Премьеры недели: Дым на небе, дым на земле
С 23 апреля на украинских экранах демонстрируются: фантастический боевик "Мстители: Эра Альтрона" Джосса Уидона и детективный триллер "Она его обожает" Жанны Эрри.
А также: IV Киевский международный фестиваль короткометражных фильмов, Второй фестиваль кино и урбанистики "86" в Славутиче, телевизионная премьера "Племени" Мирослава Слабошпицкого, "Калейдоскоп украинской анимации", "Британский театр в кино".
Мстители: Эра Альтрона / Avengers: Age of Ultron
Режиссёр: Джосс Уидон
В ролях: Роберт Дауни-младший, Скарлетт Йоханссон, Марк Руффало, Крис Эванс, Джереми Реннер, Крис Хемсворт, Аарон Тейлор-Джонсон, Элизабет Олсен, Джеймс Спэйдер, Сэмюэл Л. Джексон
Жанр: фантастический боевик
Страна: США
Выходит в свет вторая часть самого масштабного - и наиболее успешного в коммерческом отношении, - кроссовера (жанра, позволяющего померится силами персонажам различных произведений) за всю кинематографическую историю.
Поклонники кино, которым Джосс Уидон известен как умный, самобытный интерпретатор жанровых клише, постановщик обаятельного космического боевика "Серенити" и автор сценария к виртуозно обыгрывающей штампы хоррора и при этом выходящей за рамки второсортного жанра пародии "Хижине в лесу", были разочарованы ещё первой его картиной о Мстителях.
Тут і далі фото Kino-teatr.ua |
Хотя парадоксальное остроумие Уидона ощущается во многих диалогах и сценах, формат высокобюджетного кинокомикса оказался слишком тяжеловесным для авторского самоуправства.
Какая-либо оригинальность действия и персонажей теряется в шуме и гаме экшн-сцен, в патетических речах о защите мира на земле и мелодраматической сентиментальности дружеских и любовных отношений, в сумбуре сюжетных хитросплетений, разобраться в которых в полной мере способна лишь та часть аудитории, которая не только прилежно смотрела фильмы, посвящённые каждому из Мстителей в отдельности, но и неплохо знакома с оригинальными графическими новеллами.
Сказанное во многом справедливо и для новой картины.
При каждом невнятном намёке на предысторию происходящего, при каждом появлении персонажа, хорошо знакомого другим героям, но отнюдь не публике "Эры Альтрона", при каждом упоминании "Щ.И.Т.ов", "Гидр", скипетров, камней бесконечности и прочих организаций и артефактов, о назначении которых далёкому от темы киноману понятно только то, что от их существования и взаимодействия зависит жизнь и гибель Вселенной, многим из зрителей останется только сожалеть, что в соседнем кресле не сидит разговорчивый и дружелюбный фанат марвелловских комиксов.
Разумеется, насыщенный первоклассными спецэффектами аттракцион смертоубийств и разрушений способен развлечь аудиторию вне зависимости от того, насколько ей кажутся вразумительными перипетии сюжета.
Заглянувший в посудную лавку слон стал бы не намного более занятным зрелищем, чем обладающие сверхспособностями персонажи, превращающие улицы в поле битвы - твердыни из стали и бетона рушатся прежде, чем зритель успевает окинуть их взглядом, автомобили кувыркаются, словно консервные банки, сотни статистов разбегаются с воплями и плачем, воздушные сражения облачённых в трико супергероев с армией андроидов воспринимается как осовремененное изображение битвы небесных сил под водительством архангела Михаила с приверженцами Люцифера.
По-настоящему интересной особенностью фильма является то, что его отрицательные персонажи действительно воспринимаются как падшие ангелы, восставшие против Божественного миропорядка.
При этом дьявола в мир - подобно нашему доверчивому прародителю Адаму, - впускает человек.
Член команды супергероев "Мстители" Тони Старк, больше известный как Железный Человек, стремясь обезопасить Землю от вторжения недружелюбно настроенных пришельцев (подобных тем, с которыми Мстители сражались в предшествующем фильме), создаёт Альтрона, компьютерную программу с искусственным интеллектом, которая, обретя самосознание, тут же выходит из-под контроля своего создателя и с помощью Интернета расползается по всей планете, вскоре обзаведясь довольно устрашающим металлическим телом.
В отличие от многих других искусственных существ, Альтрон отнюдь не стремится быть принятым в человеческое сообщество. Напротив, подобно Сатане, он считает людей не заслуживающими владеть такой прекрасной планетой и в своей гордыне, также роднящей его с Князем Тьмы, убеждён в своей способности создать совершенную расу, которая воцарится на земле, когда человечество будет уничтожено.
