Премьеры недели: Знаете, каким он парнем был?
С 5 февраля на украинских экранах демонстрируются: драма "Игра в имитацию" Мортена Тильдума и комедия "Унижение" Барри Левинсона. А также: "Британский театр в кино".
Игра в имитацию / The Imitation Game
Режиссёр: Мортен Тильдум
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Кира Найтли, Мэттью Гуд, Рори Киннер, Аллен Лич, Мэттью Бирд, Чарльз Дэнс, Марк Стронг, Джеймс Норткот, Том Гудман-Хилл
Жанр: драма
Страна: США
Алан Тьюринг является, быть может, наиболее важной в истории цивилизации фигурой среди многих тысяч жертв гомофобии, и фильм Мортена Тильдума воздаёт должное заслугам этого человека, до сих пор недостаточно известного в силу того, что его научные достижения в соответствии со своим военно-политическим значением долгие десятилетия оставались засекреченными.
В 1939-м году 27-летний профессор логики Тьюринг вместе с полудюжиной других учёных, математиков и филологов, начинает работу над взломом кода "Энигма", используемого войсками Третьего Рейха и его союзников. Расшифровка кода сыграет важнейшую роль во Второй мировой, позволив противостоять "Римско-Берлинской" оси зла на всём театре боевых действий- от просторов Атлантики, где перехват сообщений о готовящихся атаках спасёт сотни кораблей, до битвы на Курской дуге, в исходе которой немалое значение имели сведения о расположении немецких частей и направлении их ударов, переданные британцами советскому руководству. Уже в наше время криптографическая деятельность британских учёных и послевоенные разработки Тьюринга будут признаны ценным вкладом в становление информатики.
Фото Kino-teatr.ua |
По мысли авторов фильма, на пути к этим свершениям Тьюрингу приходилось преодолевать активное и упрямое противодействие окружающих, как своих товарищей по шифровальному подразделению, не обладающих его научной прозорливостью, так и военного руководства, представленного образом коммандера Алистера Деннистона, выведенного в качестве ограниченного солдафона.
Нелюдимый характер Тьюринга, в котором самым огорчительным образом сочетаются высокомерие и неуверенность, нисколько не способствует успеху дела- профессор вызывает просто-таки инстинктивную неприязнь и при этом отнюдь не считает разумным налаживать отношения со своими ближними. Впрочем, коллеги Тьюринга в конце концов оказываются способными понять и принять его интеллектуальное превосходство и, отбросив личные амбиции, объединить с ним усилия ради торжества правого дела, хотя Деннистон по-прежнему воспринимает учёного как неблагонадёжного безумца.
История Тьюринга трактуется в фильме как трагическое противостояние одинокого гения и посредственности, полновластно правящей миром. Эксцентрические черты личности героя, не вписывающиеся в рамки общественных моральных норм, кажутся закономерным продолжением его уникальной одарённости.
Окружающие воспринимают Тьюринга как чудака, чья чуждость привычным представлениям о достойном поведении делает его почти отвратительным, и они демонстрируют ему свою ненависть и презрение, насколько позволяет воспитание. Показательно, что во флешбеках, посвящённых школьным годам Тьюринга, ровесники героя травят его со всей присущей детскому возрасту непосредственностью.
Благодаря своим талантам и целеустремлённости, а также поддержке наиболее незаурядных коллег, он способен одерживать временные победы, однако в конце концов посредственность неизбежно берёт реванш- в данном случае, в виде уголовного преследования за гомосексуализм.
Представляется весьма символичным, что человек, внёсший столь значимый вклад в победу над фашизмом, стал его жертвой в родной стране, будучи причисленным к "содомитам" теми из соотечественников, которых с куда большим основанием можно было бы сравнить с обитателями библейского Содома, покаранных Богом за склонность к насилию и агрессию к чужакам.
