Премьеры недели: За любовью неизбежность смерти
С 26 февраля на украинских экранах демонстрируются: анимационная сказка "Книга жизни" Хорхе Гутьерреса и драма "Охотник на лис" Беннета Миллера.
А также: киноконцерт "Океана Эльзы", "Люби меня" Марины Эр Горбач и Мехмета Багадира Эра, открытие кинотеатра украинского фильма "Лира", альманах объединения "Вільні", "Современное студенческое кино", Пятый фестиваль "Киномедиа", киноклуб "Спаси "Жовтень"", киноклуб Cineticle и "Британский театр в кино".
Книга жизни / The Book of Life
Режиссёр: Хорхе Гутьеррес
Жанр: анимационная сказка
Страна: США
Мы в зачарованном мире. Здесь иное время - мифическое прошлое или вечно-настоящее; пространство преображено, выделено из обыденности, украшено и обращено в "место празднества"; участники забыли свои места в семье и обществе, став живыми, хоть и мимолетными, образами священного.
Октавио Пас, День всех святых, Праздник Мёртвых
Ленту Хорхе Гутьерреса даже недоброжелатели не упрекнут в заурядности - кажется, в отечественный кинопрокат ещё не выходил столь необычный, столь диковинный трёхмерный мультфильм.
Произведение озадачивает уже своей замысловатой сюжетной структурой - истории выскакивают друг из друга, словно матрёшки.
Девушка-экскурсовод с таинственным видом ведёт группу школьников по затерянным коридорам исторического музея, словно конспиролог-эзотерик, посвящающий пугливых неофитов в тайны параллельной истории. Раскрыв парящий в воздухе фолиант - собственно, Книгу жизни, - она рассказывает притихшим детям о взаимоотношениях двух древних божеств, Ла Муэрты, прекрасной владычицы весёлой страны мёртвых, о которых помнят живущие, и мрачного Шибальбы, также повелевающего в стране мёртвых, но совсем в другой - безрадостной, унылой, где обитают скорбные души тех, о ком все забыли.
Ла Муэрту и Шибальбу связывают чувства любви и соперничества, Шибальба стремится добиться благосклонности Ла Муэрты, но при этом жаждет завладеть её страной. Они заключают между собой спор, от исхода которого зависит, поменяются ли они местами, станет ли Шибальба правителем царства вечной загробной фиесты, а Ла Муэрта - царства забытья, или же всё останется по-прежнему.
Именно предмет спора божеств - кому из двух друзей, музыканту и тореадору Маноло или офицеру Хоакину, отдаст руку и сердце красавица Мария, - является основной сюжетной линией. И если Ла Муэрта слишком горделива и честна, чтобы вмешиваться в развитие событий и помогать Маноло, своему кандидату, Шибальба вручает избранному им Хоакину волшебную медаль, которая делает юношу неуязвимым, благодаря чему он завоёвывает славу бесстрашного и несокрушимого воина.
Маноло, напротив, не может похвастаться особенными успехами. Происходя из династии тореадоров, он испытывает отвращение к убийству ни в чём не повинных животных и мечтает о музыкальном поприще, чем вызывает гнев и досаду отца.
Вдобавок, отец Марии, командующий местным гарнизоном, намерен выдать дочь за героического Хоакина, который мог бы защитить городок от свирепствующих в округе банд. Торжество Хоакина в любви, Шибальбы - в споре кажется решённым делом.
Между тем, в этом романтическо-сказочном повествовании причудливым образом переплетаются и противоборствуют традиция и новаторство.
Волшебный антураж сочетает мотивы мифологии майя и популярного в современной Мексике культа Санта Муэрте, нелепого, но весьма занятного религиозного коктейля дохристианских верований и католицизма. Также и земное место действия кажется вотчиной патриархальных представлений - небольшой мексиканский городок начала двадцатого века, в котором родительская воля и семейная честь имеет значение гораздо большее, чем желания и амбиции молодых людей, а профессия военного или тореадора считается наиболее достойным занятием для мужчины - в отличие от всего, что связанно с искусством.
