Премьеры недели: Без гнева я тебя ударю
С 12 февраля на украинских экранах демонстрируются: мелодрама "50 оттенков серого" Сэм Тэйлор-Джонсон, драма "Женщина во дворе" Пьера Сальвадори, шпионский боевик "Kingsman: Секретная служба" Мэттью Вона и документальная лента "Влюблённые в садах" Вирпи Суутари. А также: "Британский театр в кино" и "Неизвестный Занусси".
Пятьдесят оттенков серого / Fifty Shades of Grey
Режиссёр: Сэм Тэйлор-Джонсон
В ролях: Джейми Дорнан, Дакота Джонсон, Люк Граймс, Виктор Расук, Элоиза Мамфорд, Марша Гей Харден, Рита Ора, Макс Мартини, Каллум Кит Ренни
Жанр: мелодрама
Страна: США
Садомазохистские отношения практически не были отражены в фильмах, рассчитанных на зрительские массы (если не относить к их числу экранизации "Джейн Эйр" и "Мою прекрасную леди"), хотя подчас весьма успешно фигурировали в картинах, относимых к артхаусу, наподобие мрачного и поэтичного шедевра Ясудзо Масумуры "Слепое чудовище", жёсткой психологической драмы Михаэля Ханеке "Пианистка" и очаровательной "Секретарши" Стивена Шейнберга (главного героя последнего фильма, кстати говоря, звали мистер Грэй).
Вероятно, это следует считать упущением продюсеров коммерческого кино - феноменальный успех романа Э.Л.Джеймс продемонстрировал, что не вполне обычные проявления любовной страсти могут оказаться востребованными самой широкой аудиторией.
Тот факт, что осуществлённая Сэм Тэйлор-Джонсон экранизация побила рекорды предварительных продаж билетов на фильм с прокатным рейтингом R (Украина в этом отношении подтвердила свою принадлежность к цивилизованному миру - билеты на допремьерные показы в киевские кинотеатры были раскуплены по меньшей мере за неделю), как и миллионные тиражи книги, может послужить основанием для небезынтересных дискуссий.
Например, о том, является ли финансовый успех проекта отражением разочарования Западного мира в борьбе за половое равноправие или же, напротив, свидетельством, что гендерное равенство никоим образом не затрагивает, не искажает сексуальную идентичность.
Однако сам фильм, в отрыве от зрительского восприятия, кассовых сборов и маркетинговых уловок, предельно далёк и от актуальной социальной проблематики, и от исследований ужасающих и манящих бездн человеческой души.
"Пятьдесят оттенков серого" представляет собой очередное обращение к сказке о Золушке, при этом из всех мириадов золушек, появлявшихся на страницах или киноэкранах, едва ли хоть одна может похвалиться столь безоблачным существованием, как героиня Э.Л.Джеймс и Тэйлор-Джонсон, юная Анастейша, изучающая в университете английскую литературу и работающая продавцом в магазине строительных материалов.
У Анастейши нет злой мачехи, зато есть добрый отчим, а место злых сестёр занимает проницательная и верная подруга. Впрочем, Принц, готовый положить к её ногам своё королевство, поначалу кажется немного похожим на Синюю Бороду. Но садистские наклонности мистера Грэя, 27-летнего мультимиллиардера, оказываются самыми безобидными.
Даже такую бесконечно наивную в вопросах психологии и сексуальных перверсий девушку, как героиня, которую даже чтение английской литературы ничему не научило, едва ли может особенно напугать или обидеть обыкновение мистера Грэя, привязав её к кровати и напустив на себя зверский вид, водить по её телу павлиньими перьями или шлёпнуть разок-другой. Напротив - упражнения в "игровой комнате" со всей очевидностью приятны героине не менее, чем её партнёру.
И всё же мистер Грэй обладает некоторыми действительно огорчительными странностями - суёт под нос Анастейше многостраничный контракт доминанта и сабмиссив, отказывается проводить ночь в одной постели с возлюбленной и ходить с нею на свидания.
