Премьеры недели: Я, робот

10
13 березня 2015

С 5 марта на украинских экранах демонстрируются: фантастический боевик "Робот Чаппи" Нила Бломкампа, фильм ужасов "Лето взаперти" Пола Солета и документальная лента "Замуж за иностранца" Джонатана Нардуччи. А также: Пятый IrishFest (!), Пятый фестиваль "Современное кино Дании" и "Современное студенческое кино".

Робот Чаппи / Chappie

Режиссёр: Нил Бломкамп

В ролях: Дев Патель, Ниндзя, Йо-Ланди Фиссер, Хосе Пабло Кантильо, Шарлто Копли,  Хью Джекман, Сигурни Уивер, Брэндон Оре, Джонни Селема, Андерсон Купер

 Жанр: фантастический боевик

Страна: США-Мексика

Сильная сторона творчества Нила Бломкампа заключается в умении облечь в жанровую оболочку фантастического боевика важные социально-этические проблемы. Если "Район №9" содержал метафору Апартеида и вообще расистской сегрегационной политики, а в перипетиях "Элизиума" угадывались преследования нелегальных эмигрантов, унижающие современную цивилизацию, то "Робот Чаппи" поднимает тему ксенофобии в самом широком смысле этого слова.

Заглавный герой ленты мог бы снискать сочувствие Робокопа и Пиноккио, переживавших сходный кризис самоидентификации и испытавших  аналогичное пренебрежение окружающих.

Уже само его существование является незаконным, в чём можно усмотреть грустную иронию, поскольку Чаппи создан из полицейского робота- учёный Деон, создатель механических стражей порядка, патрулирующих улицы Йоханнесбурга, крадёт повреждённый в ходе перестрелки и предназначенный для утилизации экземпляр, чтобы внедрить в него программу искусственного интеллекта, которая и наделяет бездушный метал способностью мыслить и чувствовать, любить и страдать.

 Тут и далее фото Кino-teatr.ua

Деону приходится расстаться со своим творением, когда его самого похищает банда уличных громил- гангстеры забирают Чаппи, чтобы робот помог им совершить нападение на инкассаторскую машину.

Однако даже сердца уголовников смягчает общение с Чаппи, представленным ребёнком, простодушным и наивным, но тянущимся к знаниям и самовыражению- которых его лишают, словно женщин и представителей низших сословий во времена не столь отдалённые.

Но симпатия бандитов к роботу не мешает им использовать его в преступных целях и тем более не может защитить от преследований тех, кто призван обеспечивать закон и порядок, а также тех, кто считает себя вправе уничтожать всё, выбивающееся из общепринятых представлений о норме.

Неприязнь к Чаппи со стороны тех, кто считает его недостойным претендовать на место в человеческом сообществе, выступает символом нашей склонности воспринимать ближнего, в чём-либо отличающегося от местного большинства, как опасного и отвратительного недочеловека (неслучайно один из героев ленты сравнивает Чаппи с чёрной овцой, этим англоязычным аналогом белой вороны).

 

Те же, кто готов признать в нём человеческое достоинство, кого сам Чаппи считает своей семьёй, всё же малодушно эксплуатируют его, словно ребёнка или пленника-раба, чьи права не защищает закон.

Чаппи, напоминающий диккенсовских персонажей-детей, которые, с младенчества подвергаясь разнообразным притеснениям и издевательствам, сохраняют душевную чистоту и благородство помыслов, в конечном счёте проявляет куда большую человечность, чем большинство людей.

Однако, при всей актуальности проблематики и  обаянии центрального персонажа новой картине Бломкампа в полной мере свойственны обычные недостатки его произведений. После достаточно бодрой завязки событий повествование утрачивает динамичность, становится однообразным и заунывно-сентиментальным.

 

Вялость действия авторы пытаются скрасить, заставляя Чаппи перенимать повадки своего окружения, жестикуляцию и манеру выражаться уличных гангстеров (украинский перевод прекрасно передаёт её лексическое и интонационное своеобразие).

Но это быстро приедается, смотрится откровенно вымученным, как, впрочем, и поведение героев-людей, в поступках которых чувствуется волюнтаризм драматургов, вынуждающих их делать то, что положено по сюжету, лишая их образы цельности и убедительности (справедливости ради стоит отметить выразительность исполнения рэпперами Йо-Ланди Фиссер и Ниндзя ролей бандитов).

К примеру, гангстеры, изначально  представленные как безжалостные отморозки, готовые без колебаний убить или подвергнуть пыткам Деона, не только отпускают его вопреки элементарным соображениям безопасности, но и позволяют изобретателю навещать Чаппи и учить его не нарушать закон.

Многие сцены вроде эпизода, в котором Деон грозит гангстерам сдать их в полицию "за плохое обращение" с роботом, были бы уместны в каких-нибудь "Приключениях Электроника", но не в фильме, рассчитанном на взрослую аудиторию и предполагающем серьёзность тона.

Наиболее абсурдным оказывается образ главного злодея ленты, бывшего офицера Винсента, коллеги Деона по конструкторскому бюро корпорации, занимающейся производством боевой техники (соперничество учёных с очевидностью взято из сюжета "Робокопа", даже созданный Винсентом полицейский робот оказывается вариантом изображённого в фильме Верховена ЕD-209).

