Кинопремьеры недели: Блаженны за правду гонимые

С 5 декабря на украинских экранах демонстрируются: криминальная драма "Трэш" Стивена Долдри и фантастический фильм "Патруль времени" Майкла и Питера Спириг. А также: фестиваль "100 фильмов за 100 минут" и "Британский театр в кино".

Трэш / Trash

Режиссёр: Стивен Долдри
В ролях: Вагнер Моура, Селтон Мелу, Кристиана Аманпур, Риксон Тевес, Руни Мара, Мартин Шин, Андре Рамиру, Габриэль Вайнштейн, Хесвита Барбоса, Нелсон Шавьер
Жанр: криминальная драма
Страна: Великобритания-Бразилия

Отечественное прокатное название фильма Стивена Долдри должно привлечь внимание тех украинских синефилов, которых объединяет любовь к жанру трэш - халтурному эксплуатационному кино, своеобразному кинопространству задорной безвкусицы и неожиданных экспериментов. Но их ожиданиям не суждено сбыться - речь в ленте идёт о мусоре в общепринятом значении, а не в киноведческом.

Впрочем, в контексте происходящего на экране это слово приобретает известную многозначность.

РЕКЛАМА:
Тут і далі фото kino-teatr.ua

Мусор является источником существования главных героев, мальчишек, которые вместе с тысячами соотечественников живут на одной из крупнейших свалок Рио-де-Жанейро и отыскивают в отходах большого города то, что можно продать или употребить в пищу. Как мусор их воспринимают власть предержащие (в фильме бедняков сравнивают также с грязью и тараканами).

Мусором отечественный зритель, в соответствии с языковыми традициями, назовёт действующих в фильме представителей правоохранительных органов, которые относятся к окружающим (если те не являются представителями власти) не как к согражданам, чьи покой и безопасность они призваны защищать, а как к жителям оккупированной территории, бесправным и ненавистным, чьи попытки отстоять своё человеческое достоинство необходимо подавлять, как партизанское сопротивление.

Мусор, наконец, представляется метафорой состояния государства, в котором происходят подобные вещи, не встречая никакого сопротивления общественности (до событий последней зимы казалось, что именно так можно назвать и нашу страну).

Эта посвящённая Бразилии лента уважаемого английского постановщика (среди картин Долдри- "Билли Элиот" и "Часы", киевскому зрителю он известен также как режиссёр замечательного спектакля "Верхний свет", показанного в рамках фестиваля "Британский театр в кино") вообще кажется весьма актуальной для Украины.

В "Трэше" выразительно передан колорит фавел, а стоп-кадр с мальчиком, сживающим пистолет, отсылает к самой известной картине о бразильских "детях подземелья", "Городу Бога" Фернанду Мейреллиша (пользуясь случаем, хотим порекомендовать нашим читателям познакомиться с легко находимым на соответствующих ресурсах основополагающим для данной тематики фильмом "Пишоте, закон самого слабого" знаменитого бразильского режиссёра Эктора Бабенко).

При этом многие типажи и схемы социальных взаимоотношений, демонстрирующие чудовищный уровень коррупции и упадка бразильских государственных институций, словно списаны с украинской реальности.

Сюжет ленты вертится вокруг кошелька, найденного героями на свалке, за которым охотятся полицейские по поручению влиятельного конгрессмена. Рабочие будни этого политика, очевидно, не слишком отличаются от занятий его украинских коллег. Как замечает один из юных героев, "он хорошо умеет трепаться по телеку, а у нас нет ни больниц, ни школ".

Несомненно, конгрессмен куда более деятелен, чем представляется мальчугану. В фильме умалчивается, приложил ли государственный муж руку к строительству больниц и школ, однако нам рассказывают, что он принимал самое активное участие в возведении церквей, водоканалов и, конечно же, футбольного стадиона. В кошельке, который он отыскивает с такой живостью, спрятана информация о занимательных подробностях финансовой стороны строительства этих важных объектов.

За кошелёк объявлена награда, весьма соблазнительная для героев, но, сами толком не понимая, почему, они решают спрятать его от полиции и самостоятельно разобраться в тайнах, спрятанных в его кожаных отделениях- и вскоре прятаться приходиться им самим.

