белло, Ким Бейсингер, Микеле Мелега, Джанни Франко
Жанр: драма
Страна: США
"Третья персона" использует популярную в современном кино сюжетную композицию, в которой несколько историй из жизни обителей мегаполисов развиваются в экранном пространстве параллельно, лишь изредка переплетаясь.
В фильме Пола Хаггиса (который весьма успешно использовал аналогичную конструкцию в ленте "Столкновение", получившей "Оскар" как лучший фильм 2004-го года) таких историй три: известный писатель работает в Париже над новым романом и пытается вывести взаимоотношения с возлюбленной на более серьёзный уровень- в какой-то момент окажется, что эти задачи противоречат друг другу; уроженка Нью-Йорка пытается добиться права видеться со своим сыном, которое у неё отобрали в судебном порядке (но не делает ли героиню и в самом деле опасной для ребёнка её из ряда вон выходящая безответственность?); промышляющий мелким промышленным шпионажем американский делец знакомится в римском баре с прекрасной румынкой, дочь которой находится в руках у преступной группировки, и предлагает ей свою помощь, но со временем начинает сомневаться в правдивости её истории.
Тут и далее фото Кino-teatr.ua |
Загадочность названия фильма объясняется неудачным переводом. В действительности подразумевается не некая таинственная третья персона, которую отечественные зрители усматривают то в одном, то в другом персонаже, а третье лицо как режим повествования- понять это позволяет брошенная писателем фраза, что главный герой его романа, также писатель, способен чувствовать лишь через своих героев.
Разного рода бесчувственность, отчуждённость от близких людей и недоверие к незнакомцам является сквозной темой фильма, выступая своеобразным эмоциональным каркасом, удерживающим три истории в рамках единого повествования. Происходящее объединяет и то, что, по всей видимости, все истории взяты из романов персонажа-писателя. Линия, в которой действует он сам, также воспроизводит сюжет его книг- той, которую он пишет, и той, которую он напишет.
"Я знаю, -с горечью произносит в телефонной беседе его супруга, -этот разговор появится в твоём следующем романе". "Я знаю, этот разговор появится в твоём следующем романе"- набирает герой на ноутбуке, головой прижимая трубку к плечу.
Проклятие писателя, кладущего на алтарь творчества самые интимные подробности своей жизни и жизни родных, способного черпать вдохновение даже в смерти собственного ребёнка (как тут не вспомнить "Цвіт яблуні" Коцюбинского), оказывается своеобразной метафорой человеческого эгоизма, нашей душевной чёрствости и закрытости, страха довериться окружающим и способности отыскать любое оправдание, чтобы злоупотребить их доверием.
Нравственный посыл фильма не может не вызывать симпатии, его структурная сложность также достойна похвалы. При этом критические замечания читателей нового романа главного героя, сочувственно называющих его произведение несколько надуманным, можно адресовать и ленте.
Несмотря на ряд удачных эпизодов, в целом картина Хаггиса лишена убедительности. Некоторые сюжетные повороты выглядят совершенно недостоверными, вроде решения румынки доверить свою дочь отпетым уголовникам, чтобы они переправили малышку в Италию- авторы ленты, очевидно, не знали, что Румыния входит в Евросоюз, -или совсем уж замысловатой афёры, состоящей в том, что простофиле подсовывают некоторую сумму денег с тем, чтобы он, присвоив её, впоследствии не только добровольно вернул украденное, но и отдал в придачу своё состояние.
Также слишком очевидно стремление создателей картины потрясти аудиторию душещипательными перипетиями и сценами, повышая градус драматизма- если зрителю мало супружеской измены, его ошеломляют инцестом; страдания матери, лишённой родительских прав, достигают апофеоза, когда бедняжку, захлёбывающуюся рыданиями, волокут прочь от ребёнка, бегущего за нею с воплями "мама, мама!" и т.п. Под стать происходящему и персонажи, в самый неожиданный момент срывающиеся в истерические припадки.
И совсем уж невозможно поверить, что в романе выдающегося писателя- как бы ни терзал его творческий кризис и кризис самоидентификации, -могут попадаться пассажи вроде следующего: "Белый. Цвет доверия. Цвет веры. И цвет лжи, которую он внушает самому себе".
Оценка фильма 3 из 5
Пингвины Мадагаскара/ Penguins of Madagascar
Режиссёры: Эрик Дарнелл, Саймон Дж. Смит
Жанр: анимация
Страна: США
Подчас второстепенные персонажи оказываются настолько выразительны, что не просто "крадут представление" у главных героев, но и обзаводятся собственными произведениями. Родоначальником того, что теперь носит название спин-офф, выступил Уильям Шекспир, сочинив "Виндзорских насмешниц" специально для компании жизнерадостных прощелыг из "Генриха IV" во главе с сэром Джоном Фальстафом.