Но лента всё же полна надежды, что конфликт незаурядной личности и заурядного окружения может быть преодолён. Повествование ведётся от лица самого Тьюринга, который рассказывает о своей жизни полицейскому сержанту, чья подозрительность- вполне оправданная в годы Холодной войны, -оказывается причиной его несчастий. Бдительный полисмен берёт Тьюринга на карандаш, решив выяснить, не является ли он частью советской разведывательной сети, когда же на свет выходят подробности сексуальной жизни учёного, пытается замять дело, не считая, что гомосексуальность заслуживает преследования.
Сержант едва ли обладает выдающимися способностями, но при этом вовсе не похож на гонителей Тьюринга (в стане которых оказывается не из злого умысла, а по неосведомлённости), готовый принять его инаковость. С этим персонажем словно предлагается отождествить себя зрителю, столь же неосведомлённому и при этом лишённому ксенофобских предрассудков- ему и предлагается вынести своё суждение, считать Тьюринга национальным героем, преступником или жалким отщепенцем.
Эта концепция представляется весьма удачной и актуальной, в том числе и для нашего общества, в котором уровень гомофобии прискорбно высок. Между тем, трудно не обратить внимания, что в угоду своей интерпретации биографии Тьюринга создатели жертвуют историческими фактами с достойным всяческого удивления бесстрашием.
Разумеется, было бы глупым винить художественное произведение, по определению не претендующее на документальность, в том, что оно не правдиво. Гораздо хуже, что фильм Мортена Тильдума не является и правдоподобным.
Фальшь в сюжетных перипетиях фильма могут почувствовать и те зрители, которые не знакомы с историей Тьюринга даже в общих чертах. Можно не знать, к примеру, что Джоан Кларк, объект своеобразного увлечения Тьюринга и его деятельный помощник, стала членом команды криптографов благодаря своему преподавателю математики, Гордону Уэлчману, виднейшему соратнику Тьюринга (в фильме вовсе не упомянутому).
Однако трудно не почувствовать, что история с объявленным на всю страну конкурсом на быстрое разгадывание кроссвордов (по мысли экранного Тьюринга- ценнейшее достоинство для криптографа), выигранным Джоан, благодаря чему её и зачисляют в шифровальное подразделение, является довольно грубым вымыслом. Авторы словно пытаются польстить аудитории, доказывая, что благодаря успехам в некоем непритязательном увлечении "человек с улицы" может принести своей стране и человечеству куда большую пользу, чем признанные специалисты.
Некоторые выдумки представляются уж слишком неубедительными, вроде не имеющей отношения к поднимаемым в фильме этическим конфликтам (и, тем более- к здравому смыслу и хорошему вкусу) и потому лишней и попросту нелепой сцены, в которой криптографы, словно сам Черчилль в известном апокрифе о бомбардировке Ковентри, обсуждают, следует ли сообщить о готовящейся атаке на трансатлантический конвой или им следует пожертвовать, чтобы враг не догадался о взломе "Энигмы".
Но, быть может, главным недостатком ленты оказывается её мелодраматическая тональность. Движимые, очевидно, похвальным стремлением вызвать сочувствие к своему персонажу, создатели фильма не только слишком уж усердно насытили повествование душещипательными эпизодами, но и превратили Тьюринга, о котором современники отзывались как о человеке остроумном и вполне коммуникабельном, вовсе не являвшемся белой вороной среди своих коллег, в нарочито аутичного фрика.
И всё же, как бы ни был далёк персонаж ленты Тильдума от своего исторического прототипа, он воспринимается как выразительный образ несправедливо отвергнутых человеческой злобой и глупостью культурных героев, тех названных последними, кому принадлежит место первых.
Оценка фильма 3,5 из 5
Унижение / The Humbling
Режиссёр: Барри Левинсон
В ролях: Аль Пачино, Грета Гервиг, Дайэнн Уист, Кира Седжвик, Чарльз Гродин, Дилан Бейкер, Нина Арианда, Дэн Хедайя, Мария Ди Анджелис, Виктор Круз
Жанр: комедия
Страна: США-Италия
Читавших роман "Унижение" Филипа Рота, одного из наиболее значительных американских писателей современности, должно было заинтересовать, что поставленный по нему фильм заявлен как комедия. В произведении Рота, посвящённом краху личности, трудно найти что-либо комедийное, если не считать таковым самоиронию героя, изредка подшучивающим над собственными несчастьями.
