Наиболее интересные киевские мозаики 60-х годов. Фото
Шестидесятые годы ХХ века – не просто десятилетие. Это целая эпоха, которая открылась ХХ съездом в 1956 году и развенчанием культа личности Сталина, а завершилась уже в 1968-м, когда советские войска вошли в Чехословакию и над планетой вновь нависла угроза мировой войны, обрушив все надежды и иллюзии так называемой "оттепели".
Шестидесятые в Украине – особенное время, оставившее после себя огромное количество материальных и духовных свидетельств.
Время диссидентского движения и возрождения интереса к национальной культуре, время неофициального искусства и подпольных выставок, время либерализации (пусть выборочной и кратковременной), давшее импульс к обновлению всех культурных сфер: кинематографа, литературы, архитектуры, музыки.
Сегодня, когда потребность в пересмотре исторического и культурного контекстов прошлого страны актуальна как никогда, шестидесятые воспринимаются как некая точка отсчета нашей современности. И потому так важно знать, какими были эти годы.
Весной 2015 года в издательстве "Основы" вышла первая книга, посвященная украинской культуре 1960-х годов – "Искусство украинских шестидесятников".
"Украинская правда. Життя" подготовила серию публикаций, посвященных важным культурным феноменам этого интереснейшего периода. Первая статья - о советском монументальном искусстве 60-х.
Советское монументальное искусство (и, в частности, монументальные мозаики Киева) ассоциируется сегодня в массовом сознании с идеологическим грузом истории, серым довлеющим прошлым.
Ведь произведение монументального искусства выполнялись, в первую очередь, по государственным заказам. А художники-монументалисты весьма неплохо зарабатывали в советской системе искусства. Но такое отношение к созданию росписи, витража или мозаики в публичном пространстве исключительно как к заработку, сформировалось не сразу, и совершенно таковым не являлось в 1960-е годы.
В это период только начинает складываться "иконография" советского монументального искусства, которая позже будет подвержена уплощению и стандартизации.
Это собственно и приводит к формированию отношения к работе в области монументального искусства как к халтуре, заработку от госзаказа, когда художнику "уготован" набор тем и средств по их воплощению.
Однако в 1960-е годы многие художники, занимающиеся официальным монументальным искусством, совершенно естественным образом совмещали свою официальную карьеру с деятельностью и в области нонконформистского искусства.
На 1960-е годы приходится расцвет монументального искусства. Его развитие в Украине, как и во всех странах Советского Союза, в первую очередь, связано с поиском нового художественного языка в архитектуре, что обусловлено быстрым типовым строительством и государственным постановлением 1955 года "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве".
Новая архитектура простых геометрических форм ставила перед художниками новые задачи, буквально предоставляя площади для их декоративного оформления, чтобы сделать окружение человека идейно-содержательным, воплотив универсальные ценности человечества: идеи материнства, труда, дружбы, любви к родине и т. д.
Монументальными работами оформлялись вокзалы, больницы, детские садики, школы, станции метрополитена. Наиболее популярным видом монументального искусства в Украине была мозаика.
В конце 1950-х при Киевском экспериментальном керамическом заводе Академии строительства и архитектуры УССР образуются экспериментальные институты и мастерские по производству и обработке плитки, которая широко применялась как в качестве строительного, так и декоративного материала. Из керамической плитки художники извлекали свойства самого материала: его фактуру, цвет, объем.
Именно в 1960-е годы поиск новых пластических и технологических решений (несмотря на строгую тематическую регламентацию) все же способствовал тому, что на первый план выдвигались чисто пластические задачи, поиск художественной формы, "интерес к форме был самым первоначальным проблеском духовного сопротивления", — писал киевский искусствовед Борис Лобановский.
С другой стороны, развитие монументального искусства в Украине в 1960-е годы было также связано с потребностью возобновить прерванную в конце 1930-х годов традицию "украинского монументализма", связанную в школой Михайла Бойчука.
Это было связано с национальным подъемом и желанием возродить художественную традицию, в которой монументальная живопись занимала видное место.
Таким образом, монументальное искусство 1960-х годов одновременно было и пропагандистским по своим задачам, и новаторским по пластическим решениям.
"УП. Життя" предлагает небольшую обзорную экскурсию по наиболее интересным киевским мозаикам, созданным украинскими мастерами в 1960-х годах, которые сохранились до нашего времени и доступны для посещения.
Киевский аэропорт "Борисполь". Терминал В.
Для гостей столицы, добравшихся в Киев самолетом! Не поленитесь зайти в терминал B.
Там в открытом доступе в левом крыле здания, перед входом в ресторан "Хуторок", вы можете увидеть одну из наиболее характерных мозаик 1960-х годов — "Мир. Труд. Счастье" авторства Э. Коткова, В. Ламаха и И. Литовченко.
Э. Котков, В. Ламах, И. Литовченко, Панно "Мир, труд, счастье", интерьер Бориспольского аэропорта (фрагмент 3), Киев, 1965 керамическая мозаика. Автор фото - Евгений Никифоров |
Эти художники занимались оформлением всего комплекса аэропорта, но после большой реконструкции большинство мозаик было сбито, и сегодня не представляется возможным представить целостное оформление всего комплекса (сохранилась также работа "Икар", зал ожидания терминала В).
