Премьеры недели: Один в поле воин
С 28 мая на украинских экранах демонстрируются: криминальная драма "Французский транзит" Седрика Хименеса и приключенческий фильм "Вне времени" Ролана Жоффе.
А также: Кинонеделя "Воскресения Расстрелянного возрождения", Второй фестиваль искусства кино для детей и подростков "Чилдрен кинофест", "Великие короткие метры", "Британский театр в кино".
Французский транзит / La French
Режиссёр: Седрик Хименес
В ролях: Жан Дюжарден, Жиль Леллуш, Селин Саллетт, Мелани Дотей, Бенуа Мажимель, Гийом Гуи, Бруно Тодескини, Федор Аткин, Мусса Мааскри, Пьер Лопес
Жанр: криминальная драма
Страна: Франция-Бельгия
Фильм Седрика Хименеса, "основанный на реальных событиях", повествует о судье отдела по борьбе с наркотиками Пьере Мишеле, в середине семидесятых возглавившем уголовное преследование банды, подчинившей марсельский преступный мир и наладившей наркотрафик в Америку.
Авторы создают привлекательный образ борца с преступностью, который не брезгует пренебречь буквой закона ради соблюдения его духа, человека бесстрашного и бескомпромиссного, но при этом не утратившего способность сострадать.
Именно сочувствие к жертвам наркомании и гангстерских разборок поддерживает в герое боевой задор всякий раз, когда он близок к тому, чтобы опустить руки.
Судья Мишель на хорошем счету у начальства, им восхищаются полицейские следователи, а политики, оказывая ему поддержку, стремятся заслужить место в газетных статьях о его подвигах.
В частной жизни, любящий глава семьи и душа компании, он также кажется воплощением заслуженного благополучия. Однако крестовый поход, в который герой выступил во главе грозного и шумного воинства, ему в какой-то момент приходится продолжить в одиночестве.
Мадам Мишель представляет собой типичную супругу героя криминальной ленты, ограниченную эгоистку, закатывающую мужу скандал всякий раз, как он засиживается допоздна за своими бумагами, и требующую уделять ей больше внимания, чем боссам наркотрафика.
В полицию и муниципалитет надёжно внедрены информаторы банды, и даже честные правоохранители и чиновники опасаются, что слишком радикальные действия навредят их карьере.
Старательно воспроизведенный антураж 70-х, выразительные образы, добротное следование жанровым канонам делает ленту пускай и не обязательной к просмотру поклонниками гангстерских фильмов, но вполне его заслуживающей.
Любителям жанра, впрочем, придётся простить создателям ряд натяжек и нестыковок вроде отчаянных поисков специалиста по производству наркотиков, которые ведут бандиты, хотя публике сообщили, что такой специалист у них есть, или масштабной войны за перераспределение зон влияния, в которой противником могущественной группировки оказывается, судя по всему, один-единственный головорез.
Также слишком бросается в глаза надуманность, неизобретательность детективной интриги – успехи следствия объясняются здесь главным образом случайным стечением обстоятельств.
При этом идейный пафос картины Хименеса делает её актуальной для украинской аудитории. Ни один нормальный человек не может стремиться принести себя в жертву из азарта, тщеславия или верности неким нравственным ценностям.
Однако, как показывает история Пьера Мишеля (и отечественная современность), именно готовность к самопожертвованию позволяет изменить окружающую действительность, кажущуюся неотделимой от преступлений, в то время как отсутствие такой готовности превращает нас в жертв и соучастников.
Оценка фильма 3,5 из 5
Вне времени / The Lovers
Режиссёр: Ролан Жоффе
В ролях: Джош Хартнетт, Тэмзин Эджертон, Элис Энглерт, Симона Кэссел, Темина Санни Махеш Джаду, Ом Пури
Жанр: приключения
Страна: Бельгия-Индия-Австралия-Гонконг
Большому художнику простительна известная эксцентричность, пускай она и способна привести в оторопь неподготовленную аудиторию.
