Премьеры недели: Берегись автомобиля
С14 мая на украинских экранах демонстрируются: фантастический боевик "Безумный Макс: Дорога ярости" Джорджа Миллера, драма "Как поймать монстра" Райана Гослинга и документальный фильм "Голливуд над Днепром. Сны из Атлантиды" Олега Чёрного.
А также: альманах украинских документальных лент "UKR.DOC.", фильм о депортации чеченского народа "Приказано забыть" Хусейна Эркенова, "Британский театр в кино".
Безумный Макс: Дорога ярости / Mad Max: Fury Road
Режиссёр: Джордж Миллер
В ролях: Том Харди, Шарлиз Терон, Николас Холт, Хью Кияс-Бёрн, Джош Хелман, Нэйтан Джонс, Зои Кравиц, Роузи Хантингтон-Уайтли, Райли Кио, Эбби Ли
Жанр: фантастический боевик
Страна: Австралия-США
"...Не возвращайтесь к былым возлюбленным / Былых возлюбленных на свете нет". Эту народную мудрость, выраженную Андреем Вознесенским, можно с полным основанием перефразировать в предостережение кинематографистам не пытаться вернуть на экраны некогда успешные киносерии.
Ведь слишком часто подобные проекты приносят лишь разочарование, пятная славу блистательных героев, чьи приключения приносили нам столько радости, омрачая повторные просмотры любимых с детства лент.
По счастью, отнюдь не все склонны принимать народную мудрость на веру и учиться на чужих ошибках.
Все огорчения поклонников искупаются редкими художественными триумфами наподобие нового обращения к истории Безумного Макса- пустынной одиссее одинокого воина, странствующего по заполненным сухопутными пиратами трассам от одного высыхающего оазиса цивилизации к другому.
"Дорога ярости" не является ни продолжением, ни ремейком оригинальной трилогии, скорее это альтернативный вариант второй её части.
Об этом свидетельствует то обстоятельство, что в обеих лентах "Специальный преследователь", автомобиль героя из первого фильма, превращается по ходу действия в груду металлолома.
Как и в "Безумном Максе-2", события новой картины разворачиваются уже после Третьей мировой, превратившей известный нам мир в пустырь, населённый кровожадными дикарями, и Макс Рокатански - больше не гордость полицейского департамента.
Героя, покинувшего после гибели своей семьи ряды последних защитников общества, погружающегося в хаос, нетрудно спутать с грабителями и душегубами, рыщущими в поисках еды и бензина по медленно поглощаемым пустыней шоссе.
Столкнувшись с несколькими девушками, вырвавшимися из гарема вождя воинственного племени, из узилища которого сбежал он сам, Макс, в отличие от попавшего в сходную ситуацию товарища Сухова, проявляет чудеса бессердечия, готовый бросить их на произвол судьбы.
Однако (как это было и в фильме 1981-го года) ради собственной выгоды ему приходится объединиться с беглянками и сесть за руль бензовоза, быстроте и маневренности которого позавидовал бы любой мини-купер. Разумеется, совместно переживаемые тяготы и сражения делают вынужденный союз началом прекрасной дружбы.
В этой незамысловатой истории, в которой решение героев сменить направление движения с восточного на западное оказывается единственным крутым сюжетным поворотом, Джордж Миллер возвращает большому экрану магию дорожного экшна, почти утраченную в эпоху компьютерных спецэффектов.
Эпос скорости и разрушения получает размах битвы конца времён.
Ощетинившиеся кольями, изрыгающие пламя и поднимающие тучи пыли машины предстают колесницами Апокалипсиса, и от исхода этой гонки-схватки зависит участь остатков человечества.
Немаловажно, что Миллеру нисколько не изменил талант сочетать в интонации повествования и его образах комическую эксцентрику и мрачное величие. Самые несуразные персонажи, от покрытого уродливыми язвами вождя, чьё лицо скрыто маской-черепом, до болтающегося брелком боевого гитариста, вместе с шестёркой барабанщиков задающего ритм погони, пугающе убедительны в своём самозабвенном безумии.
Подчас они кажутся скорее исчадиями Ада, чем обычными психопатами.
Столь же достоверен, при всей своей вычурности, и уклад жизни племени. Как и преследующие бензовоз Макса автомобили его воинства, уродливые, нелепые, но вполне эффективные вариации реальных моделей, это общество новых варваров предстаёт гротескным отражением существующих режимов и идеологий.
Мессианская риторика лидера, провозглашающего своё жалкое царство венцом и славой человеческой цивилизации, рабская преданность подданных, которым нищета и страдания нисколько не мешают обожествлять правителей, готовность воинов, исповедующих в качестве религии жестокие и богохульные бредни, выполнить любой приказ, низведение человеческого существа до уровня даже не бесправной рабочей скотины, а растения, из которого можно высасывать соки, кровь и молоко, без всякого чувства вины- всё это воспринимается как выдержанная в постапокалиптической стилистике сатира на современные тоталитарные системы от Исламского Государства до Российской Федерации.
