Премьеры недели: Пауло большой, Пауло маленький

7
20 березня 2015

С 19 марта на украинских экранах демонстрируются: биографическая драма "Пилигрим: Пауло Коэльо" и социальная драма "Самба" Оливье Накаша и Эрика Толедано. А также: фестиваль "Неделя австрийского кино", "Современное украинское кино", фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA.

Пилигрим: Пауло Коэльо / Não Pare na Pista: A Melhor História de Paulo Coelho

Режиссёр: Даниэл Аугусту

В ролях: Хулио Андраде, Равель Андраде, Фабиана Гугли, Фабиула Наскименту, Энрике Диас, Лукки Феррейра, Нанчо Ново, Родольфо Абритта, Тереса Амайо, Полиана Андерл, Пас Вега

Жанр: биографическая драма

Страна: Бразилия-Испания

Если считать успешными те из фильмов, посвящённых деятелям искусства, которые позволяют судить об их творчестве, "Пилигрим" может быть оценён весьма неоднозначно. Ещё прежде, чем на экране рассеивается вступительная тьма, зрителя огорошивают первой проповедью, убеждая его выслушать и хорошенько запомнить (поскольку  от этого зависит его, зрителя, жизнь), что для того, чтобы чего-то достичь, всегда необходимо идти своим собственным путём, примечая знаки, которые станут на этом пути указателями.

Источник мудрых мыслей, уровень которых хорошо известен любому, кто взял на себя труд прочесть хотя бы пару страниц бразильского автора, не оскудевает в продолжение всего фильма, даже финальные титры сопровождает песня его сочинения.

Однако авторы картины могли бы поучиться у своего героя простоте изложения.

Тут и делее фото Кino-teatr.ua

Повествование разбито на три временных периода, эпизоды которых перемешиваются без видимой системы.

Часть, действие которой разворачивается в 60-е, посвящена непростым взаимоотношениям юного Пауло, грезящего о писательской карьере, с отцом-буржуа, часть о 80-х рассказывает о мучительных поисках героя вышеупомянутого "своего пути", и, наконец, в части о 2013-м годе увенчанный мировым признанием писатель вместе со своей преданной супругой едет на чествование 25-летнего выхода в свет "Алхимика", этого прославленного творения, повергающего в ужас литературных критиков и рядовых поклонников латиноамериканского магического реализма.

 

Тасование времён может запутать, но при этом оживляет достаточно статичное действие- хотя происходящее предполагает известную остроту сюжета, перипетии принудительного лечения, которому был подвергнут писатель, его погружение в мир богемной психоделии, увлечение левыми идеологиями и оккультизмом поданы с какой-то торопливой небрежностью, размыты невнятными видениями, встречами с таинственными незнакомцами, посланниками Неба и Преисподней.

Поданный в фильме образ писателя далёк от представлений о бизнес-гуру и шарлатане-эзотерике, лелеемых ценителями литературы. Коэльо предстаёт искренним и мятущимся художником с очевидными психическими расстройствами- которые авторы ленты, впрочем, подают скорее как пророческие прозрения.

 

Зрители, сочувствующие переживаемым им злоключениям, могут черпать утешение в той части фильма, что относится к 2013-му году и со всей очевидностью свидетельствует, что герой добился того, чего хотел, нашёл то, что искал.

Но то, каким образом полубезумный маргинал, грезящий тайными обществами и мистическими откровениями, не только смог достичь душевного равновесия, но и стал автором, востребованным миллионами читателей во всём мире, не получает в картине Даниэла Аугусту вразумительного ответа.

 

Что, впрочем, неудивительно- сообщённые в финале картины факты, что суммарный тираж книг Пауло Коэльо составляет 300 миллионов экземпляров, а количество языков, на которые они переведены, превышает соответствующий показатель у сочинений Шекспира, кого угодно погрузят в бессильное молчание.