Но противостояние Ла Муэрты и Шибальбы, в разрешении которого главная роль принадлежит смертным, с очевидностью восходит к библейским сюжетам о борьбе Бога и дьявола за человеческую душу. Человек оказывается не безвольной игрушкой в руках капризных и вероломных богов, а центральным участником конфликта, и от его личного выбора и силы характера зависит не только его жизнь и жизнь его близких, но и соотношение сил Добра и Зла во вселенной.
Молодые люди не хотят принимать на веру традиционные моральные ценности, поднимают бунт против власти своих отцов. Если Маноло отказывается участвовать в корриде, следуя внутренним душевным порывам, то нежелание Марии предпочесть заурядное "женское счастье" возможности следовать своему чувству и реализовать свои интеллектуальные запросы во многом продиктовано европейским образованием, европейскими идеями равенства полов.
Все эти замысловатые сюжетные и идеологические перипетии выдержаны в самой жизнерадостной тональности и бурном ритме. Персонажи сталкиваются и разбегаются, прыгают и пляшут с самозабвенной беспорядочностью броуновского движения. Вкупе с непривычной эстетикой- герои выполнены в стилистике деревянных кукол, с резьбой на лицах и костюмах, с хранящей следы рубанка кожей, на которой морщины проступают годовыми кольцами, - эта безостановочная, пёстрая и очень шумная чехарда способна иных зрителей захватить настолько, что они забудут, на каком находятся свете, у других же после первых десяти минут посыплются из глаз искры.
Как бы то ни было, этот американский фильм, чьё действие разворачивается в Мексике, чей дух отражает мироощущение мексиканцев, готовых веселиться, кажется, и на собственных похоронах, представляется весьма любопытным - и очень поучительным для нас, - примером характерного для подлинно великого, сильного государства взаимопроникновения различных культур, внимания к особенностям этнических меньшинств.
Оценка фильма 3,5 из 5
Охотник на лис/ Foxcatcher
Режиссёр: Беннет МиллерВ ролях:Стив Карелл, Ченнинг Татум, Марк Руффало, Ванесса Редгрейв, Сиенна Миллер, Энтони Майкл Холл
Жанр: драма
Страна: США
Отечественный зритель получает возможность увидеть на большом экране один из наиболее неоднозначно воспринятых фильмов прошлого года. Картина Беннета Миллера получила приз за лучшую режиссуру на Каннском МКФ и полтора десятка других наград, в то время как пять номинаций на "Оскар" и три номинации на "Золотой глобус" оказались нерезультативными.
Зрительские отзывы также были достаточно смешанными, отчасти, быть может, потому, что жанровая метка "спортивная драма" и лежащие в основе фильма события, хорошо известные западной аудитории, настраивали публику на нечто более зрелищное и остросюжетное, чем это тягучее мрачное повествование.
Своим сюжетом фильм схож с готическими романами наподобие "Страницы истории одного семейства из графства Тирон" Шеридана Ле Фаню, "Дракулы" Брэма Стокера или "Джейн Эйр" Шарлотты Бронте.
Герой приезжает в уединённое поместье, отгороженное от прочего мира не только заборами и охраной, но и особым укладом. Хозяин гостеприимен и щедр, и герой, казалось бы, может жить здесь в своё удовольствие, но что-то мешает ему беспечно наслаждаться радушным приёмом - неприятное, хотя и вроде бы незначительное происшествие, обрывок странного разговора, домочадец неожиданно зловещего вида.
В данном случае, впрочем, подвох чувствует только аудитория, поскольку главный герой "Охотника на лис", молодой борец и олимпийский чемпион Марк Шульц, если и не страдает от умственной отсталости, то находится где-то на границе нормы.
Джон Дюпон, последний отпрыск богатой династии, посвящает его в планы устроить в своих обширных владениях тренировочную базу для американской олимпийской сборной по вольной борьбе. Успехи команды под его мудрым руководством призваны возродить в народе Соединённых Штатов уважение к традиционным ценностям и вернуть стране международный престиж.
Марк принимает эти разглагольствования на веру с тем же наивным пылом, с каким он сам в качестве почётного гостя на школьных занятиях рассказывал скучающим ученикам о том, что принял участие в Олимпийских играх, мечтая принести родине золотую медаль.
