Премьеры недели: Автора, автора!

С 15 января на украинских экранах демонстрируются: драма "Большие глаза" Тима Бартона, драма "Мамочка" Ксавье Долана и документальный мюзикл "Туннель сознания" Тимо Новотны.

А также: онлайн-фестиваль "ОМКФ Digital" и "Британский театр в кино".

Большие глаза / Big Eyes

Режиссёр: Тим Бартон
В ролях: Эми Адамс Кристоф Вальц, Кристен Риттер, Теренс Стэмп, Джон Полито, Джейсон Шварцман, Дэнни Хьюстон, Элизабетта Фантоне, Джеймс Саито, Гуидо Фурлани
Жанр: драма
Страна: США

Некоторые люди оказываются жертвами чужих амбиций и вожделений с таким удручающим постоянством, проявляют, подавляемые коварством или силой, такую беспомощность, что их невзгоды вызывают не только сочувствие, но и подозрение, что они сами нуждаются в том, чтобы подчиняться и прислуживать - однако, к сожалению, выбранные ими хозяева норовят злоупотребить их наклонностями.

Главная героиня ленты Маргарет сбегает от первого мужа, очевидно, обращавшегося с нею весьма скверно и не ценившего её занятия живописью.

Её новый спутник жизни, Уолтер Кин, напротив, увлечён искусством и восхищается талантом Маргарет. Но в какой-то момент его преклонение перед дарованием супруги выходит за рамки разумного - он объявляет картины Маргарет своими и с благодарностью принимает предназначенные автору похвалы.

Тут и далее фото Кino-teatr.ua

Несколько шокированной жене он поясняет, что сделал это, разумеется, не из побуждений тщеславия, а чтобы успешнее презентовать её творчество, ведь ценители хотят общаться с самим художником, а Маргарет, в отличие от жизнерадостного и красноречивого супруга, зажата и стеснительна.

К тому же, разве они, Маргарет и Уолтер, не единое целое, разве восхищение одним из них не может с полным правом быть воспринято на свой счёт вторым? Маргарет вполне убеждена - пускай и не слишком обрадована, - этими доводами, что позволяет Уолтеру в полной мере реализовать свой потенциал предпринимателя от искусства.

В короткое время благодаря устраиваемым им небольшим скандалам, его появлениям в нужное время в нужных местах, дружбе с прохиндеем-журналистом и, главное, его хорошо подвешенному языку и обаянию картины Маргарет обращают на себя внимание широкой публики- однако самой художнице приходится довольствоваться ролью жены гения.

Взаимоотношения героев этой поставленной по мотивам реальных событий истории могут показаться своеобразной метафорой союза Искусства и Коммерции, изображением драматической неспособности первого добиться успеха без второй и той цены, которую приходится заплатить художнику, потакающему капризам аудитории, постепенно отказывающемуся от творческой индивидуальности.

Здесь, впрочем, следует сделать существенную оговорку - об искусстве в его высоком значении речь не идёт.

К сожалению, владелец галереи, попросивший Уолтера, который принёс показать ему картины супруги, скорее убрать "этот мусор, полиция вкуса уже едет", называет вещи своими именами - прославившие Маргарет Кин полотна, изображающие грустных большеглазых сироток, ошеломляюще безвкусны, а явившиеся следствием её дальнейших творческих исканий меланхоличные дамы кажутся неуклюжей аматорской стилизацией под Модильяни.

"Критики нужны для того, чтобы оберегать общество от подобных кошмаров", - надменно, но вполне справедливо объявляет один из наиболее выразительных персонажей ленты, Джон Кенедей, обозреватель "Нью-Йорк Таймс", полвека назад наводивший ужас на американских художников.

Но, разумеется, отнюдь не всё общество склонно искать у критиков защиты своих эстетических представлений, и китч, подписанный именем Уолтера Кина, расходится на ура.

Ситуация представляется вполне закономерной, но, к несчастью, ни Маргарет, ни Уолтер не способны трезво отнестись к происходящему. Каким бы халтурным потаканием непритязательным вкусам не выглядели работы героини, для Маргарет они являются искренним выражением её художественных чаяний, она чувствует себя уязвлённой, встречая репродукции своих картин в супермаркете, по соседству с заставленными стиральным порошком полками, и, конечно, она хотела бы сама получать дань уважения и восхищения поклонников её произведений - а не наслаждаться видом супруга, украшенного предназначенными ей лаврами.

Вместе с тем Уолтер представляется этаким зловещим вариантом Хлестакова, искренне гордясь признанием, завоёванным чужими картинами, и будучи готовым пойти на что угодно, чтобы его сохранить.

