XXI "Крок" и десять лучших украинских анимационных фильмов

Международный фестиваль анимационных фильмов "Крок" проходит в этом году в необычном формате.

Этот весьма авторитетный фестиваль организовывается с 1989-го года совместными усилиями украинских и российских кинематографистов, проходя в режиме корабельного путешествия - по традиции пароход, пассажирами которого выступают ведущие режиссёры мировой анимации и представители её светлого будущего, курсирует в один год по Волге, в другой - по Днепру.

Однако в этом году, по понятным причинам, "Крок" постигла участь Советского Союза. Российская сторона провела свой фестиваль на плаву, отечественные же учредители решили организовать украинский "Крок" в киевском "Доме кино", где прежде проходили только открытие фестиваля и показ его избранных фильмов.

По традиции "Крока", год "взрослой" конкурсной программы чередуется с годом "молодой", и в этот раз наступила очередь молодых. Поэтому конкурс XXI "Крока" состоит из двух секций - студенческих и дебютных фильмов. Выбирать лучшие из 75-ти работ будет жюри, в которое вошёл двадцать один студент киевских вузов, а также посетители фестиваля, которые смогут принять участие в зрительском голосовании.

Нужно отметить, что пригласительные билеты на фестиваль любой желающий может безвозмездно получить в дирекции "Крока", расположенной в Доме кино, однако, по имеющейся информации, они расходятся очень быстро.

РЕКЛАМА:

Насколько строго привратники "Дома кино" будут требовать соблюдения правил прохода, сказать до начала фестиваля не берёмся, поэтому рекомендуем тем, кому пригласительные всё-таки не достанутся, воспользоваться процедурой регистрации на проходящие в рамках фестиваля мастер-классы (после посещения которых можно будет остаться и на основную программу).

Помимо конкурсных показов и мастер-классов, на фестивале будет показано множество картин признанных авторов мировой анимации, а также состоятся премьеры лент украинских режиссёров.

В преддверии "Крока" мы решили вспомнить десять значимых анимационных лент, созданных в Украине в период независимости. С учётом концепции нынешнего фестиваля, большую часть подборки составили ленты молодых авторов, в том числе и студенческие картины.

Добавим, что при знакомстве с этими фильмами было бы особенно опрометчиво придерживаться распространённого заблуждения, что анимация ориентирована преимущественно на детей - некоторые из этих лент не рекомендуется смотреть и взрослым, не обладающим достаточно крепкими нервами для восприятия современного кинематографа.

"Энеида" (1991), реж. Владимир Дахно

Картина снималась постановщиком легендарных "Казаков" на "Укранимафильме" по заказу "Союзтелефильма", но работа над нею была завершена уже после распада СССР, и, таким образом, экранизация первого произведения новой украинской литературы стала последним украинским мультфильмом советского периода - и первым полнометражным мультфильмом, созданным в независимой Украине.

При всей условности исторического антуража, в произведении весьма ощутимы ожидания и тревоги переломного периода украинской современности.

В этой бесконечно обаятельной и остроумной, превосходно передающей юмор и колорит строк Ивана Котляревского, ленте о похождениях бравого казака Энея, строителя могущественной и счастливой Римской Сечи, выражено национальное восприятие земного рая и надежда когда-нибудь его воссоздать - с помощью Небесных сил, достойных лидеров и гражданской солидарности.

"Последняя жена Синей Бороды" (1993), реж. Александр Бубнов

История о непростых супружеских взаимоотношениях Синей Бороды и Медузы Горгоны является одним из лучших свидетельств того, что отечественные аниматоры сумели освоить жанровое пространство значительно успешнее отечественных постановщиков игровых лент.

При всей комедийности этого семейного хоррора его авторы демонстрируют превосходное стилистическое чутьё и знакомство с образами и сюжетными мотивами готических ужастиков и древнегреческой мифологии.

"Шёл трамвай 9 номер" (2002), реж. Степан Коваль

В этой получившей Гран-при "Крока" и "Серебряного медведя" Берлинского МКФ картине переваливающийся с рельсы на рельсу, буксующий, но с какой-то упрямой обречённостью продолжающий своё движение трамвай воспринимается как метафора украинского общества первой декады независимости.

В характерах пассажиров и их взаимоотношениях угадываются идеологические разброд и шатания, довлеющее влияние советского прошлого, засилье криминала и рутинное хамство, рождённое невежеством и социальной беззащитностью.