Э. Котков, В. Ламах, И. Литовченко, Панно "Мир, труд, счастье", интерьер Бориспольского аэропорта (фрагмент 3), Киев, 1965 керамическая мозаика. Автор фото - Евгений Никифоров |
Сама мозаика композиционно разделена на три группы людей, олицетворяющих идею труда в различных его проявлениях: аграрном, индустриальном и интеллектуальном.
Естественно в мозаике воплощен образ благополучной УССР, жители которой в труде обретают счастье и мир.
Обращаясь к основным символам эпохи, художники в ярких красках воплотили "мир цвета, мир радости, чистоты и открытости".
Э. Котков, В. Ламах, И. Литовченко, Панно "Мир, труд, счастье", интерьер Бориспольского аэропорта (фрагмент 3), Киев, 1965 керамическая мозаика. Автор фото - Евгений Никифоров |
Собственно такая искренность в восприятии окружающей действительности была присуща многим мастерам начала 1960-х гг.
Киевское метро
Немаловажную роль занимало оформление станций метрополитена. На примере декоративного оформления киевского метро можно проследить две тенденции развития монументального искусства этого периода.
С одной стороны, это искусство отмечено обращением к народной традиции с ее богатством цвета и орнаментальными ритмами, а с другой стороны, оно стремится к универсализму и утверждению большого стиля, которые зачастую воплощались через образы революции.
Так, например, в интерьере станции метро "Крещатик" (1960) художницы О. Грудзинская и Т. Самсонова на основании украинского народного орнамента создали несколько декоративных панно и разместили их на пилонах станции.
О. Грудзинская, Т. Самсонова, А. Федорова, Панно на пилонах станции метро "Крещатик" (фрагмент), Киев, 1960, кусковая керамика |
А в интерьере станции метро "Шулявская" (1963) можно увидеть композицию "Индустриальный труд", на которой изображены две фигуры молодого и пожилого рабочих (на фоне красного знамени), символизирующих идею преемственности поколений и революционных традиций.
И. Литовченко, Панно в интерьере метро "Большевик" (ныне - метро "Шулявская"), Киев, 1963, керамическая мозаика, цветные цементы. Автор фото - Евгений Никифоров |
Проспект Победы, 1967 — 1968
Как уже говорилось выше, декоративное оформление было связано с типовым строительством. Ярким примером тому в Киеве является оформление монументальными мозаичными панно торцов домов на проспекте Победы (дома №№ 21, 23).
Изначально задумывалось оформление четырех фасадов домов, выходящих на проспект Победы.
Однако в 1960-е годы было сделано только две композиции "Симфония труда" и "В защиту мира", а возобновлены работы были только в начале 1980-х годов.
И. Литовченко, В. Прядка, Декоративное панно "В защиту мира", Киев, проспект Победы, дом № 23 |
И. Литовченко, В. Прядка, Декоративное панно "В защиту мира", Киев, проспект Победы, дом № 23 |
Разница в исполнении бросается в глаза: для шестидесятников был характерен поиск нового художественного языка, которому присущи линеарность, лаконичность композиции, плакатность, в то время как более поздние композиции по инерции пожинают плоды предыдущих поисков, уплощая содержание и художественную форму.
Дворец пионеров, 1965
Мозаики Дворца пионеров, созданные известными киевскими художниками Адой Рыбачук и Владимиром Мельниченко, обращены к фольклорной традиции.
Созданные по мотивам картин Марии Примаченко, эти работы поражают образностью, красочностью и сочностью цветов.
Здесь и далее - В.Мельниченко, А.Рыбачук. Мозаика "Триптих. Чудесная скрипочка. Посвящается Марии Примаченко", фрагмент, Дворец пионеров. Автор фото - Евгений Никифоров |
Автовокзал, 1961
Оформлен также художниками Адой Рыбачук и Владимиром Мельниченко.
В автовокзале ритмика всего здания выстраивается за счет цвета. Оформление начинается с декорирования битой бирюзовой облицовочной плиткой колонн на первом этаже, которые буквально простреливают все три этажа, разворачиваясь на последнем монументальной композицией, занимающей всю стену.
А. Рыбачук, В. Мельниченко, Декоративная композиция "Автобусы", 1961, керамическая мозаика, интерьеры Киевского автовокзала |
Поверхность этой стены облицована блестящей чёрной плиткой, по которой условными линиями белой и бирюзовой плитки обозначены силуэты "летящих" автобусов и автомобилей.
В эту канву беспрерывного потока транспорта введены мозаичные композиции с изображениями города.
Дугие материалы об упомянутых мозаиках, как и о монументальном искусстве Украины 1960-х годов в целом, будут представлены в книге "Искусство украинских шестидесятников" (изд-во "Основы"), презентация которого состоится в рамках "Книжного Арсенала" (22–26 апреля, "Мистецький Арсенал")
Автор фото - Евгений Никифоров