Оценка фильма 2,5 из 5

Самба / Samba

Режиссёр: Оливье Накаш и Эрик Толедано

В ролях: Омар Си, Шарлотта Генсбур, Тахар Рахим, Изиа Ижлен, Исака Савадого, Элен Венсан, Янгар Фолл, Кристиана Милле, Жаклин Жеаннеф, Лия Кебеде

Жанр: социальная драма

Страна: Франция

Как и в наиболее популярном фильме Оливье Накаша и Эрика Толедано, "Неприкасаемых", в центре сюжета "Самбы" два человека, принадлежащих к различным, чуждым мирам - парижанка Элис, занимающая солидную должность в торговой компании, и собственно Самба, выходец из Сенегала, который провёл полжизни во Франции, но так и не обзавёлся видом на жительство. Их миры пересекаются, кажется, в единственно возможной точке - в центре помощи эмигрантам, куда Элис устраивается в качестве волонтёра.

Способны ли взаимная симпатия, сексуальное влечение и отсутствие расовых предрассудков сгладить культурные и социальные различия? Авторы позволяют аудитории надеяться на это на протяжении всего фильма, хотя сами герои, похоже, не слишком верят, что их романтические отношения могут иметь будущее.

 

Впрочем, возникшее между героями чувственное напряжение не является главной движущей силой сюжета. Действие вертится прежде всего вокруг повседневных тягот эмигрантской жизни, которую ведут Самба и его товарищи, те, кто спасся от нищеты, этнических чисток и необходимости убивать, но и в благополучной Франции ведут полуголодное существование, вынужденные перебиваться случайными заработками, большую часть которых они отсылают оставшимся в Африке семьям.

 

При этом они, шарахаясь от каждого человека в форме, живут в постоянном страхе, что их отправят в земной Ад, из которого они сбежали, чувствуют себя, словно "Моисей, которому было даровано право увидеть обетованную землю, но запрещено поселиться на ней". В этом смысле "Самба" воспринимается как игровой эпиграф к приближающемуся фестивалю правозащитной документалистики Docudays UA.

 

Несмотря на ряд острых и душещипательных сцен, повествование можно охарактеризовать как несколько вялое, провисающее от одного эмоционального пика к другому.

 

Но, в любом случае, фильм Накаша и Толедано представляется выразительным образом того, как взаимоотношения обычных людей, их способность к сочувствию и взаимопомощи способны противостоять диктату бесчеловечных юридических установлений и общественных предубеждений, показывая, что ценность личности не зависит от того, что написано в её паспорте.

Оценка фильма 3,5 из 5

В кинотеатре "Киев" прошло открытие в четвёртый раз организованного компанией "Артхаус Трафик" фестиваля "Неделя австрийского кино", единственного заметного мероприятия, которое можно назвать гидом в том пространстве белых пятен, которое представляет для наших соотечественников современная австрийская культура.

В программу вошла киноверсия "осовремененной" постановки оперы Моцарта "Так поступают все женщины", "Безумная любовь" Джесики Хауснер о романтических увлечениях выдающегося немецкого прозаика и драматурга Генриха фон Клейста, "Спокойной ночи, мама" Северина Фиала и Вероники Франц, психологический триллер о мальчиках-близнецах и их матери, сходящей с ума- или, быть может, коварной незнакомки-самозванки, "Трещины в бетоне" Умута Дага, драма о взаимоотношениях неприкаянных и одиноких обитателях социального дна.

Также в "Неделе австрийского кино" будет представлена подборка короткометражных фильмов-участников австрийского фестиваля ARS ELECTRONICA, памятного киевлянам по проводившимся некогда "ночным" программам в кинотеатре "Жовтень"- настоящий the best of компьютерной анимации, как экспериментальной и выполненной в жанре видео-арта, так и сюжетной, рассчитанной на самую широкую аудиторию.

Вслед за Киевом, фестиваль пройдёт в Черновцах, Харькове и Одессе.

20-го марта творческое объединение "Современное украинское кино" ("СУК") проводит в киевском "Циферблате" показ короткометражных работ, многие из которых успели получить хвалебные отзывы на отечественных фестивальных смотрах: "Кинотеатр "Украина" Максима Мадонова, "Пробуждение" Марьяны Литвиновой, "Спасение" Никона Романченко, "Вес" Юрия Шилова, "Qara" Новруза Хикмета, "Обезболивающее" Валерии Сочивец, "Seni sevem" Наримана Алиева.

И уже этим вечером стартует фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA.

powered by lun.ua