Однако мгновения душевной теплоты и взаимного сочувствия позволяют надеяться, что трамвай в конце концов выберется на верный маршрут.

"Засыпет снег дороги…" (2004), реж. Евгений Сивоконь

Картины счастливого домашнего праздника, общение с сердитой старушкой, чья ворчливая брань скорее озадачивает, чем пугает мальчика и его щенка (этот мимолётный конфликт оказывается, вероятно, последним воспоминанием об этой женщине в целом мире, когда давно уже нет ни её самой, ни разозлившего её щенка), война, предстающая в детском воображении вороной, клюющей, как зёрнышки, разбегающихся людей, и оставляющей на снегу следы в виде противотанковых ежей - фантазии и реальность далёкого прошлого неразличимы

Названный строкой из стихотворения Бориса Пастернака, этот фильм выдающегося режиссёра и преподавателя (большинство фильмов подборки создано учениками Сивоконя) наполнен тоской по уходящей натуре. Герой, вспоминающий детство, ещё возникает из тьмы, озаряемый пламенем спички, но скоро скроется, исчезнет навсегда, как и мир, существующий, хранимый теперь только в его сознании.

…Но кто мы и откуда,

Когда от всех тех лет

Остались пересуды,

А нас на свете нет?

"Пьеса для трёх актёров" (2004), реж. Александр Шмигун

Нашумевший десять лет назад фильм Александра Шмигуна кажется теперь болезненно актуальным.

Этой истории закадычных друзей, которых с профессиональной бесстрастностью стравливает незримый кукловод, особую пронзительность придаёт обманчиво счастливый финал - мы понимаем, что помирившихся товарищей на следующий день можно будет с прежней лёгкостью превратить во врагов - в идеологических баталиях или же на настоящем поле боя.

"23 анимационных экзерсиса" (2006), Дмитрий Бондарчук

Яркий представитель украинского киноандеграунда, Дмитрий Бондарчук в своей нарочито минималистской работе не только воздаёт должное эксплуатационному кино, но и показывает, что в обществе потребления даже смертоубийства воспринимаются как особый товар, превращаются в занятное зрелище, аттракцион.

Различные способы расправы предстают чередой цирковых номеров, не вызывающих никаких эмоций, кроме веселья.

"Украинская литература: Пособие для мудаков" (2010), реж. Анатолий Лавренишин и Дмитрий Коломойцев

В наиболее скандальной новелле альманаха "Мудаки. Арабески" под бодрое пение Михаила Поплавского портреты отечественных классиков из школьного учебника становятся жертвами художественных наклонностей школьников.

Трудно представить более безжалостное свидетельство кризиса, переживаемого украинской культурой, более выразительное описание той ситуации, когда безжизненные и невыносимо скучные мумии, в которые стараниями чиновников от культуры превращены наиболее талантливые и значимые представители национального искусства, оживляют, пририсовывая к ним гениталии.

На страницах злополучного учебника возникает изображение страны, чей литературный пантеон заставлен гипсовыми статуями классиков, которых никто не читает, и завален книгами Олеся Бузины, которые читают все.

(фрагмент)

"Царевич и тайна волшебной жабки" (2010), Реж. Наталья Скрябина

Необычайно забавный и при этом глубоко драматичный анимационный коктейль из народных сказок о молодом человеке из деревенского захолустья, полном сил и честолюбивых стремлений, грёз о великих битвах и большой любви, который раз за разом бросается в бой, но, несмотря на всю его героическую решимость, его приключения оказываются выдержанными в жанре комедии, а не былины.

Отдельного упоминания заслуживает дивный саундтрек.

"Сердцедёр" (2010), реж. Оксана Несененко

Поставленная по одноимённому роману Бориса Виана, эта жуткая история о женщине, которая с патологической настойчивостью стремится уберечь своих детей от воздействия окружающего мира, своими болезненными фантастическими образами не только удачно воспроизводит средствами пластилиновой анимации сюрреалистическую манеру писателя, но и заставляет вспомнить о шокирующем творчестве Роберта Моргана.

"Внутри" (2010), реж. Алёна Потёмкина

Очаровательное повествование о людях-шкафах, прячущих за закрытыми дверцами (подобно каждому из нас) определяющие их личность предметы.

Эти предметы либо стыдятся показать, либо не желают ими делиться, но чаще всего они просто не нужны никому, кроме их обладателя, трепетно и одиноко хранящего свои сокровища. Непритязательно простая метафора обыграна с замечательным чувством юмора и пониманием человеческой природы.

Реклама:

Головне сьогодні