При этом бунт девушек, вначале пытающихся оказаться за пределами досягаемости диктатуры, а затем решающихся её сокрушить, соответствует постепенному преодолению Максом животного стремления уцелеть любой ценой.
Авторы показывают, что собственные инстинкты и желания закабаляют нас не меньше правителей-тиранов, и лишь готовность к самоотречению и самопожертвованию может сделать нас свободными.
Оценка фильма 4,5 из 5
Как поймать монстра / Lost River
Режиссёр: Райан Гослинг
В ролях: Кристина Хендрикс, Йен де Кестекер, Бен Мендельсон, Сирша Ронан, Мэтт Смит, Ева Мендес, Реда Катеб, Барбара Стил
Жанр: драма
Страна: США
Дебютная лента одного из наиболее одарённых молодых актёров, не слишком тепло принятая публикой и критиками, также представляется своеобразным обращением к жанру постапокалиптики.
Действие разворачивается в пришедшем в запустение городке, один из последних обитателей которого- юноша Билли, живущий вместе с младшим братом и матерью. Соседи, разъезжаясь, кто куда, советуют и ему поскорее убраться. Но Билли отчего-то не торопится покинуть призрачное селение, хотя единственная доступная здесь работа - поиск меди в заброшенных домах.
Это занятие не слишком прибыльно и, к тому же, сопряжено с риском: психопат Бычок, оглашающий округу звероподобным воем, считает покинутые жилища своей собственностью и грозит жестокой карой любому, кто покуситься на их трубы и проволоку.
Царящее запустение, ничем не сдерживаемый произвол бандитов, отсутствие всяких упоминаний о государственных институциях заставляют предположить, что и за пределами вымирающего городка цивилизация, вследствие неведомого катаклизма, переживает упадок. Так это или нет, но зрителю сообщают лишь о причинах местных бед.
Поблизости протекает Пропащая река, названная так в память о затерянных в её водах городах, которые были затоплены в ходе возведения плотины.
Достоинства этого амбициозного проекта, призванного принести процветание краю, бодро перечисляет закадровый комментарий в раз за разом проигрываемом пропагандистском ролике, снятом много десятилетий назад.
Но строительство привело лишь к разрушению – когда последний из обречённых городов скрылся под водой, на окрестности было наложено таинственное заклятие.
Герои ленты кажутся неприкаянными призраками, скитающимися- погружённые в безутешную скорбь или обуянные жаждой крови, -по руинам своего мира, краху которого они не сумели помешать.
Чуть ли не единственным признаком цивилизации (или, быть может, воспоминанием о ней) выступает некий банк, которому семья Билли выплачивает кредит за жильё. В повествовании это учреждение предстаёт всесильным, словно человечество с падением государств оказалось порабощено финансовыми атлантами, скинувшими со своих плеч путы социальных ограничений.
Слова Дэйва, возглавляющего местное отделение банка (собственно, его единственного появляющегося на экране сотрудника, будто олицетворяющего эту зловещую организацию), который замечает, что видел много подобных "пропащих рек", подтверждают глобальный размах катастрофы.
В этом вернувшимся в медный век обществе Дэйв оказывается настоящим вождём. Он ведёт себя отнюдь не как менеджер, а как всесильный феодал, который медлит с расправой над выбранными жертвами не из-за остатков человеколюбия или слабеющей верности нравственным нормам, а из желания игрой в кошки-мышки усилить удовольствие.
Эта изощрённость палачей, не спешащих прибегнуть к прямому насилию, оказывается едва ли не главным свидетельством, что человечество пребывает в сумерках развитой цивилизации, а не погрузилось окончательно во тьму варварства.
Владеющие хозяевами этого нового мира вожделения, в которых эрос практически невозможно отличить от танатоса, выразительно представлены в ночном клубе, которым владеет тот же Дэйв.
На сцене этого увеселительного заведения привлекательные женщины набрасываются друг на друга и полосуют лица себе самим бутафорскими ножами.
Повествование постепенно превращается в причудливое, эклектичное сплетение сюжетных мотивов и стилистических примет различных направлений хоррора.
Старомодная готика (в фильме даже можно обнаружить аллюзию на "Большие надежды" Чарльза Диккенса, причём "мисс Хэвишем" воплощает звезда снятых полвека назад европейских фильмов ужасов Барбара Стил) соседствует со снаффом; цветовая гамма с её приглушёнными тонами и неожиданными вспышками ярких пятен напоминает о неоновой палитре лент Николаса Виндинга Рефна, в которых Райан Гослинг исполнил главные роли, но также она была бы уместна в классических шедеврах Марио Бавы и Роджера Кормана.