Известный своими масштабными картинами на историческую тематику британский постановщик Ролан Жоффе, обладатель "Золотой пальмовой ветви" и десятка других престижных наград, и прежде проявлял способность снимать фильмы откровенно слабые и при этом весьма причудливые – достаточно вспомнить девичий триллер "Ты и я" об опасностях, подстерегающих преданных поклонниц группы "Тату", снятый по роману одиозного депутата ЛДПР Алексея Митрофанова.
Новый фильм Жоффе столь вызывающе плох, что невольно начинаешь подозревать этого несомненно талантливого режиссёра в сознательном акте творческого саботажа, смысл которого, быть может, однажды будет пояснён историками кино.
Археолог-подводник Лора, мечтая порадовать своего супруга и коллегу Джея, пытается достать со дна морского старинное колечко. Сюрприз удаётся на славу – когда Лора застревает в обломках затонувшего фрегата, муж бросается ей на выручку и вытаскивает бедняжку на поверхность, сам же вследствие кессонной болезни впадает в кому и оставшуюся часть фильма проводит на больничной койке.
В действие же вступает его двойник (по всей видимости, сам Джей в своей прошлой жизни), капитан британской армии Джеймс, в 1778-м прикомандированный к Ост-Индийской компании. Этот бравый шотландец везёт под охраной своих солдат свергнутую королеву индийского царства и её преданную служительницу, отбивая атаки наёмных убийц и терзаясь желанием нарушить присягу ради прекрасной туземки.
Претендуя на статус вполне серьезного приключенческого фильма, выполненного по созданной Вальтером Скоттом сюжетной модели (на влюблённых обрушивается вся ярость исторических бурь, поднятых правителями и народами, вероятно, с единственной целью их разлучить), фильм Жоффе ошеломляет несообразностью происходящего.
Исторический антураж лишён минимального правдоподобия – достаточно сказать, что жители ещё непокорённой колонизаторами провинции общаются друг с другом на английском, чистоте которого могли бы позавидовать их порабощённые потомки, а персонажи-британцы то и дело сообщают о намерении отправиться в Америку, явно не подозревая об охватившей заокеанские колонии войне за независимость.
С той же непринуждённостью авторы пренебрегают социально-бытовой и даже пространственно-временной достоверностью: гувернантка отчитывает и колотит свою госпожу, британский офицер в разгар похода меняет мундир на гражданское платье, очевидно, чтобы зрителям было легче отличить его от сослуживцев, а распоряжение короля Георга относительно произошедшего в индийском царстве переворота прибывает в считанные часы, хотя перед этим персонажи сетовали, что гонцам из далёкого Лондона требуется не меньше года, чтобы до них добраться.
К сожалению, "Вне времени" вовсе не относится к числу тех приключенческих лент, зрителям которых стремительность действия и обаяние героев позволяет забыть о неправдоподобной завязке и сюжетных натяжках.
Драматургический материал – и без того безнадёжно скверный, – отчаянно плохо организован. Вероятно, пытаясь придать повествованию большую динамичность, авторы смонтировали большинство сцен без логических переходов, из-за чего знакомый набор засад, перестрелок, дворцовых интриг и томных взглядов предстаёт невнятной сумятицей, своей сумбурностью напоминающей трейлер.
И, будто желая измерить всю глубину зрительского терпения (вполне возможно, именно этой задачей и руководствовались авторы), к невыразительной любовной истории и невразумительному экшну добавили индийскую эзотерику. Разговоры с мудрым гуру о власти любви и предопределении, роковые пророчества, молитвы Шиве и притчи о Кришне не знают никакого удержу.
И даже в недалёком будущем (действие современной части фильма разворачивается в 2020-м году) дипломированный медик, склоняясь над подключённым к аппарату искусственного дыхания Джеем, произносит речь о природе реальности, состоящей из взаимодействия энергий, пронизывающих пространство и время.
Из этого можно сделать вывод, что, по мысли создателей, в скором времени Запад падёт под натиском учений о реинкарнации и кастах – прогноз ещё более тревожный, чем тот, что был представлен в стартовавшей на прошлой неделе "Земле будущего".