Впрочем, полученные в несчастливом детстве тяжёлые психологические травмы делают причуды бедняги вполне простительными, к тому же, он, кажется, готов понемногу отказываться от них ради того, чтобы быть вместе с прекрасной девушкой-филологом.
Стоит ей проявить недовольство, и он уже готов раз в неделю ходить с нею в кино и задерживаться в её спальне и даже безропотно соглашается вычеркнуть из контракта слово "фистинг" - а потом и вовсе предлагает забыть о контракте.
Быть может, основной проблемой Грэя является позёрство, с которым он подчёркивает свои тёмные стороны - притом, что в существование таковых поверит только самый доверчивый зритель.
Этот человек, называющий себя жёстким прагматиком, чуждым всякой романтики, катает Анастейшу на вертолёте и самолёте, торопится познакомиться с её матерью, изливает посткоитальную печаль, играя на рояле Шопена и Баха, а в свободное от любовных отношений время финансирует университеты и продовольственные программы в Африке.
Последние же сомнения, что мистер Грэй идеален настолько, насколько может быть идеален сказочный принц, рассеивает эпизод, в котором он дарит Анастейше, поклоннице Томаса Гарди, первое издание "Тэсс из рода д’Эрбервиллей".
Радости героини оборачиваются для зрителя сущим мучением. Аудитория чутко улавливает любой намёк на развитие сюжета или характеров - знакомство Анастейши с родителями возлюбленного грозит проявлением с их стороны недовольства и пренебрежения, столь широка разделяющая их сословная пропасть, известия о возникших в корпорации Грэя проблемах заставляет предвкушать появление агентов налоговой службы и ФБР, а споры героев, кажется, вот-вот закончатся припадком мужского шовинизма или на худой конец звонкой пощёчиной.
Однако все ожидания оказываются напрасными, ни один конфликт не омрачает тоскливой идиллии, буксующее действие в какой-то момент замирает и больше не двигается с места до самого финала.
Главный недостаток фильма именно в том и состоит, что он смертельно скучен. Помимо того печального обстоятельства, что сюжет в "Пятидесяти оттенках серого" годится скорее для фотосессии в глянцевом журнале, чем для киноленты, произведение Тэйлор-Джонсон, при всей своей примитивности, при наличии глупых и безвкусных эпизодов, вызывавших в зале дружный смех, лишено того огонька удалого идиотизма, который превращает плохую мелодраму в хорошую комедию.
Разумеется, те, кто ожидает от "Пятидесяти оттенков серого" безопасной экскурсии на территорию БДСМ или обычной эротики, неожиданно прорвавшейся на большие экраны, также будут разочарованы - эротические сцены в этой ленте столь же вялы, пресны, искусственны, как и характеры её героев.
Между тем не подлежит сомнению, что зрителям, в которых любовь к хорошему кино сочетается с мазохистскими наклонностями, просмотр "Пятидесяти оттенков" может доставить большее удовольствие, чем любая порка.
Оценка фильма 1,5 из 5
Женщина во дворе / Dans la cour
Режиссёр: Пьер Сальвадори
В ролях: Катрин Денёв, Гюстав Керверн, Федор Аткин, Пио Мармай, Мишель Моретти, Николас Бушо, Олег Купчик, Геренс Клевел, Кароль Франк
Жанр: драма
Страна: Франция
Слово "Женщина", добавленное в отечественном прокатном названии к оригинальному "Во дворе", будто ненавязчиво анонсирует романтические отношения между главным героем и живущей во дворе таинственной дамой.
Однако, хотя в сюжете и можно при большом желании увидеть намёк на любовную историю, в центре повествования оказывается не женщина, а собственно двор как образ замкнутого, отгородившегося от мира сообщества аутсайдеров.
Добросовестным, но не слишком суровым охранителем порядка и стражем в этом тихом прибежище причуд и несостоятельных фантазий становится Антуан, в недавнем прошлом- популярный музыкант, которого усилившаяся душевная апатия вынудила оставить сцену. Должность привратника в старом доме кажется ему вполне соответствующей намерению коротать оставшиеся дни в покое и незаметности. Но, как на грех, обитатели дома оказываются весьма беспокойной публикой.