Бесталанный, но удовлетворяющий запросы массовой аудитории художник и талантливый продюсер-маркетолог могли бы стать прекрасными партнёрами и в браке, и в делах, если бы адекватно оценивали свои возможности. Вместо этого отчаянные попытки Уолтера и Маргарет (в равной мере безосновательные) претендовать на значимое место в современном искусстве приводят их к драматическому конфликту и с окружающими, и друг с другом.

Важную роль в повествовании играет разоблачение социокультурных стереотипов, восприятия женщины как своеобразного дополнения к мужчине, лишённого самостоятельной ценности. Как замечает вначале ленты закадровый рассказчик, "50-е - прекрасное время, если вы - мужчина".

Однако злоключения главной героини обусловлены не отсутствием полового равноправия в тогдашнем американском обществе, а её неспособностью бороться за свои права. Бунт, который она, в конце концов, поднимает против Уолтера, становится возможен благодаря её вступлению в "Свидетели Иеговы" - неслучайно после продолжительных духовных поисков, не удовлетворённая традиционными конфессиями, Маргарет становится членом псевдохристианской секты с её жёсткой системой контроля и коллективной поддержкой.

Впрочем, какие бы чудеса слабохарактерности не демонстрировала героиня, её увлечённость живописью, похоже, не способны были смирить никакие домашние тираны, тоталитарные секты и суровые критики.

Во второй раз после "Эда Вуда" (сценарий к которому, как и к "Большим глазам, написали Скотт Александер и Ларри Карацевски) Тим Бартон отдаёт дань уважения художнику, одержимому творчеством вопреки всем превратностям артистического существования, непониманию окружающих - и даже отсутствию какого бы то ни было таланта.

Оценка фильма 3,5 из 5

Мамочка / Mommy

Режиссёр: Ксавье Долан
В ролях: Энни Дорвал, Антуан-Оливье Пилон, Сюзанн Клеман, Патрик Уард, Александр Гойетт, Мишель Литюак, Изабель Нелисс, Пьер-Ив Кардинал, Вивиан Паскаль, Натали Амель-Руа
Жанр: драма
Страна: Канада

Ксавье Долан вновь обращается к сложностям, возникающим во взаимоотношениях матери и сына, которые в его интерпретации приобретают патологический характер. И если герой дебютной ленты режиссёра "Я убил свою маму" (в 2009-м участвовавшей в конкурсной программе киевской "Молодости") в своём конфликте с родительницей не пошёл дальше выдумки, что та скончалась, в "Мамочке" ситуация и в самом деле подчас едва не доходит до матереубийства.

50-летняя вдова Диана берёт на поруки из воспитательного центра сына Стивена, которому за очередную выходку, закончившуюся для его сверстника плачевно, грозит тюремный срок. Стивен страдает серьёзным расстройством психики и не вполне контролирует своё поведение, обычно колеблющееся между добродушными проказами гопника, пребывающего в хорошем настроении, и припадками буйства, во время которых он становится по-настоящему опасен.

Его мать, взбалмошная и неприкаянная особа без средств к существованию, так и не оправившаяся после смерти мужа, представляется не лучшим опекуном для юного психопата- можно предположить, что её пример и методы воспитания весьма способствовали развитию душевной болезни подростка.

Испытывающим искреннюю взаимную привязанность, но не способным друг о друге позаботиться - а, напротив, то и дело доходящим в своих ссорах до опасного эмоционального накала, - Диане и Стивену, кажется, неоткуда ждать помощи. Но причудливая эксцентричность их поведения, побуждающая окружающих держаться от них подальше, привлекает внимание Кайлы, стеснительной дамы, живущей по соседству, которой общение с Дианой и Стивеном, напротив, помогает раскрепоститься.

Съёмный домик Дианы и Стивена становится для них и Кайлы территорией свободы, пространством, где они укрываются от тягот и забот окружающего мира, предстающего на экране - что, очевидно, отражает восприятие героев, - чем-то враждебным и чуждым, вместилищем глупости, пошлости и жестокосердия. Впрочем, для Кайлы обременительным является даже контакт с собственным ребёнком и мужем, в разговорах с которыми её заикание, практически исчезающее в общении с новыми друзьями, возобновляется с новой силой.

Стивена, Диану и Кайлу объединяет какая-то беспомощная инфантильность, безответственность, зацикленность на своих переживаниях, делающие их практически асоциальными, однако в общении друг с другом они способны проявлять внимание и такт, обретая уверенность в своей значимости, своей необходимости для кого-то.

Кажется, в их взаимоотношениях даже самые болезненные проявления вроде сексуальных порывов подростка, будучи своевременно взятыми под контроль, обеспечивают зыбкую гармонию, выполняя функцию шеста для балансировки, который, при неосторожном обращении, может увлечь их в пропасть.

