Так бывает в джазе
Международный Джазовый Абонемент, один из наиболее "долгоиграющих" джазовых циклов, знакомящих отечественных любителей джаза с зарубежными исполнителями, близится к своему десятилетнему юбилею.
С 2005 года, когда эти слова впервые появились в афишах на фасаде Киевской консерватории, МБА служил своеобразным окном с видом на нью-йоркскую джазовую сцену.
В течение этих десяти лет организатор проекта киевский и нью-йоркский басист Аркадий Овруцкий регулярно продолжал представлять любителям джаза Киева и других городов страны звезд, восходящих звезд и просто хороших музыкантов, пути которых пересеклись на площадках джазовой Мекки.
Аркадий Овруцкий |
Очередной концерт Международного Джазового Абонемента в минувшее воскресенье в Caribbean Club привлек хотя и не так много зрителей, был примечательным в нескольких отношениях.
Прежде всего, это знакомство с двумя новыми исполнителями: на сцену клуба вместе с Аркадием Овруцким вышли израильский гитарист Шахар Элнатан (Shachar Elnatan) и нью-йоркский барабанщик Брэндон Льюис (Brandon Lewis).
Брэндон Льюис |
22-летний Шахар Элнатан затрудняется сказать, где проводит больше времени – в Нью-Йорке или в Израиле, – словом, живет на два дома. Иными словами, он из тех представителей израильской джазовой диаспоры в Нью-Йорке, которые не порывают связи с родиной, причем это верно не только в пространственном, но и в творческом отношении, поскольку его собственный проект и оригинальная музыка связаны с еврейскими музыкальными традициями.
Впрочем, киевский концерт полностью состоял из джазовых стандартов.
Шахар Элнатан как ведущий гость решил посвятить концерт полностью своим любимым стандартам, причем выбор их – как это часто бывает в джазе – определялся, похоже, спонтанно, по подсказке настроения и чувства гармонии. Музыканты начали с бопа темповой композиции Уэйна Шортера, продолжили свингом, песней Кола Портера Moonbeams, затем перешли к босанове, потом снова вернулись к свингу и бопу, непреднамеренно совершив своеобразный тематический круг.
И, наконец, завершили балладой Angel Eyes.
Такой формат приближает концерт к джем-сейшн. Правит бал индивидуальная импровизация и спонтанное взаимодействие музыкантов.
Шахар Элнатан |
В игре Элнатана на концерте присутствовали как бы два стиля, что проявилось даже в использовании двух тембров, а возможно, и было этим обусловлено. С одной стороны, традиционный тембр джазовой гитары, и в этом случае его импровизации напоминали Джо Пасса. С другой стороны, менее привычный тембр, близкий к звучанию фисгармонии и отчасти напоминающий гитару Пэта Метини.
Кстати сказать, свою авторскую музыку Шахар характеризует как близкую к world music. Сейчас он готовит первый сольный диск, а пока что в его активе – участие в совместном коллективном проекте, собравшем разные группы молодых израильских музыкантов, инициатором и организатором которого выступил выдающийся представитель израильского джаза Авишаи Коэн.
(С разрешения музыканта мы приводим один трек из этого альбома в исполнении квартета Шахара Элнатана.)
Сильное впечатление оставила игра барабанщика Брэндона Льюиса. Его стиль игры можно назвать атлетическим. Хотя в составе трио – джазовая гитара, контрабас, барабаны – на первый план как солирующий инструмент выходит гитара. Однако громкий инструмент в этой компании – барабаны.
Благодаря мощной манере игры и неистощимой изобретательности Брэндон Льюис оказался подлинным героем вечера. Его соло звучало в каждой композиции, да и сам концерт начался с его длинной сольной импровизации, что случается нечасто. Ну, а, пожалуй, самым динамичным моментом в концерте были неоднократные "диалоги", обмены репликами между барабанами Льюиса и гитарой Шахара Элнатана.
Можно добавить, что незадолго перед концертом Льюис дал мастер-класс в стенах института Глиера, на котором присутствовать не довелось, но, судя по отзывам, было интересно, и в этом не приходится сомневаться.
Что касается игры Аркадия Овруцкого, то, на мой вкус, это был один из лучших концертов Аркадия на моей памяти, несмотря на то, что, как сказал музыкант уже после выступления, он полностью отдал инициативу Шахару Элнатану и выступал в роли сайдмена. Возможно, дело как раз в этом, т. е. в раскрепощенности, и еще в узкой компании, где солировать приходится много и часто, в каждой композиции.
Во всяком случае, Аркадий сыграл несколько замечательных соло, отличавшихся присущим ему чувством стройности, отчетливой фразировки и идеально расставляемых мелодических акцентов.
Однако финал вечера был еще впереди. Концерт в формате близком к джем-сейшн завершился настоящим джемом в клубе "44". И, как ни замечательно играл на концертной сцене Брэндон Льюис, но лучшее свое соло в этот вечер он сыграл именно на джеме. Так бывает в джазе.