Этот дьявол электронной эпохи в изображении авторов картины оказывается весьма похожим на диктатора. Созданные им существа, андроиды, не обладают собственной личностью - он наделяет их своим сознанием. Сторонники Альтрона среди людей либо околдованы им - по сути, одержимы бесом, - либо обмануты. О царящем в его стане единомыслии могли бы мечтать самые успешные из тиранов.
Авторы ленты достаточно прозрачно намекают на связь мировоззрения Альтрона с тоталитарными режимами- он цитирует Ницше, сочинения которого, очевидно, понимает не лучше немецких нацистов (бездушные и сильные андроиды в этой связи представляются его вариантом "Сверхчеловека"), а своим плацдармом избирает затерянное на восточно-европейских просторах государство Соковию, внешне почти неотличимое от Сербии времён постсоциалистической диктатуры.
Стоит отметить, что действия вторгшихся в Соковию Мстителей, готовых погибнуть ради спасения её граждан (хотя те, подобно некоторым из наших соотечественников на Востоке, встречают своих освободителей не цветами, а гнилыми помидорами), предстают выразительным воплощением мечты об идеальной экспедиционной армии, эффективной в военном отношении и при этом озабоченной тем, как избежать жертв среди мирного населения, не в меньшей степени, чем свержением тирании.
В фильме убедительно показано, что происходит, когда с потерями среди гражданских не считаются- наряду с Альтроном противниками Мстителей выступают обладающие сверхъестественными способностями близнецы, родители которых погибли при попадании в их дом американской ракеты.
При этом среди самих Мстителей нет единства, герои постоянно вступают в перепалки и ссорятся, разделяемые не только происками Альтрона, но и собственными амбициями, сомнениями и страхами. Их страсти, пускай и мешают им бороться со злом, подчёркивают их принадлежность к человеческому роду, получившему от своего Создателя дар свободной воли, право на личный выбор, столь ненавистное диктатуре.
Оценка фильма 3,5 из 5
Она его обожает / Elle l'adore
Режиссёр: Жанна Эрри
В ролях: Сандрин Киберлэн, Лоран Лафитт, Паскаль Демолон, Оливия Коте, Николас Бридет, Себастьен Кнафо, Мюриэль Майетт, Бенжамин Лаверн, Луи Лесаж, Элен Александридис
Жанр: детективный триллер
Страна: Франция
Стоит протянуть хотя бы мизинец дьяволу, который дружелюбно предлагает обменяться с ним рукопожатием, и тот оторвёт доверчивому бедолаге всю руку, а то и вовсе утащит его в Преисподнюю. В этом приходится убедиться главному герою фильма Жанны Эрри, постепенно переходящему грань простительного малодушия.
Для популярного музыканта Венсана очередная размолвка с его возлюбленной оканчивается гораздо хуже, чем обычно- как, прочем, и для неё. Попытки противопоставить её истерическому припадку спокойствие олимпийца оказываются несостоятельными, когда девушка ломает о героя стул, а затем набрасывается на него с кулаками.
В панике- за которую никто не стал бы его осуждать, - Венсан отталкивает мучительницу так, что она ударяется спиной о полки, с которых ей на голову падает престижный и очень тяжёлый приз за лучший альбом года.
Убедившись, что его злонравная, но всё же любезная его сердцу подруга мертва, Венсан, оправившись от первого приступа скорби, решает избавиться от её тела, чтобы избежать уголовного преследования и краха карьеры - соображения, которые могут помутить разум и лучшим из нас.
В этом бесславном предприятии - не в меньшей степени глупом, чем безнравственном, - по-настоящему необычен его выбор сообщника. Венсан обращается к некоей Мюриэль, которую едва знает- точнее, знает о ней главным образом по письмам, которые та шлёт ему с утомительной регулярностью в качестве его пламенной и преданной фанатки.
Увидев на пороге своего кумира, униженно молящего о помощи, Мюриэль соглашается выполнить любую его просьбу.
Поначалу кажется, что криминальная интрига ленты призвана испытать на прочность призрачную связь между талантами и поклонниками.
Стоят ли чего-то те чувства, которые мы испытываем к людям, чьи портреты украшают стены наших квартир, верят ли сами властители дум в свои слова, разглагольствуя о любви к публике, разумно ли ожидать от художников, перед чьим творчеством мы преклоняемся, величия и красоты в чём-либо, кроме собственно творчества?
Впрочем, очень скоро звёздный статус и пребывание в культурном небытии утрачивают в повествовании всякое значение.
С героев, в упорядоченную повседневность которых вторгается чрезвычайное происшествие, угрожающее самому их существованию, постепенно сползает оболочка их социального статуса.
Опасность, нависшая над ними, не сплачивает, а ещё больше разобщает этих чужих друг другу людей, более того, заставляет их почувствовать отчуждённость от привычного окружения, у которого они не могут найти поддержки и понимания в по-настоящему серьёзной ситуации.