В некотором смысле, в кинематографе этот маркетинговый ход также появился благодаря Шекспиру- робот Робби из "Запретной планеты" 1956-го года, футуристической вариации шекспировской "Бури", стал, несмотря на своё скромное участие в сюжете, настолько популярен, что в следующем году его сделали главным героем фильма "Невидимый мальчик".
О том, что свой полный метр получит четвёрка милитаризованных пингвинов, приключения которых дополняли, а то и затмевали происходящее с основными героями фильма "Мадагаскар", было объявлено в 2009-м году. Ещё прежде о Шкипере, Ковальски, Рико и Рядовом были сняты короткометражный мультфильм (у нас он демонстрировался в кинотеатрах перед второй частью "Мадагаскара") и телесериал, ставший весьма популярным.
С тех пор проект полнометражной картины неоднократно менял жанровые очертания, его сценарий переписывался, авторский коллектив распадался и собирался заново. В том, что в итоге вышло на экраны, эти метаморфозы весьма ощутимы.
После ретроспекции, в которой показаны события, сформировавшие четвёрку и закалившие дух этих самоуверенных и воинственных птиц, начинается основное действие. Шкипер и его команда пытаются ограбить Форт-Нокс- предметом их вожделений является отнюдь не золото, а изготовленный специально для охраны хранилища золотого запаса США автомат с сырными палочками.
Операция заканчивается неудачей- не из-за бдительности стражей, с которыми пингвины с лёгкостью справляются, а из-за неожиданного появления в сокровищнице дяди Сэма некоего Дэйва, эксцентричного осьминога, чьё нападение застаёт криминальный квартет врасплох.
Дэйв оказывается выдающимся учёным, использующим свой талант и знания самым предосудительным образом, проводя сомнительные эксперименты с генными мутациями и организовав преступную группировку головоногих.
Как выясняется, именно пингвины невольно толкнули Дэйва на скользкую дорожку преступного гения- в своё время Шкипер и Ко привлекли всеобщее внимание в зоопарке, звездой которого до их появления был Дэйв.
Разочарование, глубокая обида на незаслуженный успех тех, кому всё достаётся шутя, мучительное желание отомстить- чувства, досаждавшие Яго и Сальери, терзают и душу Дэйва, который с помощью ужасного изобретения намерен лишить пингвинов симпатий окружающих. Но команда Шкипера оказывается более трудным противником, чем он мог предположить, к тому же, птицы получают неожиданного союзника в лице отряда под предводительством высокомерного пса-лайки, офицера секретной организации "Северный ветер", отстаивающей права беззащитных представителей фауны.
"Пингвины Мадагаскара" производят достаточно странное впечатление. Кажется, будто создатели никак не могли договориться друг с другом, симпатии какой возрастной группы им необходимо привлечь. В самой сюжетной конструкции "Пингвинов" заложены узнаваемые бесхитростные схемы назидательных историй для самых маленьких, которые смогут по окончании действа усвоить урок о том, как важно не только помогать своим друзьям, но и ценить их, верить в их способности, а не считать ни на что не годными идиотами.
Любой опытный синефил, успевший закончить младшую школу, с уверенностью сможет предсказать, что пингвины, у которых поначалу всё валится из крыльев, в конце концов утрут носы надменным профессионалам из "Северного ветра", а юному Рядовому, переживающему, что старшие не поручают ему важных заданий, суждено стать спасителем пингвинства.
При этом фильм Дарнелла и Смита является очевидной пародией на шпионские боевики с их соперничеством спецслужб, одержимыми маний величия злодеями и экшн-сценами в национальном антураже (в "Пингвинах" особенно удалась венецианская погоня на гондолах). В ленте высмеиваются и другие жанры, вроде низкобюджетной фантастики 50-х и телевизионных фильмов о дикой природе.
В шутках, которые не оставляют в фильме ни одного живого места, и в сюжетных перипетиях подлинное остроумие и фантазия соседствуют с наивностью, доходящей до примитивности, однако и эта примитивность подчас кажется своеобразным проявлением абсурдистской эксцентрики.
По-настоящему обаятельные образы главных героев кое-как скрепляют эту шаткую конструкцию, и всё же можно предположить, что этот фильм понравится скорее детям, пускай, в отличие от родителей, и не слишком знакомым с жанровой сатирой, но более восприимчивым к не позволяющей спокойно вздохнуть череде самых безумных гэгов и не нуждающихся в осмысленной логической связи парада цирковых аттракционов с говорящими животными.
