Премьеры недели: Там, на неведомых дорожках

6
26 грудня 2014

С 25 декабря на украинских экранах демонстрируются: сказка-мюзикл "В тёмном-тёмном лесу" Роба Маршалла, драма "Три сердца" Бенуа Жако и документальный фильм "Труба" Виталия Манского.

В тёмном-тёмном лесу /Into the Woods

Режиссёр: Роб Маршалл
В ролях: Мэрил Стрип, Эмили Блант, Джеймс Корден, Анна Кендрик, Дэниэл Хаттлстоун, Крис Пайн, Джонни Депп, Кристин Барански, Тэмми Бланчард, Люси Панч
Жанр: сказка-мюзикл 
Страна: США

The woods are lovely, dark and deep

But I have promises to keep

And miles to go before I sleep

And miles to go before I sleep

                       Robert Frost

В фильме Роба Маршалла переплетаются сюжеты нескольких популярнейших западноевропейских сказок. Их герои оказываются соседями в небольшом городке, так что в продолжение действия буквально путаются друг у друга под ногами.

Вообще-то, в повседневном существовании мальчика Джека, живущего с матерью на пришедшей в упадок ферме, девочки Красная Шапочка, бойкой и решительной, но не слишком воспитанной, девушки Золушки, которую держат в чёрном теле мачеха и сводные сёстры, нет ничего не только сказочного, но и сколько-нибудь необычного. Необычное, загадочное, волшебное вторгается в их жизнь, явившись из расположенного неподалёку леса - или заманивая в его чащи.

Всё начинается с визита ведьмы (чей мрачный особняк расположен, конечно же, на окраине леса, а не на окраине города) к пекарю и его супруге, вполне безобидным и заурядным горожанам, которым она поручает достать белую корову, золотистую туфельку, белокурую прядь и красный головной убор.

В обмен на этот экзотический набор волшебница обещает снять с четы проклятие бесплодия, которое сама же и наложила.

 Фото Kino-teatr.ua

Именно на поиски белой коровы и прочих редкостей супругам приходится, покинув свою уютную пекарню, отправиться в лес, где они сталкиваются с остальными героями, опрометчиво вступившими под его таинственную сень.

"В тёмном-тёмном лесу" с его обаятельными героями, остроумными словесными пикировками и музыкальными номерами поначалу кажется в хорошем смысле старомодным семейным фильмом, в котором вполне невинная ирония над клишированными сказочными образами помогает удерживать внимание взрослых.

Здесь следует отметить, что спецэффекты и экшн-сцены в фильме Роба Маршалла сведены к минимуму - наиболее острые моменты сюжета вроде приключений Джека в стране великанов или гибели Волка отражены только в устных рассказах, а в облике персонажей предпочтение отдано театральной условности - к примеру, костюмы и причёски принцев, добивающихся расположения Золушки и Рапунцель, выдержаны в стилистике бойз-бенд, а тот же Волк, сыгранный Джонни Деппом, со своими накладными усами и бородкой и курткой-шкурой здорово напоминает своего собрата из "Мамы" 1975-го года, воплощённого Михаилом Боярским.

 

Однако по мере развития действия начинаешь сочувствовать людям, пришедшим в зал вместе с маленькими детьми, и не только из-за того, что в некоторых случаях авторы достаточно точно следуют первоисточникам, так что зрителей, не знакомых с историей о Золушке в варианте братьев Гримм, может шокировать участь злых- и злосчастных, - сестёр героини.

Сплетшиеся сюжетные линии приходят к ортодоксально счастливому завершению- но неожиданно прорывают его и движутся дальше. За чередой свадеб, деторождений и наказаний антигероев следует отнюдь не сказочный рай земной с его долгой жизнью, которая "двигается по кругу среди знакомых вещей, и её однообразие является не скукой, а счастьем".

Приключения и чудеса, пережитые героями и позволившие им добиться желаемого, снова вторгаются в их жизнь, разрушают их размеренные и благополучные будни, чтобы призвать их на новые подвиги и авантюры. И, как замечает Ведьма, вовсе не обязательно всё снова должно закончиться хорошо, вовсе не обязательно герои раз за разом будут проявлять себя с лучшей стороны.

 

По мысли авторов, лес представляет собой некую альтернативу заурядной жизни, предлагая почтенным обывателям пуститься в рискованное предприятие, проявить отвагу, готовность к самопожертвованию и смекалку, но также предоставляя им возможность реализовать свои тёмные желания, противоречащие семейным ценностям.

Так что в конце концов персонажи оказываются перед выбором между захватывающими приключениями и реальностью, лишённой волшебства, но отнюдь не героизма, проявляющегося в чувстве ответственности, заботе о близких людях.

Как писал в предисловии ко "Льву, колдунье и платяному шкафу" Клайв Стейплз Льюис, "однажды ты станешь достаточно взрослым, чтобы снова читать сказки". Фильм Маршалла претендует именно на такое "взрослое" прочтение знакомых с детства сюжетов, но успех этого предприятия кажется несколько сомнительным.

 

На протяжении всего фильма кажется, что авторы никак не могли решить, что они снимают- традиционную рождественскую историю для всей семьи или постмодернистский гротеск, пронизанные чёрным юмором сцены чередуются со скучноватыми нравоучениями, а противопоставление повседневности приключениям представляется слишком уж наивным и незначительным "добрым молодцам уроком" в сравнении с тем, что таится в волшебных сказках с их многозначностью и глубиной.