Режиссёр-дебютант создаёт гнетущую атмосферу, в которой стирается грань между насилием и его сублимацией, однако сама история удаётся ему гораздо хуже. Сюжет растворяется в разнородных элементах, подчас весьма неожиданных, к примеру, монолог таксиста-азиата о крахе эмигрантских иллюзий выбивается из фантастического, сказочного повествования.
Эффектные сцены (фильму многое можно простить за эпизод, в котором Дэйв получает воздаяние за свою мнимую глухоту) чередуются с эпизодами, в которых отсутствие всякого действия словно компенсируется замысловатыми образами, невнятными или, хуже того, оставляющими впечатление позёрства.
И всё же в этой не слишком вразумительной фантазии угадывается пронзительная притча о крахе индустриальной утопии, о трагических последствиях самоуверенного невежества властей, убеждённых в своих способностях и в своём праве улучшать Божественное творение, переселять народы и двигать реки.
Поэтому фильм Гослинга может прийтись по вкусу именно украинским зрителям, которым он напомнит об отечественной крестьянской культуре, принесённой в жертву (в том числе и в связи с сопровождавшимся обширными затоплениями строительством гидроэлектростанций) богам и демонам индустриализации.
Оценка фильма 3,5 из 5
Также в прокат выходит документальная картина Олега Чёрного "Голливуд над Днепром. Сны из Атлантиды", отчасти схожая своей проблематикой с лентой Райана Гослинга. Поставленный по сценарию журналиста Дмитрия Иванова и историка Станислава Цалика фильм посвящён селу Бучак Черкасской области и его бурной кинематографической истории.
Среди многочисленных картин, снимавшихся в Бучаке и его живописных окрестностях - "Украинская рапсодия" Сергея Параджанова, "Иваново детство" Андрея Тарковского, "Сон"Владимира Денисенко, "Вечер накануне Ивана Купала"Юрия Ильенко, "Бумбараш"Николая Рашеева и Аркадия Народицкого.
Построенное на воспоминаниях кинематографистов и жителей села, повествование выдержано в тональности одновременно и ироничной, и ностальгической.
Фильм воздаёт должное не только былой славе отечественного кино, но и красоте украинской природы и украинского села, искалеченной самоуправством властей.
Строительство Каневской ГЭС стало роковым для Бучака- большая часть села была затоплена, а его жители, получив минимальную компенсацию, были вынуждены начать жизнь на новом месте.
При этом село, в котором ныне обитает не больше пятнадцати человек, до сих пор живёт под дамокловым мечом "покращень" после данного Виктором Януковичем распоряжения возобновить промышленное преобразование местности, замороженное в начале 90-х по требованиям экологов.
Ещё один проект отечественных документалистов, альманах "UKR.DOC.", представит 16-го мая в кинотеатре украинского кино "Лира" творческое объединение "СУК". Будут показаны четыре короткометражных документальных фильма – "Всюду Майдан" Екатерины Горностай о днях, проведённых режиссёром на улицах восставшей столицы (лента получила приз им.
Андрея Матросова на последних Docudays UA), "Морской закал" Дмитрия Сухолиткого-Собчука об обладающем тяжёлым нравом тренере по лёгкой атлетике, "76-49" Юлии Проскуриной, посвящённый авиации анимационный набросок, "На два дня дольше" Игоря Судакова о беззаветной любви к кинематографу, владеющей жителем украинского села и выраженной им в своих любительских короткометражках.
"76-49" Юлии Проскуриной |
Режиссёры лично примут участие в обсуждении своих картин.
19-го мая в столичном Доме кино состоится премьера фильма чеченского режиссёра Хусейна Эркенова "Приказано забыть", посвящённого одному из самых трагических эпизодов депортации чеченского и ингушского народов – истреблению жителей деревни Хайбах.
Прокат этого фильма, показанного в рамках Московского и Варшавского кинофестивалей, был запрещён министерством культуры РФ.
Хусейн Эркенов лично представит свой фильм украинским зрителям.
Фестиваль "Британский театр в кино" продолжится 19-го мая спектаклем Королевского Национального театра "Трудное задание" по пьесе выдающегося британского драматурга Тома Стоппарда, блестящего интеллектуала-постмодерниста и тонкого психолога, автора прославленных произведений "Розенкранц и Гильденстерн мертвы", "Травести" и "Аркадия".
Новое произведение Стоппарда посвящено попыткам молодого учёного, сотрудницы института изучения мозга, найти ответы на "проклятые вопросы" о природе человеческого создания, соотношении материи и духа.