Оценка фильма 1 из 5
28-го мая в столичном кинотеатре "Оскар" (ТРЦ "Гулливер") началась Первая кинонеделя "Воскресения Расстрелянного возрождения", посвящённая кинематографу одного из наиболее значительных периодов украинской культуры, достижения которого омрачены дальнейшей участью его авторов, писателей, кинематографистов, художников, вынужденных затаиться в идеологической конъюнктуре или исчезнувших в общих могилах.
В программу фестиваля вошло восемь картин, среди которых представлена как общепризнанная классика вроде "Звенигоры" Александра Довженко, революционно-фантасмагорического осмысления украинской истории, так и ленты, по тем или иным причинам (главным образом, вследствие репрессий идеологического характера) забытые на долгие десятилетия.
Среди последних можно отметить фильм Миколы Шпиковского "Шкурник", живое, ехидное повествование об обывателе, который во время боёв за его родной город вышел за порог дома, чтобы подобрать разбросанные по улице консервы, и был насильно призван в Красную армию, оказываясь затем попеременно в разных станах противоборствующих сил, приспосабливаясь к каждой из них.
Этот персонаж, похожий на тех из наших современников, что с лёгкостью меняют политические предпочтения, вызывает скорее сочувствие, чем неприязнь, поскольку попадает в переделки отнюдь не по своей воле.
Герой фильма Шпиковского воплощает заурядного человека, пытающегося выжить в вихрях исторических катаклизмов, которого, пожалуй, только бесчувственные или незрелые могут обвинить в том, что собственная жизнь дороже ему чужих мечтаний о светлом будущем для всего человечества.
Также выделим следующие фильмы: шедевр Георгия Стабового "Два дня", замечательно снятую, захватывающую психологическую драму, разворачивающуюся на фоне Гражданской войны, о человеке, пытающемся сохранить верность своим убеждениям, в то время как мир вокруг рушится; снятый по крымско-татарским легендам о благородном разбойнике "Алим" Георгия Тасина; "Перекоп" Ивана Кавалеридзе, выдержанный в величественной, эпической манере фильм о битве Красной армии и белогвардейцев за Крым; "Тарас Шевченко" Петра Чардынина, заложивший основы советской трактовки кинообраза великого украинского поэта.
Помимо кинопоказов, в рамках фестиваля пройдут организованные с участием ведущих кинематографистов и культурологов лекции и дискуссии, посвящённые как украинскому кинематографу 20-х, так и современному отечественному кинопроцессу.
Расписание мероприятий размещено на Фейсбук-странице фестиваля.
29-го мая открывается Второй фестиваль искусства кино для детей и подростков "Чилдрен Кинофест". Организованное компанией "Артахаус трафик" мероприятие, призванное помочь подрастающему поколению зрителей в формировании вкусов и представлений, воспитать в нём интерес к киноклассике, включает конкурсную программу современных лент, ориентированных на детскую аудиторию, и шедевры Жоржа Мельеса и Бастера Китона.
Подробный обзор фестиваля читайте в гиде Полины Мошенской.
Национальный Центр Александра Довженко выпускает в прокат третью подборку нашумевшего проекта "Великие короткие метры", составленную из дипломных работ классиков украинского кинематографа. Детальное описание картин размещено на сайте Центра.
Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 2-го июня спектаклем "Вид с моста", поставленным театром "Янг вик" по пьесе великого американского драматурга Артура Миллера.
Гекзаметры, в которые подчас складывается будничная речь героев, подчёркивают неизбывность человеческих скорбей и пороков: драма, разворачивающаяся в семье портового грузчика из итальянского квартала Бруклина, перекликается с сюжетами античных трагедий о роковых страстях и божественном возмездии.
…В часы прилива,
Когда зелёное дыханье океана бьёт в наши окна,
Волны в этой бухте похожи на волну из Сиракуз.
И, словно высеченное из камня, мне видится лицо
С глазами, что похожи на туннели, проложенные к древним берегам
Где мы когда-то жили. Тогда я думаю о том,
Что многие из нас живут там до сих пор; о том,
Когда же мы пойдём вперёд и прочь от этой мёртвой тьмы,
Гнездящейся в развалинах былого.
Фото kino-teatr.ua