Лента Долдри, в которой хорошо разработанная интрига криминального триллера вписана в выразительный и узнаваемый социальный контекст, свидетельствует, что ярким приключением оказывается сама жизнь в подобной стране. Государственные структуры не то чтобы не функционируют вовсе - скорее, они функционируют совсем не так, как следует.

Не случайно в пространстве фильма почти отсутствуют представители преступного мира, а формальная принадлежность к нему некоторых персонажей обманчива. Так, играющий важную роль в сюжете заключённый оказывается гражданским активистом, севшим по сфабрикованному обвинению, в то время как присматривающий за ним тюремный офицер является взяточником и стукачом.

Забота об общественных интересах, об исполнении законов, о поддержке слабых целиком и полностью ложится на плечи волонтёров, правозащитников, христианских миссионеров, зачастую являющихся иностранцами, которым паспорт достойного, способного постоять за своих граждан государства обеспечивает минимальную защиту (среди подобных героев выделяется католический священник-миссионер, злоупотребляющий спиртным, внешне опустившийся, но бесстрашный и неколебимо преданный пастве- очевидная отсылка к образу главного героя "Силы и славы" Грэма Грина).

Представители официальных инстанций обращают внимание на их деятельность либо для того, чтобы вытребовать свою долю (один из полицейских в разговоре с представительницей католической миссии бросает фразу, хорошо знакомую сотрудникам иностранных благотворительных организаций, действующих в Украине: "Чтобы работать в нашей стране, вам нужно разрешение"), либо стремясь защитить от их посягательств представителей власти и большого бизнеса, тех, от кого они получают надбавку к своим скромным зарплатам.

Отстаивая интересы сильных и богатых, расправляясь с неимущими и беззащитными, эти сотрудники сил правопорядка действуют решительно и эффективно. Как показывают события фильма- подобно тому, как это показала последняя украинская зима, -в этом они не останавливаются ни перед похищениями, ни перед пытками, ни перед убийствами.

При этом наиболее яркий среди представителей полиции герой с его обходительными манерами и любовью к итальянской опере, сам никогда не прибегающий к рукоприкладству, а отдающий распоряжения, что и с кем следует сделать, ассоциируется не с заурядными цепными псами диктатуры, а с менеджерами режима, опрятными и интеллигентными, приводящими в действие репрессивный механизм.

Усилия нескольких добрых самаритян могут облегчить чьё-то существование, но неспособны изменить ситуацию. "Чтобы страна не скатилась на самое дно, - говорит один из персонажей картины, - народ должен выйти на улицы".

Воплощением этого вышедшего на улицы народа и выступают юные герои, нищие и бесправные, которые выглядят озабоченными лишь борьбой за выживание, но в действительности способны почувствовать сострадание к товарищам по несчастью и ощутить свою ответственность за их участь, за судьбу всего своего народа. Прекрасная драматургия характеров придаёт этим позитивным образам обаяние и убедительность.

При этом революционный пыл героев смешан с пылом религиозным. Информация о злоупотреблениях властей расшифровывается кодом, основанным на словах из Библии, посаженный в тюрьму правозащитник, рассуждая о помощи, которую Небеса непременно окажут правому делу, цитирует строки "Интернационала".

Это сочетание религиозности и борьбы с диктатурой покажется кому-то приметой специфически латиноамериканского течения Теология освобождения (зародившегося именно в Бразилии) - но только не тем, кто сам был свидетелем отечественных протестных акций и собраний, раз за разом начинавшихся с молитв, кто видел священнослужителей, убеждавших милиционеров не нападать на тех, чьи права и безопасность они призваны защищать, кто побывал в храмах, ставших прибежищем для раненных демонстрантов.

Приверженность христианству помогает героям избежать соблазна остаться равнодушными и пребывать в безопасности, помогает сохранять надежду на счастливый исход предприятия в самых тяжёлых ситуациях. Ведь если "Бог за нас, то кто против нас?"