В соответствии с лучшими традициями детективного жанра, лента Жанны Эрри показывает одиночество человека, чьи черты характера и моральные принципы проходят проверку борьбой за выживание, так что его действия оказываются неожиданными не только для его близких, но и для него самого.
Оценка фильма 4 из 5
Продолжается IV Киевский международный фестиваль короткометражных фильмов- до его окончания 26-го апреля столичные киноманы смогут увидеть ещё свыше сотни картин самых разнообразных жанров и направлений, привезённых в Украину изо всех уголков света.
Некоторым из этих уголков выделены специальные ретроспективы- "Шотландские короткометражки", "Шведский фокус" и "Океания", а украинское кино будет представлено двумя блоками Национального конкурса и подборкой мультфильмов для детей "Короткие метрики".
Помимо этого будут показаны авторские ретроспективы Кшиштофа Кесьлёвского и Мати Диоп, тематические подборки "Кулуары", "Out & Proud", "In the Mood for Love", "Комедии", "Family Matters", "Avanguard". И, самое главное- оставшиеся два блока конкурсной программы, как всегда очень сильной, победители которой будут определены профессиональным жюри и зрительским голосованием.
Расписание показов размещено на сайте фестиваля.
30-го апреля откроется Второй фестиваль кино и урбанистики "86", одна из наиболее интересных культурных инициатив последнего времени, претворённая в жизнь усилиями известных киевских фестивальных организаторов и гражданских активистов Надежды Парфан и Ильи Гладштейна.
Гвоздём программы- в которую, помимо дюжины полнометражных фильмов и альманахов короткого метра, войдут воркшопы, концерты и культурологические экскурсии, - станет показ американо-британской картины "Русский дятел", получившей приз как лучший иностранный документальный фильм на кинофестивале "Санденс".
Это произведение режиссёра Чада Грасиа- который представит фильм отечественной публике вместе с украинским продюсером фильма Мариной Ореховой, -посвящён попыткам украинского художника Фёдора Александровича, человека неординарного и экстравагантного, разобраться в причинах аварии на Чернобыльской АЭС.
Среди других картин - "Панельные истории" француженки Лоренс Финдайзен о культурном и социальном феномене панельных домов, "H2Omx" мексиканцев Хосе Коэна и Лоренцо Хагермана о критической ситуации с водоснабжением, сложившейся в Мехико, которая заставляет задуматься о том, как обстоят дела с экологией и санитарией в каждом из современных мегаполисов, "Самое безопасное место на Земле" швейцарца Эдварда Гагена об угрожающем скоплении радиоактивных отходов, которым не находится места на нашей планете.
Столичным киноманам, которые не смогут совершить путешествие в Славутич, остаётся надеется на последующее проведение киевского "эха". Те же, кто отважен и лёгок на подъём, смогут найти на сайте фестиваля (http://www.86.org.ua/) не только подробную информацию о фильмах и расписании показов, но и пояснения, как доехать до Славутича и как в нём можно найти жильё.
24-го апреля на телеканале "1+1" в программе кинокритика Андрея Алфёрова "Подпольная империя" состоится показ одного из наиболее значительных произведений современной украинской культуры, "Племени" Мирослава Слабошпицкого, фильма, продемонстрировавшего мощный художественный потенциал отечественного кино на пространстве от Японии до Соединённых Штатов и доказавшего способность молодых украинских кинематографистов отразить на экране украинскую действительность.
25-го апреля в кинотеатре украинского кино "Лира" состоится показ альманаха "Калейдоскоп украинской анимации", созданного под эгидой творческого объединения "СУК".
В программу вошли семь наиболее заметных анимационных фильмов, созданных в последние пару лет украинскими режиссёрами, в том числе остроумная фантасмагорическая сказка "Девочка с рыбьим хвостом" Сергея Мельниченко, "Лавка певчих птиц" Анатолия Лавренишина, в котором мотивы немецкого романтизма сочетаются со стилистикой дизельпанка, детективный триллер "Репортёр" Максима Люкова о зверском убийстве Банана, потрясшем обитателей кухни, которое расследует молодой Фотоаппарат, усомнившийся в официальной версии следствия, обвинившего в преступлении Дуршлага - лучшего друга покойного.
Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 28-го апреля поставленной "Шекспировским театром Глобус" "Двенадцатой ночью" Уильяма Шекспира, наиболее прославленной в мировом искусстве комедией о двойниках. Эта постановка уже была показана на фестивале и весьма тепло принята, несмотря на её особенность, воспроизводящую огорчительную традицию елизаветинского театра- все роли в спектакле исполняют мужчины. Роль Мальволио исполнил Стивен Фрай.