Зрители же практически сразу - по патетическому накалу речей Дюпона, по его надменно задранной голове, по настойчивым перечислениям своих заслуг в различных сферах деятельности, - понимают, что этот человек мало похож на Мецената или Лоренцо Медичи. Ещё больше проясняют ситуацию снисходительные и насмешливые высказывания в адрес матери, занимающейся бессмысленным и бесславным, с точки зрения сына, конным спортом, не идущим ни в какое сравнение с благородной борьбой.
По мере того, как Дюпон собирает команду, звездой которой оказывается Марк, и примеряет личину выдающегося тренера (его главной заслугой на этом поприще можно назвать появление у Марка кокаиновой зависимости), его трагическое ничтожество приобретает зловещие, гротескные черты.
Стремясь доказать матери и всему миру свою значимость, Дюпон не способен предложить окружающим ничего, кроме денег. Именно деньги исполняют для этого жалкого и отвратительного, словно крошка Цахес, персонажа функцию сердобольной волшебной феи, которая помогает уродцу казаться обладателем необычайных душевных и физических достоинств.
Но этот обман - мнимый. Члены команды, подобострастно подыгрывающие "тренеру", прекрасно понимают, что представляет собой тот, у кого они находятся на содержании. Даже брат Марка Дэйвид, приглашённый Дюпоном в качестве вспомогательного тренера, человек глубоко порядочный и рассудительный, не спешит кричать "Король голый!", поскольку возможность честно выполнять для Дюпона свою работу позволяет ему обеспечивать семью.
Джон Дюпон предстаёт выразительным олицетворением человеческой гордыни, точнее, того нелепого тщеславия, что не ведёт ни к каким свершениям, поскольку готово довольствоваться видимостью побед, не нуждаясь в их достижении. Показательна сцена, в которой Дюпон смотрит снятый по его заказу фильм о себе самом, с жадностью ловит каждое слово и, очевидно, принимает за чистую монету самые нелепые славословия, верит даже тому, что, как ему известно, не соответствует действительности.
Как показывает фильм, человека, одержимого таким настоянным на комплексе неполноценности безоглядным высокомерием лучше не пытаться использовать - каким бы смехотворным, безвредным чудаком он не казался. И простодушное упрямство Марка, который, в какой-то момент разочаровавшись в боготворимом им Дюпоне, не желает притворяться из выгоды, в конечном счёте приносит куда больше пользы, чем расчётливость его брата.
Однако повествование с его более чем неспешными развитием действия, диалогами, сменой кадров представляется чрезмерно обстоятельным, даже тяжеловесным, учитывая, что к финальным титрам зритель едва ли знает о персонажах многим больше, чем знал о них после первых же сцен с их участием.
Характеры героев, как и их взаимоотношения, при всей их выразительности, оставляют впечатление карикатуры - её авторы, старательно заостряя те смешные, нелепые черты, которые и с первого взгляда предстают смешными и нелепыми, не находят нужным придать изображению перспективу и объём.
Оценка фильма 3,5 из 5
Также в широкий прокат выходят киноверсия концерта группы "Океан Эльзы", "ОЕ. 20 Live in Kyiv", и украино-турецкий фильм "Люби меня" Марины Эр Горбач и Мехмета Багадира Эра, посвящённый любовному роману турка и украинки, преодолевающих культурные барьеры, общественные предрассудки и сопротивление родных.
Эта лента получила три награды "Недели критики", проведённой в рамках престижного португальского кинофестиваля "Фантаспорто", и специальный приз на МКФ в Нэшвилле. Свои призы получили и исполнители главных ролей - Викторию Спесивцеву наградили на Гарлемском МКФ, Усхана Чакиша - на кинофестивале в Одессе.
Показом этой ленты открылся 27-го февраля кинотеатр украинского фильма "Лира"- именно так звучит историческое, возвращаемое теперь название старейшего киевского кинотеатра, в последние восемьдесят лет известного киевлянам под именем В.И.Чапаева. В репертуар "Лиры" войдут около пятидесяти картин, созданных в последние годы, без какой-либо жанровой дискриминации, игровые, документальные и анимационные, полнометражные и составившие альманахи короткометражек, нашумевшие и прошедшие незамеченными, а то и вовсе не выпущенные в прокат.