Это произведение вообще представляется достаточно трудным для перенесения на экран. Повествование практически полностью состоит из размышлений его центрального персонажа, прославленного театрального исполнителя Саймона Экслера, касающихся главным образом постигшей его неожиданной и необъяснимой потери актёрского таланта.
Через внутренние монологи раскрываются и взаимоотношения героя с дочерью друзей своей юности, которой ни 25-летняя разница в возрасте, ни её гомосексуальная ориентация не мешает проникнуться к Экслеру романтическими чувствами, хотя он и подозревает, что этот роман является лишь недолгой остановкой в его пути на дно.
Однако авторам ленты в самом деле удаётся не только сделать душевные терзания героя вполне зримыми, но и превратить их в откровенную буффонаду, как и всё действие, совпадающее с литературным первоисточником лишь некими сюжетными контурами. К примеру, чтобы показать всю степень постигшей Экслера профессиональной несостоятельности, создатели заставляют его без чувств падать со сцены.
Его рефлексии визуализируются в бредовых образах, которые он, как настоящий безумец, принимает за реальность. В отличие от литературного прототипа, чьё погружение в меланхолию контрастирует с физической крепостью и величественным внешним видом, экранный Экслер предстаёт стариком, отягощённым печальными немощами.
С учётом того обстоятельства, что его возлюбленная, в отличие от книги, предстаёт не инфантильной слабохарактерной мазохисткой, а самоуверенной и капризной особой, а разница в возрасте между ними достигает сорока лет, любовная история теряет всякую убедительность, превращается в водевильное клише о попытках молодящегося старика удержать возле себя дорогими подарками юную меркантильную красотку.
Соответствующие изменения претерпела вся атмосфера повествования. Если роман посвящён стараниям скрыть, подавить чувства и надежды и вспышкам этих чувств и надежд, случающихся в самый неподходящий момент и разрушающих то, что ещё оставалось целым, в фильме Левинсона эмоции выражаются с прямо-таки истерическим накалом, так что любое общение превращается в шумный, надоедливый бедлам.
Даже наиболее пронзительная линия произведения о приятельнице Экслера по психиатрической лечебнице, которая переживает нервный срыв, узнав, что муж насилует её восьмилетнюю дочь, превращена в назойливую клоунаду- героиня представлена как комическая идиотка, которая, путая реальность и вымысел, донимает Экслера просьбами убить её супруга на том основании, что некогда он исполнил роль убийцы.
Между тем, все усилия превратить драму в комедию не приводят к должному результату. В конечном счёте, фильм, в создании которого приняли участие столь значительные кинематографисты (помимо сыгравшего главную роль великого Аль Пачино и автора "Человека дождя" Барри Левинсона стоит выделить сценариста-классика Бака Генри) и посвящённый творческому бессилию, подстерегающему в старости даже выдающихся художников, воспринимается как невесёлая насмешка авторов над самими собой.
Оценка фильма 2 из 5
Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 10-го февраля спектаклем Шекспировского фестиваля в Стратфорде "Буря" по одному из последних произведений Шекспира, пленяющему особой атмосферой волшебства и светлой грусти. По мнению многих критиков, в образе центрального персонажа произведения, мага Просперо, мудрого, великодушного и бесконечно усталого, Шекспир вывел самого себя, прощающегося с театром и оставляющего, как завещание, призыв к смирению эгоистических порывов и всепрощению.
Среди наиболее примечательных элементов пьесы следует отметить взаимоотношения Просперо и его противников с уроженцем острова, где разворачивается действие, его свергнутым, порабощённым хозяином – страшилищем Калибаном, которые воспринимаются как смягчённая сказочным жанром интерпретация трагических событий колонизаторской экспансии. Главную роль сыграл выдающийся британский актёр Кристофер Пламмер.