Винсент наделён весьма противоречивыми чертами- этот не расстающийся с пистолетом даже за рабочим столом солдафон оказывается выдающимся изобретателем и при этом беспринципным, амбициозным карьеристом.

 

Ненависть Винсента к Деону и его успешной полицейской модели вполне объяснима профессиональной ревностью, однако авторы зачем-то вносят в его чувства религиозные мотивы- Винсент представлен ревностным католиком, при этом его убеждения проявляются лишь в злобном преследовании Чаппи, которого он зовёт "безбожным механизмом".

Более талантливые авторы могли бы с помощью всех этих характеристик создать неоднозначный, выразительный характер, но в ленте Бломкампа Винсент выглядит как нелепая карикатура.

А изобретённое в ленте сохранение человеческого сознания на цифровом носителе, противопоставленное идее о бессмертии души, в  дополнение к ханжескому фанатизму отрицательного героя придаёт "Роботу Чаппи" оттенок антирелигиозной пропаганды, выдержанной в духе примитивного научно-фантастического материализма.

Оценка фильма 2,5 из 5

Лето взаперти / Dark Summer

Режиссёр: Пол Солет

В ролях: Кейр Гилкрист, Стелла Маив, Маэстро Харрелл, Грэйс Фиппс, Петер Стормаре

 Жанр: фильм ужасов

Страна: США

Случись Даниэлю Дефо писать свой великий роман в наши дни, он, вероятно, сочинил бы историю о человеке, вследствие буйства стихий или людской несправедливости потерявшего доступ к социальным сетям. Юный Даниэль,  герой ленты Пола Солета, чувствует себя, словно на необитаемом острове, не столько из-за домашнего ареста, сколько из-за запрета выходить в Интернет.

Столь суровая кара постигла его за "злостное вмешательство в частную жизнь"- попытку взломать аккаунты приглянувшейся сокурсницы. Незадачливого ухажёра навещают в его горьком заточении двое друзей, которые и помогают ему раздобыть устройство, способное обмануть бдительность сотрудников отдела по борьбе с киберпреступностью.

Однако первый же Интернет-сеанс заканчивается весьма плачевно- Мона, та самая девица,  которая стала объектом неуклюжих сетевых домогательств Даниэля, звонит ему по Скайпу и кончает с собой у него на глазах, пригрозив, что он почувствует то же, что чувствует она.

Потрясённый герой решает, что до дна испил свою чашу страданий. Однако он обнаруживает, что чаша всё ещё полна до краёв, когда его начинает посещать ещё один гость, настроенный не слишком дружелюбно- призрак погибшей.

 

"Лето взаперти" поначалу воспринимается как тягучая драма о неуверенных в себе, третируемых окружающими подростках, чьи переживания не становятся менее реальными оттого, что они предпочитают выяснять отношения, прячась за экранами мониторов.

Дух Моны, устраивающий в квартире Даниэля полтергейст, до определённого момента и воспринимается как следствие его депрессии, как визуализация его чувства вины. Но когда привидение оказывается вполне реальным, и драма окончательно превращается в хоррор, авторам нечего предложить зрителю, кроме набора банальных приёмов, исполненных без всякой связи и весьма неуклюже- зеркало трескается без видимых причин, мониторы загораются зелёным светом, по коже героя ползут муравьи, а за его спиной маячит мрачный силуэт.

 

Хуже всего то, что персонажи и их взаимоотношения, поначалу описанные вполне сносно, в какой-то момент разом утрачивают всякое правдоподобие.

Подчас повествование оборачивается такой чепухой, что кажется, будто сценарист и режиссёр сами напуганы до полусмерти посещением тёмного духа- трудно объяснить иначе их решение объяснить происходящее тем, что бедняжка сама была влюблена в Даниэля, и, будучи весьма привлекательной особой, посчитала, что её шансы добиться взаимности значительно повысятся, если она покончит с собой и начнёт являться ему окровавленным страшилищем.

Оценка фильма 1,5 из 5.

Удручающее однообразие нашего проката скрашивает прекрасная документальная лента американца Джонатана Нардуччи "Замуж за иностранца", чьим линейным продюсером выступила Надежда Парфан, один из организаторов фестиваля "86", выпускающего эту ленту на экраны столичных кинотеатров "Киев" и "Кинопанорама".

Посвящённая украинским приключениям американцев, приехавших в нашу страну за невестами, эта лента смотрится как захватывающее реалити-шоу, отличаясь при этом подлинной симпатией к своим героям, показывая, что наша суть не слишком зависит от культурной, сословной, половой принадлежности - граждане Америки и Украины, богачи и нищие, мужчины и женщины в равной мере готовы на самые нелепые и предосудительные действия в отчаянном поиске счастья, труднодостижимого вне зависимости от того, по какую сторону Атлантики находишься. 

Кинофестиваль "Молодость" поздравил киевлян с Днём Святого Патрика на несколько дней раньше срока- 12-го марта в кинотеатре "Киев" состоялось открытие Пятого фестиваля Нового кино Ирландии IrishFest.