Одним занятия благоустройством дворика и призывы к соблюдению правил возмещают несостоятельность их профессиональных будней, их личную нереализованность, другие, не считаясь ни с какими правилами, пытаются превратить это закрытое пространство в полигон для воплощения своих эксцентрических идей.
Наибольшее оживление вносит в жизнь дома пенсионерка Матильда, пытающаяся наполнить свою жизнь смыслом и значением самыми разнообразными хлопотами. И поскольку уход за больными и неимущими и участие в организации, оказывающей поддержку эмигрантам, не может в полной мере удовлетворить её жажду деятельности, появление трещин на стене в её прихожей и неосторожные слова инженера из мэрии о сползании грунта - "впрочем, совершенно невозможном", - оказываются весьма кстати.
Матильда, заручившись поддержкой хозяйки магазина эзотерической литературы, с головой погружается в исследования заброшенных сланцевых карьеров и глиняных полостей и досаждает соседям призывами принять меры для защиты квартала от неизбежного обрушения.
В минуты просветления эта зацикленная на своих переживаниях героиня оказывается способной увидеть себя со стороны, она понимает, что, выпуская на волю своих демонов, агрессивно вторгается в личное пространство людей, не обязанных потакать её прихотям.
А зритель картины будто получает возможность ближе узнать тех, кто подчас так действует ему на нервы и от которых торопится неприязненно отделаться- взбалмошных и бесцеремонно назойливых родственников, коллег или случайных знакомых, одержимых разного рода психическими разладами.
Комическая тональность, с которой подчас предстают в ленте Пьера Сальвадори чудачества и даже свидетельства откровенного безумия, позволяет проникнуться симпатией к этим людям, чьи навязчивые состояния, мании и фобии заставляют страдать в первую очередь их самих.
Между тем погружённый в меланхолию Антуан, медленно убивающий себя наркотическими препаратами, лишённый всяких желаний и амбиций и, кажется, вообще равнодушный к своей участи, сохраняет способность сопереживать ближним, таким же отчаявшимся и опустившимся, по собственной воле или под давлением обстоятельств обитающим на обочине общества.
Кажется, только его неуклюжие попытки скрасить жизнь окружающих поддерживают его собственное существование, и это самоотверженное эмоциональное бодрствование человека, стремящегося только к забытью, возможно, поможет кому-то из его подопечных обрести почву под ногами.
"Среди кажущейся хаотичности нашего таинственного мира отдельная личность так крепко связана со всей общественной системой, а все системы - между собой и с окружающим миром, что, отступив в сторону хотя бы на мгновение, человек подвергает себя страшному риску навсегда потерять свое место в жизни.
Он может оказаться, если позволено будет так выразиться, отверженным вселенной". Риск, о котором писал Натаниэль Готорн, едва ли пугает Антуана, вероятно, он даже с готовностью согласился бы быть отверженным вселенной. Но вселенная сама нуждается в нём, и неохотный ответ героя на её призыв позволяет ему внести свой скромный вклад в миропорядок вместо того, чтобы отправиться в безотрадный лимб равнодушных и непричастных.
Оценка фильма 4 из 5
Также в широкий прокат выходит "Kingsman: Секретная служба" Мэттью Вона, шпионская приключенческая комедия, в которой взаимоотношения ветерана секретной службы и обучаемого им новичка предстают образом адаптации стилистики и сюжетных мотивов классической "Бондианы" к вкусам современной аудитории.
Превосходное исполнение Колина Фёрта является главным украшением фильма.
…Флора бросила мне взор благоприятный,
И я пою Сады; желаю дать урок
Об том, как нарядить лужайку, холм, лесок,
Извить в кустах ручей, расстановить утесы,
И, над картинами развесив древ завесы,
В дали приятные предметы рассыпать.
Жак Делиль, Сады
Организаторы фестиваля "86", одной из наиболее примечательных кинематографических инициатив последнего времени, выпускают в прокат в столичном кинотеатре "Кинопанорама" документальную картину финки Вирпи Суутари "Влюблённые в садах".
Эта пронзительное, забавное и ироничное повествование, которое воспринимается как история о попытках современного человека вернуться в Эдем, рассказывает о взаимоотношениях мужчин и женщин, влюблённых друг в друга и в садоводство.
Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 17-го февраля спектаклем "Большие надежды", поставленным театром "Водевиль" по роману Чарльза Диккенса, одному из самых прекрасных, забавных и печальных произведений мировой литературы, блестяще описавшим неизбывное человеческое одиночество, а также те не сдерживаемые никакими соображениями рассудка амбиции и мечты, которые знакомы каждому из нас и которые могут воплотиться в жизнь лишь чудесной милостью Провидения- или, как в случае с диккенсовским Пипом, благосклонностью автора.
Польский институт проводит ретроспективу "Неизвестный Занусси", посвящённую творчеству одного из главных авторов европейского кино. В соответствии с названием, программу составят те ленты Кшиштофа Занусси, которые, несмотря на своё признание на престижных фестивалях, практически неизвестны в наших краях. С подробным расписанием событий ретроспективы, которая пройдёт в кинотеатре им. Василия Ивановича Чапаева и Доме кино, можно познакомиться на сайте Польского института.
Главным событием программы станет запланированный на воскресенье в Доме кино творческий вечер Занусси, билеты на который продаются в театральных кассах. Как знают те, кому посчастливилось побывать на встречах с польским классиком, неоднократно проводившем встречи со своими украинскими поклонниками в самом свободном формате, Занусси является превосходным рассказчиком и тонким интеллектуалом, доказывающим, что религиозность не противоречит активному участию в борьбе за социальные и политические перемены, а, напротив, предполагает его.
В заключение хотелось бы привести несколько высказываний Занусси, прозвучавших на одной из его предшествующих киевских встреч.
У режиссёра спросили, продолжает ли он, автор с мировым именем, нуждаться в одобрении аудитории.
"О, нуждаюсь, вы не представляете, насколько. Наш президент сказал недавно, что общее у политиков и артистов - горячая жажда оваций и панический страх услышать свист. Я до сих пор, стоит кому-нибудь выйти с сеанса моей картины в туалет, решаю, что этот человек меня ненавидит, до сих пор нуждаюсь в аплодисментах.
Но, вы знаете, мне в этой связи приходит на память история о католическом епископе Хайме Сине, главе церкви на Филиппинах. В конце восьмидесятых жестокость диктатуры Маркоса спровоцировала массовые протестные выступления, и однажды войскам, посланным остановить демонстрацию в столице, был отдан приказ стрелять.
Но впереди толпы шёл этот епископ, почитаемый и любимый всею страной- и солдаты отказались открыть огонь. Вскоре Маркос бежал из страны, и режим пал.
Когда епископ прибыл на конференцию в Ватикан, ему устроили стоячую овацию. Его спросили, как он чувствует себя, и он ответил- словно осёл, на котором Иисус въезжает в Иерусалим и не до конца осознаёт, что приветствия, которые слышатся со всех сторон, адресованы не ему.
Так и я понимаю, что художник- лишь посредник, проводник красоты, которую ему никогда не удаётся отразить в неискажённом виде, и что похвалы за то хорошее, что есть в моём творчестве, по праву принадлежат не мне".
На вопрос, не чувствует ли себя Занусси, снимающий христианское кино в мире, который больше не является христианским, представителем прошлого, он ответил:
"Нет, я чувствую себя представителем будущего. В действительности наш мир никогда не был христианским- христианство оказывалось лишь официальной религиозной оболочкой стран, правители которых в большинстве своём не придерживались слов Христа, сути христианства, утверждающего любовь и милосердие. Религиозность большей части простых граждан также была формальной данью общественным представлениям, и вот эта-то формальная, обязательная религиозность и уходит из нашего мира.
Я не сомневаюсь, что главные достижения нашей цивилизации появились в лоне иудео-христианской религии, однако её истинные приверженцы всегда были немногочисленны. Я хотел бы верить, что в будущем мир изменится и станет подлинно христианским, но, быть может, христиане всегда будут находиться в меньшинстве. Но, как бы то ни было, именно благодаря людям, готовым к самоограничению и самопожертвованиям, человечество будет развиваться".