Герои Долана с их превосходно выписанными характерами и замечательным актёрским исполнением словно живут в собственном крошечном мирке, чья замкнутость подчёркивается узким форматом экрана, расширяющегося в редкие мгновения эйфории. Авторам картины удаётся передать ощущение обречённости этого мира, в котором даже минуты радости пронизаны угрозой, вызывая к его не слишком привлекательным обитателям если не симпатию, то сострадание.

Оценка фильма 3,5 из 5

Выходящая в прокат лента "Тоннель сознания" Тимо Новотны уже знакома отечественному зрителю по прошедшему в Славутиче Международному фестивалю кино и урбанистики "86" и его киевскому "эхо".

В этой документальной картине, рассказывающей о повседневной жизни крупнейших метрополитенов мира - опытом своих ежедневных передвижений в городских артериях делятся граждане Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Токио, Гонконга и Москвы, - переосмысливаются привычные, будничные вещи, попрошайничество и художественные перфомансы на станциях и в вагонах, чтение, общение, знакомства и другие способы скоротать время в этом магическом портале эпохи НТР.

При этом фильм Новотны с полным правом можно отнести к жанру мюзикл благодаря саундтреку австрийской группы Sofa Surfers.

Фестивальный сезон 2015-го открывает "ОМКФ Digital", организованный представителями одной из крупнейших отечественных фестивальных площадок киносмотр, который можно назвать всеукраинским, ведь для его посещения синефилам не нужно ехать в Одессу, да и вообще покидать свои квартиры.

"ОМКФ Digital" относится к формату онлайн-фестиваля, весьма популярному в мире, однако в наших краях представляющемуся явлением по-настоящему новаторским- до сих пор в сходном режиме были представлены лишь подборки аматорских короткометражек.

Вплоть до 31-го января каждый отечественный поклонник кино сможет, пройдя нехитрую процедуру на сайте MEGOGO (стоимость фестивального абонемента- 100 гривен), не только познакомиться с фильмами фестиваля, но и принять участие в выборе победителя - три картины, удостоенные наиболее высокой оценки зрителей, получат призы, дополненные денежными премиями, соответствующими количеству онлайн-прсмотров.

Конкурс "ОМКФ Digital" составили 24 короткометражных ленты, в числе которых - "Ковальски" румына Андрея Кретулеску, жёсткая, ироничная криминальная драма о не слишком удачном застолье трёх тёмных личностей, очевидно навеянная "барным" прологом "Бешеных псов", "Болеро для сёрфинга по Моравии" венесуэльца Валерио Мендосы Гуйена, трагикомическая история о культурных конфликтах и контактах, ксенофобии и любви в нашем глобализированном мире, получившая приз за лучшую режиссуру на фестивале FAMU (знаменитого кинофакультета Пражской академии искусств), "Мороженное" турка Серхата Карааслана о нищей курдской деревушке, для юных обитателей которой бродячий мороженщик оказывается настоящим культурным героем, не только позволяющим осуществить их заветные мечты о сказочных лакомствах, но и будоражащим их воображение рассказами о своих приключениях, которым могли бы позавидовать Афанасий Никитин и Синбад-мореход.

Во внеконкурсную программу "ОМКФ Digital" вошли преимущественно картины, представленные в рамках прошлогоднего ОМКФ - подборка украинских короткометражных лент-участниц национального конкурса и десять полнометражных картин, большинство из которых прежде оставались практически недоступными отечественным синефилам за пределами площадок ОМКФ.

Среди полнометражных фильмов "ОМКФ Digital" хочется отметить восхитительную израильскую комедию "Мотивации ноль" Талии Лави, ставшую победителем Одесского МКФ, наиболее нашумевшую ленту о прошлогодней украинской зиме, "Майдан" Сергея Лозницы, криминальную драму "Игрок" Игнаса Йонинаса, выбранную кандидатом на "Оскар" от Литвы, последнюю картину прославленного французского режиссёра Алена Рене "Любить, пить и петь", за которую 91-летний классик получил на Берлинском МКФ - менее чем за две недели до смерти, - награду ФИПРЕССИ и приз Альфреда Бауэра, вручаемый "за открытие новых путей в киноискусстве".

Победители будут оглашены на сайте фестиваля 5-го февраля.

Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 20-го января экспериментальным спектаклем "Джон", поставленным на сцене Королевского Национального театра.

Мотивы жанра вербатим (документального театра- драматургической основой постановки стало интервью с пятьюдесятью мужчинами, и, в первую очередь, история одного из них, наркомана и преступника) сплетаются с причудливой хореографией.

Реклама:

Головне сьогодні