Каждую пятницу фильмы будут представлять съёмочные группы, в вечер четверга зал "Лиры" будет превращаться в Музей кино- ведущий украинский кинокритик и киновед Владимир Войтенко будет знакомить зрителей с жемчужинами отечественной киноклассики.
Вопреки опасениям завсегдатаев кинотеатра, киноклуб "Ракурс" продолжит свою работу- в ближайшее время запланированы ретроспективы Марселя Карне и Лукино Висконти.
27-го февраля стартовал ещё один важный проект - объединение молодых режиссёров "Вільні", которые представили в кинотеатре "Киев" первый альманах своих короткометражных работ, составленный из весьма разноплановых произведений: комедии Софии Лаврив "Сыроед" о царящей в нашем обществе нетерпимости к чужому мнению и ценностям, разделяющей даже близких людей, комедии Арсения Бортника "Четыре петуха" о столкновении мещанской косности восприятия и творческой фантазии молодых авторов, драмы Вероники Зисельс "К гармонии" о молодых людях, бегущих от современной цивилизации в лесную глушь в тщетных поисках душевного равновесия и единения с природой, трагикомедии Арсения Бортника "Как Шевченко работу искал", ставящую вопрос о том, являются ли герои украинской культуры с их идеями и страстями в действительности любимыми, востребованными нашим обществом, или же большинство наших сограждан предпочитает воспринимать их в качестве бездушных гипсовых кумиров.
Вслед за прокатом в Киеве, альманах будет показан в кинотеатрах Винницы, Харькова, Одессы, Хмельницкого и Львова, а также- в польском Перемышле.
Среди ближайших проектов "Вільних"- театральная постановка одного из наиболее значимых произведений украинской драматургии, комедии Николая Кулиша "Мина Мазайло", показ которого пройдёт 28-го февраля и 1-го марта в Центре Леся Курбаса.
Другое творческое объединение, "Современнное Украинское Кино" (СУК), проводит вечером 27-го февраля в Casa De Ritmo первый из запланированной серии показов современного студенческого кино, призванной познакомить отечественных киноманов с наиболее выразительными образчиками произведений зарубежных молодых кинематографистов.
27-го февраля в столичном клубе Mezzanine состоится показ конкурсной программы Пятого фестиваля "Киномедиа", за которым последует церемония награждения. Посетители мероприятия- вход на который осуществляется по предварительной регистрации , -смогут познакомиться с 19-тью короткометражными работами молодых украинских режиссёров, посвящённых теме масс-медиа.
В киевском кинотеатре "Синема-Сити" в ТЦ Ocean Plaza открывается киноклуб "Спаси "Жовтень"", ориентированный на поклонников авторского кино- свою работу он начнёт с показа "Охотника на лис". Треть собранных средств пойдёт на восстановление кинотеатра "Жовтень".
С 1-го марта в столичном Доме "Мастер-Класс" начинается четвёртый цикл киноклуба Cineticle, посвящённый кинематографу 70-х. Организованный главным редактором интернет-журнала об авторском кино Cineticle и одним из лучших отечественных кинокритиков Станиславом Битюцким, киноклуб посвящён лентам, по тем или иным причинам не попавшим в поле зрения широких киноманских масс, однако имевшим большое значение для развития искусства кино.
Расписание показов можно найти на сайте "Мастер-Класса".
Фестиваль "Британский театр в кино" продолжится в кинотеатре "Киев" 3-го марта спектаклем по одному из главных романов человечества, без которого приобщение детей к захватывающему миру литературы было бы куда более трудным - "Острову сокровищ" Роберта Луиса Стивенсона.
Авторы постановки, осуществленной Королевским национальным театром, сочли нужным внести изменения в сюжет книги, являющейся одним из немногих значимых произведений мировой культуры, в которых роль женщин сведена к минимуму: Джим Хокинс в этом спектакле (как и в советской экранизации1937-го года), оказывается, к изумлению публики, девушкой.