Кинопремьеры недели: Последний бой – он трудный самый
С 11 декабря на украинских экранах демонстрируются: фэнтези "Хоббит: Битва пяти воинств" Питера Джексона и драма "Звёздная карта" Дэвида Кроненберга.
А также: Дни аргентинского кино, "Урбанистические утопии на советском киноэкране", "Украинская новая волна", "Праздник короткого метра в самый короткий день" и "Сон в летнюю ночь" Уильяма Шекспира.
Хоббит: Битва пяти воинств / The Hobbit: The Battle of the Five Armies
Режиссёр: Питер Джексон
В ролях: Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитедж, Эванджелин Лилли, Орландо Блум, Джеймс Несбитт, Кен Стотт, Грэм МакТавиш, Уильям Кирчер, Стивен Хантер, Дин О’Горман, Эйдан Тернер
Жанр: фэнтези
Страна: Новая Зеландия-США
Предшествующий фильм Питера Джексона по роману Джона Рональда Руэла Толкина, красной нитью которого был обращённый к народу призыв очнуться от спячки, отказаться от стабильной и безопасной нищеты и бесправия ради смертельно опасной борьбы за свободное, справедливое и неопределённое будущее, смотрелся удивительно актуально, появившись на наших экранах в прошлом декабре.
Заключительная часть трилогии также кажется метафорой украинских событий, представленной в образах германской мифологии.
В самом начале ленты дракон, разбуженный народными волнениями, обрушивает на граждан Эсгарота свою ярость, однако оказывается куда более уязвимым, чем привык воображать.
В результате огнедышащая рептилия, наводившая ужас на долину так долго, что её обитатели свыклись с этим ужасом, научились воспринимать его как часть своего существования, неизбежную и естественную, оказалась поверженной, вместе с нею сгинула и городская власть коррупционеров и бездельников.
Но сбросивший вековой гнёт город теперь лежит в руинах, и к нему движутся братские полчища орков, заявляющих права на освобождённую землю.
Не менее важным, чем борьба с внешним врагом, оказывается необходимость противостоять внутренним демонам, алчности, гордыне, ксенофобии, вносящим раскол в ряды людей, гномов и эльфов, которым следовало бы сплотиться в восстановлении благополучия разорённого края и выступить единым фронтом против агрессора.
Но вместо этого они предпочитают поднять оружие друг на друга, выясняя, кому должны достаться сокровища дракона и власть в его владениях и чья раса, в конце концов, является высшей.
Как известно, скольких бы трудов ни стоила победа над чудовищем, ещё более тяжёлым испытанием оказывается для змееборца искушение самому превратиться в дракона, для ниспровергателей диктатуры – установить диктатуру самим.
Предложенная авторами экранизации интерпретация произведения Толкина, как описания превратностей борьбы с тоталитаризмом, представляется более чем уместной. Однако проблема фильма в том, что решать важные проблемы этики и социального устройства призваны герои, кажущиеся не живыми людьми, не гномами и эльфами из плоти и крови, а роботами, причём сделанными не из металла, а из пластика.
В редкие моменты превосходным исполнителям удаётся передать душевные порывы, но в целом повествование оставляет впечатление бездушности со своими невыразительными, картонными характерами и ходульными диалогами.
Немаловажным является и формат, в котором снят "Хоббит", HFR 3D- фильм демонстрируется с частотой 48 кадров в секунду, - получивший достаточно противоречивые отзывы, -в то время, как одни безоговорочно предали новинку кинематографической анафеме, другие утверждают, что, каким бы кошмаром не казалось это старомодным душам, воспитанным на киноплёнке, этой технической диковинке принадлежит будущее.
Не вдаваясь в оценки подобных прогнозов, можно сказать, что сверхчёткое и при этом разреженное, лишённое привычной кинематографической текстуры изображение, делающее происходящее похожим на снятый в 3D телефильм (или, скорее, телеспектакль), герои которого действуют словно в декорациях пейзажей из компьютерной игры, отнюдь не прибавляет происходящему эмоциональной достоверности.
Оценка фильма 2 из 5
Звёздная карта / Maps to the Stars
Режиссёр: Дэйвид Кроненберг
В ролях: Джулианна Мур, Миа Васиковска, Оливия Уильямс, Эван Бёрд, Сара Гадон, Нив Уилсон, Доун Гринхалг, Джон Кьюсак, Роберт Паттинсон, Кьяра Гласко
Жанр: драма
Страна: Канада-США-Германия-Франция
В предшествующей картине знаменитого канадского режиссёра воплощением западной цивилизации с её обманчивым благополучием представал пассажир роскошного лимузина, высокомерный, безжалостный и беспечный в своей уверенности, что он сумеет избежать ответственности за свои деяния, отгородившись от менее успешных сограждан металлом и стеклом.
Роберт Паттинсон, исполнивший главного героя "Космополиса", в "Звёздной карте" появляется уже в качестве водителя лимузина, играющего второстепенную роль и в сюжете фильма, и в том мире особняков и съёмочных павильонов Голливуда, который также оказывается у Кроненберга неким собирательным образом современности.
На первый взгляд обитатели голливудских холмов представляют собой сборище лицемерных истеричек и тщеславных шарлатанов, на второй всё оказывается значительно хуже.
О том, насколько плачевно обстоят дела, можно судить по ситуации с искусством, с которым так или иначе связан каждый из героев ленты.
В этом мире искусство не способно ничего созидать, являясь при этом следствием разнообразных бедствий, смертей и преступлений.
Так, немолодая актриса Гавана мечтает исполнить роль, когда-то сыгранную её матерью – которую Гавана, по всей видимости, сожгла, поскольку та подвергала её сексуальным надругательствам.