Оценка фильма 3,5 из 5

3 сердца /3 coeurs

Режиссёр: Бенуа Жако
В ролях: Бенуа Пульворд, Шарлотта Генсбур, Кьяра Мастроянни, Катрин Денёв, Андре Маркон, Патрик Милле
Жанр: драма
Страна: Франция-Германия-Бельгия

Французский режиссёр Бенуа Жако известен своим интересом к безумствам и патологическим состояниям, которыми чревата любовная страсть.

Некоторые из его киноэкскурсов в интимную сферу человеческого общежития весьма удачны, вроде ленты "Прощай, моя королева", где взаимоотношения Марии-Антуанетты и её служанки, относящейся к госпоже с обожанием, переходящим в сексуальное влечение, отражают неизбывные иллюзии, с которыми мы воспринимаем (и хотим воспринимать) даже самых корыстолюбивых и жестокосердных власть предержащих.

"Три сердца", уже знакомые отечественному зрителю- фильм был показан на церемонии открытия последней "Молодости", -трудно отнести к числу удач.

Название фильма не только указывает на поджанр мелодрамы, который можно было бы назвать "сообразим на троих", но и намекает на связь сердечных страданий с сердечными болезнями, ведь упомянутые три сердца оказались, образно говоря, разбитыми, поскольку один из их обладателей в самом буквальном смысле имел проблемы с сердцем.

 

Немолодой холостяк Марк знакомится в ходе служебной поездки со своей ровесницей Сильвией. Герои проводят несколько часов в упоительных беседах и договариваются встретиться через неделю. В положенный час Марк, полный томительных предвкушений, спешит на свидание, но на полдороги у бедняги случается сердечный приступ - он попадает в реанимацию, а Сильвия, чувствуя себя обманутой, выходит замуж за другого.

Но жизнь продолжается, несмотря на все наши поражения. Спустя какое-то время Марк, приехав в командировку в город Сильвии, встречает ещё одну прекрасную незнакомку, Софи. На этот раз всё складывается благополучно. Софи и Марк женятся, растят детей.

"С Софи Марк наконец обрёл душевный покой", - благодушно сообщает из-за кадра рассказчик. И вот в разгар этой семейной идиллии из Америки, куда она несколько лет назад уехала вместе с супругом, приезжает сестра Софи и спешит познакомиться с её мужем. Но - о ужас! –эти двое уже давно знакомы. Ведь сестра Софи - какое невероятное, какое трагическое стечение обстоятельств, - это Сильвия собственной персоной.

 

Используя в качестве завязки столь маловероятную интригу, авторы ленты и не пытаются придать сюжету и характерам какое бы то ни было правдоподобие.

Действие "Трёх сердец" разворачивается в пространстве условностей, в мире, сконструированном из мелодраматических клише, с нелепыми ситуациями и плоскими персонажами, которые похожи на живых людей только благодаря превосходному исполнению Бенуа Пульворда, Кьяры Мастроянни и Шарлотты Генсбур.

 

Идеальный зритель такого фильма безоговорочно доверяет происходящему на экране и не задаёт себе и своим соседям по кинозалу вопросов о том, почему, к примеру, героини, отнюдь не холодные тихони, обзаводятся семьями и детьми только после сорока, или почему нежный отец семейства, влюблённый в свою жену, готов пожертвовать семейным очагом ради женщины, с которой много лет назад провёл один вечер, или почему, в конце-то концов, сценаристы не удосужились придумать мало-мальски убедительное объяснение тому, как мог главный герой по очереди знакомиться и заводить отношения с сёстрами, не подозревая об их родственной связи.

Отдельного упоминания заслуживает более чем странный саундтрек Брюно Куле. Известный композитор, обычно сочиняющий музыку для триллеров, наполнил картину Жако тревожно-скрежещущими звуками, словно подсказывающими зрителю, что одна из сестёр вот-вот набросится на соперницу и любвеобильного Марка с кухонным ножом. К сожалению - позволим себе спойлер, - этого так и не происходит.

Оценка фильма 1,5 из 5

Также в прокат выходит "Труба" российского документалиста Виталия Манского, одного из наиболее последовательных сторонников Украины в российской творческой среде.

 

"Труба", составленная из сцен, отснятых по пути следования газа в газопроводе "Западная Сибирь - Западная Европа", является ярким, пронзительным описанием того пространства, из которого мы начинаем выбираться благодаря революционным событиям.

Вопрос о том, являются ли природные ресурсы благословением или проклятием России, превратившейся в сырьевой придаток Запада, выступает лишь формально-необязательным поводом для киноэкскурса в постсоветскую глубинку.

Авторы картины переезжают из России в Украину, из Украины в Белоруссию, но на пересечение государственных границ указывает лишь смена символики и имён лидеров- нищета, невежество и социальная беззащитность граждан остаются неизменными.

Фильм Манского- бескомпромиссное свидетельство того, как социально-политическая, экономическая катастрофа оборачивается катастрофой культурной и нравственной.

Но, при всём обескураживающем скотстве условий жизни и труда, при всей ограниченности представлений героев картины Манскому удаётся показать в этих униженных и оскорблённых, затравленных, обманутых или просто забытых властью людях яркую человеческую индивидуальность, стойкость и душевную теплоту, позволяя зрителю увидеть своих ближних в непрошибаемом электорате Путина-Януковича-Лукашенко.

powered by lun.ua