Оценка фильма 3,5 из 5
Эксклюзивный кинопрокат двух украинских фильмов стартует в кинотеатре "Киев". Дебютный фильм Анны Акулевич "Это я" уже был представлен киевским зрителям на "Молодости" (также в его фестивальном активе- специальный приз жюри МКФ в Анкаре и Гран-при кинофестиваля в итальянской Лукании, причём, что любопытно, на последнем смотре единственным соперником ленты были "Такие красивые люди" Дмитрия Моисеева).
Сюжетные мотивы "Дяди Вани" разыграны в декорациях современной украинской деревни. Блудная дочь крестьянской семьи, переживая любовные неурядицы, возвращается на малую родину, кажется, не для того, чтобы обрести душевный покой, а чтобы поколебать покой родных, нарушить их мирное существование своим высокомерием, приступами саможалости и патологической неспособностью жалеть кого-либо другого. Лента характеризуется выразительными, узнаваемыми типажами, хорошо прописанными взаимоотношениями героев и достоверной лексикой.
В отличие от камерной драмы Анны Акулевич, лента Игоря Парфёнова "Однажды в Украине" является попыткой отразить на экране социально-политические бури нашего времени. Этот фильм вызвал определённый интерес благодаря своему трейлеру, художественные особенности которого упомянул Дмитрий Бондарчук в своём масштабном обзоре кинематографических обращений к Революции достоинства.
Автор этого фильма, Игорь Парфёнов- фигура, пребывающая на маргиналиях отечественного кинопроцесса, но оттого не менее любопытная. Деятельный защитник прав животных, он является организатором харьковского фестиваля фильмов на правозащитную и экологическую проблематику "Ступени", а также известен в качестве постановщика полудюжины фильмов, весьма ценимых поклонниками трэш-кино- важные гуманистические идеи выражаются в этих произведениях с достойными сожаления претенциозностью и безвкусицей.
Новая картина Парфёнова посвящена драматическим зимним событиям и соответственно является первым игровым фильмом о Евромайдане, однако его появление едва ли обрадует свидетелей и участников протестных акций. Необузданный разгул художественной самодеятельности, набор примитивных шок-сцен и патетические диалоги, вызывающие смех- всё то, чего можно ожидать от "Однажды в Украине", основываясь на описании сюжета, трейлере и прежних работах режиссёра, -представляются чем-то прямо противоположным тому, что хотелось бы ассоциировать с Евромайданом.
Его зрителям можно порекомендовать отнестись к повествованию как к чистому искусству, не имеющему отношения к окружающей действительности. Во всяком случае, фильм, несомненно, придётся по вкусу ценителям эксплуатационного кино.
Тем же, кто хочет посредством киноэкрана вновь пережить события прошлой зимы, можно порекомендовать выходящий в прокат документальный фильм "Сильнее смерти", созданный объединением "Вавилон’13".
27-го ноября начнётся V Трускавецкий международный кинофестиваль "Корона Карпат", в конкурсную программу которого вошли одиннадцать картин, созданных в пространстве от Бразилии до Марокко. Украинских работ в конкурсе две- "Креденс" Валентина Васяновича и "Братья. Последняя исповедь" Виктории Трофименко. В рамках фестиваля будет представлена концепция развития украинского кинематографа, подготовленная Государственным агентством Украины по вопросам кино.
Вход на все показы фестиваля свободный. В рамках мероприятия будет осуществляться сбор средств для нужд бойцов АТО.
28-го ноября откроется Международный фестиваль анимационных фильмов "Крок", который в этом году полностью пройдёт в Доме кино.
Фестиваль "Британский театр в кино" продолжится 2-го декабря спектаклем по комедии Уильяма Шекспира "Бесплодные усилия любви". Это произведение было не слишком востребовано в новом времени, будучи выдержанным в манере эвфуизма, специфического направления британского барокко, популярного у аристократии и характеризовавшегося высокопарным и затейливым слогом, и относясь к жанру придворных спектаклей с их пространными рассуждениями на философские темы и статичным действием.
Шекспир и воздаёт должное этому жанру, и высмеивает его, показывая тщетность и нелепость попыток молодого короля и его свиты бежать от любовных чувств в мир высоких материй. Постановку осуществил Шекспировский театр "Глобус", известный как трепетным отношением к духу и стилистическим особенностям драматургического первоисточника, так и способностью приблизить произведения 500-летней давности к современному зрителю.