Эта роль, которую героиня рассматривает как курс интенсивной психотерапии, достаётся ей благодаря тому, что актриса, утверждённая в фильм прежде, погружается в депрессию из-за гибели малолетнего сына – столь своевременная смерть ребёнка вызывает у Гаваны приступ неконтролируемого веселья.
Другая центральная героиня фильма, юная служанка Гаваны Агата, помогает известной актрисе и писательнице Кэри Фишер в работе над её романом о девушке, получившей тяжёлые ожоги, делясь собственным опытом – Агата едва не погибла, устроив пожар в семейном особняке, собираясь, вероятно, таким образом уйти из жизни вместе со своим братом Бенджи, которого она предварительно накачала наркотиками.
А упоминавшийся выше водитель использует любовные отношения с Агатой, чтобы написать сценарий о романе с изуродованной девушкой.
Творческая сублимация не оказывает никакого благотворного воздействия, скелеты выбираются из шкафов и принимаются водить хороводы вокруг героев. Гавану донимает призрак её матери, Бенджи является девочка, умершая от редкой болезни, которую он, звезда телесериала, навестил в больнице в качестве рекламного хода, а родители Агаты шарахаются от дочери-поджигательницы, как от мертвеца.
Именно распад и извращение родственных связей, непримиримая вражда детей и родителей, инцестуальные порывы братьев и сестёр выступают главной приметой вырождения. Но, как выясняется, все эти искажения человеческой природы и законов цивилизации являются наследием старых семейных драм, произошедших из-за стечения обстоятельств, ужасных и неотвратимых, как рок в древнегреческих трагедиях.
Несмотря на изощрённость композиции и остроумно выраженную мысль о том, что безумие и пороки современного мира являются вариацией древнего зла, естественным следствием первородного греха, фильм трудно отнести к числу удач.
Содержащийся в нём набор эксцентричных злодейств, трагических совпадений и страшных семейных тайн сделал бы честь любой мыльной опере или готическому хоррору, и, подобно заурядным представителям этих жанров, "Звёздная карта" оставляет впечатление искусственности, бутафории, происходящее в ленте может занимать, однако при этом оно не вызывает эмоционального сопереживания.
Но нужно отдать фильму Дэйвида Кроненберга должное – прославленное стихотворение Поля Элюара "Свобода" ещё никогда не звучало в таком контексте.
Оценка фильма 2 из 5
С 12-го по 15-е декабря в кинотеатре "Киев" пройдёт ретроспектива одной из наиболее интересных национальных кинематографий Латинской Америки, "Дни аргентинского кино", организованные посольством Аргентинской Республики.
В программу вошли четыре полнометражных фильма – трагикомедия "Фрэд и Эльза", получившая приз зрительских симпатий МКФ "Синефест" в канадском Садбёри, детективный триллер Хуана Хосе Кампанеллы "Секрет в его глазах", обладатель "Оскара" за лучший иноязычный фильм, рассказывающий о послевоенной жизни печально известного доктора Менгеле триллер "Вакольда" Лусии Пуэнсо, лауреат премии национальной киноакадемии как лучший фильм и нынешний кандидат на "Оскар" от Аргентины, трагикомедия "Опустевшее гнездо" Даниэля Бурмана, получившая ряд призов за актёрские работы.
Также во время фестиваля будет показана короткометражная работа "Плоть и кровь" Федерико Эскерро, талантливая, забавная и жуткая история о безумии, овладевающем актёром на съёмочной площадке, которая получила приз как лучший фильм короткометражной секции на прошедшей "Молодости".
Вход на все показы мероприятия свободный.
Продолжается серия лекций и кинопоказов "Урбанистические утопии на советском киноэкране", организованная Национальным центром Александра Довженко в PinchukArtCentre – весьма значимая попытка переосмыслить культурные мифы советской эпохи, во многом продолжающие довлеть и над нашей современностью.
13-го декабря состоится лекция культуролога Игоря Тищенко "Киноутопии и городская повседневность сталинского периода", киноиллюстрацией которой станет демонстрация музыкальной комедии "Шуми-городок" Николая Садковича, снятой на Киевской киностудии в 1939-м году.
Вход на лекции бесплатный, обязательная регистрация по телефону 590-08-58.
Также Центр Довженко 18-го декабря представит в кинотеатре "Киев" очередную подборку короткометражек из серии "Новая украинская волна" (её прокат должен стартовать в конце января).
В программу вошли шесть достаточно нашумевших на отечественных просторах лент, включая "И Бог сделал шаг в пустоту" Зазы Буадзе, "Лица" Никона Романченко, "Лавку певчих птиц" Анатолия Лавренишина.
Масштабную программу короткого метра представит в кинотеатре "Киев" 19-го декабря Французский институт. Программа "Праздник короткого метра в самый короткий день года" – популярный во всём мире бренд французских Национального центра кинематографии и Агентства короткометражного кино.
В подборку войдёт более ста французских короткометражек различных жанров общей продолжительностью свыше 4,5 часов.
Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 16-го декабря постановкой одного из наиболее популярных произведений Уильяма Шекспира и одной из наиболее восхитительных комедий в истории литературы и театра "Сон в летнюю ночь", осуществлённой Шекспировским театром "Глобус".
В этом удивительном произведении, в котором нерасторжимо сплетаются высокая поэзия, волшебная сказка и шутовская буффонада, за фантасмагорией и фарсом скрыты ключевые конфликты эпохи Возрождения, столкновение личного чувства и традиции, стремление индивидуальности выйти за рамки устаревающих феодальных норм.