Общеизвестно, что между нашей родиной и Изумрудным Островом можно провести немало исторических параллелей, среди которых многовековая зависимость от Большого Соседа, пребывание в его культурной тени, подавлявшиеся с абсурдной жестокостью попытки вооружённого сопротивления, массовая эмиграция, катастрофических масштабов голод.

В этом смысле ирландский кинематограф воспринимается как вожделенное светлое будущее отечественной кинематографии, ведь если бы за производство ирландских фильмов были ответственны нынешние украинские чиновники от культуры, АйришФест радовал бы нас исключительно ура-патриотическими историями о борьбе фениев и ИРА с британскими оккупантами и ирландским поэтическим кино о Кухулине, Фергусе и королеве Медб, скачущим по зелёным полям под благозвучное пение волынок.

Однако у Ирландского Киносовета и у ирландских кинематографистов (как, по счастью, и  у значительной части их украинских коллег) совсем иные представления о патриотизме, благодаря чему кинематограф Ирландии славен жизнеутверждающими и пронзительными произведениями о радостях и маленьких трагедиях простых граждан страны, об их попытках соответствовать в своей повседневности тем законам и ценностям, что не зависят от места и исторической эпохи.

Таков один из лучших фильмов украинского кинопроката прошлого года, "Голгофа" Джона Майкла МакДонаха, таковы ленты, вошедшие в программу Пятого АйришФеста, среди которых наиболее примечательными представляются документальные работы: "Ирландский паб" Алекса Фигана и "Вершина" Ника Райана.

Остроумное и обаятельное повествование "Ирландского паба", выстроенное на серии интервью с владельцами и посетителями питейных заведений, воздаёт должное одному из главных институтов ирландской национальной идентичности, пространству культурного и эмоционального единения, в котором почти суеверное соблюдение традиций неотделимо от живой реакции на социально-политические штормы современности, "Вершина" же посвящена трагически завершившейся экспедиции альпинистов на гору Чогори, печально известную тем, что попытки покорить её стоят жизни каждому четвёртому скалолазу.

Художественные ленты фестиваля выдержаны в жанре комедий. "Харди Бакс в кино" Майка Кокейна представляет собой киноверсию очень популярного в Ирландии телесериала о нескольких закадычных друзьях из маленького городка, довольно бестолковых и беспутных, но весёлых и стойко переносящих жизненные невзгоды, в данном случае- превратности путешествия через всю Европу, предпринятого, чтобы поддержать национальную сборную на матче в Польше, проходящем во время памятного Евро-2012.

Приключения персонажей фильма Лэнса Дейли "Лёгкая жизнь" напомнят нашему зрителю о "Двенадцати стульях" Ильфа и Петрова: сюжет картины вертится вокруг попыток членов одной не слишком дружной семьи отыскать старый матрас, который один из них выбросил, не подозревая, что между его ржавыми пружинами запрятаны семейные сбережения- что-то около миллиона евро.

"Задержка" Роба Бёрка и Ронана Бёрка о неожиданной встрече после многолетней разлуки мужчины и женщины чуть за тридцать, которые получают возможность провести вместе вечер перед следующим, возможно, окончательным расставанием, не оставят равнодушными тех зрителей, кто, подобно героям ленты, чувствует, что прожил последние десять лет не совсем так, как хотелось бы, кто также отчаянно ухватился бы за самую призрачную возможность провести следующие десять лет иначе.

Расписание показов можно найти на сайте кинотеатра "Киев".

Ещё одно весьма примечательное мероприятие проводит в кинотеатре "Киев" продюсерское агентство "Артмедиа", в пятый раз организовавшее фестиваль "Современное кино Дании". Особенностью этой ретроспективы является ориентация на "семейную аудиторию"- весьма редкое явление на наших экранах.

В программу вошли три анимационных ленты, "Цирк! Цирк! Цирк!" о взбудораживших тихий городок гастролях цирковой труппы, послуживших началом необычайных приключений для самых юных его обитателей, "За тридевять земель" о невероятных похождениях мальчика-зайчика, отправившегося в зловещее королевство колдунов и чудищ спасать маму-зайчиху, "Носорог Отто" о мальчике, перед которым серьёзно встал квартирный вопрос после того, как он ненароком создал волшебным карандашом носорога, а также художественная картина "Карла и Йонас" о взаимоотношениях мальчика из детского приюта и девочки, проникшейся к нему романтическими чувствами, которая пытается раскрыть тайну исчезновения его матери- мелодраматическая тональность сочетается в этом фильме с приключенческими перипетиями.

Подробное описание фильмов и расписание показов можно найти на сайте агентства.

13-го марта объединение молодых украинских кинематографистов "СУК" проводит в Casa De Ritmo очередной из серии показов современного студенческого кино, призванных знакомить отечественную творческую молодёжь с лучшими образцами короткометражных фильмов, снятых их иностранными сверстниками. В программу вошли четыре картины студентов из Австралии, Швейцарии, Великобритании и Голландии, каждая из которых собрала по переносной сокровищнице фестивальных регалий.

powered by lun.ua