Оценка фильма 4 из 5

Патруль времени / Predestination

Режиссёр: Майкл Спириг, Питер Спириг
В ролях: Сара Снук, Итан Хоук, Ноа Тейлор, Фрея Стэффорд, Элиз Джэнсен, Кейт Вульф, Мадлен Уэст, Алексис Фернандес, Кристофер Кирби, Роб Дженкинс
Жанр: фантастика
Страна: Австралия

В каждом из своих фильмов австралийцы Майкл и Питер Спириг проводят своеобразную ревизию того или иного жанра, демонстрируя хорошее знание его сюжетов и приёмов и способность к их творческому переосмыслению.

Их дебютная картина "Немёртвые" представляет собой неуклюжее, но жизнерадостное и чуждое условностей хорошего вкуса киновоплощение зомби-апокалипсиса, а "Воины света" стали оригинальной вариацией вампирской тематики.

В своём третьем фильме братья обратились к превратностям и парадоксам, которыми чреваты путешествия во времени, избрав в качестве основы рассказ Роберта Хайнлайна 1959-го года "Все вы зомби…", где представлен едва ли не самый запутанный в литературе пример временной петли.

Вслед за первоисточником, лента Спиригов посвящена будням Темпорального Бюро, тайной правительственной организации, сотрудники которой предотвращают наиболее масштабные преступления, перемещаясь во времени и пространстве. Лучший агент Бюро охотится за маньяком-бомбистом, в 1970-е наводящим ужас на Нью-Йорк, а также пытается привлечь к работе в организации молодого человека из того же времени.

В какой-то момент авторы повествования словно забывают о поиске террориста и сосредотачивают внимание на юноше, который рассказывает агенту и зрителям историю своей жизни.

"Спорим, что ты не слышал ничего более невероятного?" Эта история и в самом деле поразительна и достойна сострадания, но кажется не слишком правдоподобным, чтобы агент, занятый столь важным делом, как предотвращение теракта, который стоил (который может стоить?..) жизни тысячам людей, попутно тратил массу усилий на вербовку молодого специалиста.

Однако в конце концов - или в начале всех начал, - соблюдение закона причин и следствий в ленте Спиригов оказывается не менее строгим, чем в рассказе Хайнлайна- при этом фильм, как и рассказ, можно упрекнуть в том, что характеры персонажей проработаны в нём хуже, чем сюжет.

Локализаторы предпочли выпустить картину под новым названием вместо того, чтобы перевести оригинальное. Между тем, его буквальный перевод, "Предназначение", не только лучше соответствует идейной проблематике ленты, но и позволяет более точно судить о её жанре.

Следственные мероприятия, погони и перестрелки оказываются чем-то третьестепенным в повествовании, посвящённом тому сослагательному наклонению, которого якобы не знает история и которое предоставляет богатую пищу для размышлений о парадоксальности свободы выбора, которой мы владеем, несмотря на предопределённость этого выбора.

Сотрудники Бюро меняют будущее не только не позволяя произойти неким событиям, но и показывая людям из прошлого возможности, которые они в себе таят, помогая им реализовать своё подлинное призвание- и узнать о себе правду, не всегда приятную.

В этом смысле лента Спиригов сходна с первым в истории культуры детективным произведением, герой которого, расследуя убийство, обнаруживал, что убийцей является он сам. Как и злоключения царя Эдипа, "Патруль времени" свидетельствует, что самые удивительные и ужасные открытия мы можем сделать, попытавшись отстранённо исследовать и проанализировать события собственной жизни и собственную душу.

Оценка фильма 3,5 из 5

Фестиваль "100 фильмов за 100 минут", настоящий калейдоскоп сюжетов и стилей, смешение пронзительных, остроумных и трогательных историй с сюрреалистическими порождениями самой буйной фантазии вновь пройдёт в столичной "Кинопанораме" 6-го и 7-го декабря после весьма успешных всеукраинских гастролей. В последний день состоится награждение победителей смотра, определённых зрительским голосованием.

Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 2-го декабря спектаклем вовсе не британским, а американским- осуществлённой бродвейским театром "Longacre" инсценировкой романа Джона Стейнбека "О мышах и людях", очень важного для американской культуры, который, как и многие другие произведения писателя, можно назвать социальным нуаром.

Действие происходит в 20-е годы на небольшой ферме, где главные герои находят работу в разгар Великой депрессии. Но, сумев отыскать прибежище от социально-экономических бурь, они оказываются в эпицентре душевных катаклизмов.

Реклама:

Головне сьогодні