Премьеры недели: Одеяло убежало, улетела простыня
С 18-го июня на украинских экранах демонстрируются: фильм ужасов "Полтергейст" Гила Кинана и боевик "Ганмен" Пьера Мореля. А также: альманах украинских короткометражек "Мужчина и женщина" и "Короткий метр из Нидерландов".
Полтергейст / Poltergeist
Режиссёр: Гил Кинан
В ролях: Сэм Рокуэлл, Розмари ДеУитт, Саксон Шарбино, Кайл Кэтлетт, Кеннеди Клементс, Джаред Харрис, Джейн Адамс, Сьюзан Хэйард
Жанр: фильм ужасов
Страна: США
Прохладный приём, оказанный фильму Гила Кинана американской публикой, вероятно, объясняется непреходящей популярностью его первоисточника, одноимённой ленты 1982-го года.
Картина 33-летней давности, снятая автором "Техасской резни бензопилой" Тоубом Хупером по сценарию и под продюсерским руководством Стивена Спилберга, не только стала эталонным сочетанием жанра хоррор и семейного кино, но и явилась своеобразным ироническим осмыслением американской действительности, вступающей в благополучную рейгановскую эру.
В этом произведении об идеальной американской семье, столкнувшейся с неожиданными проблемами в идеальном американском доме, телевизор, каждый вечер усыпляющий героев мелодией гимна и патриотическими образами, представал прибежищем злобных и лживых духов, а фешенебельный район оказывался построенным на костях, возведённый нечистоплотными застройщиками на месте кладбища.
Неприкаянные души, заставившие семейство Фрилингов вступить в бой с собственными вещами и обманувшие маленькую Кэрол Энн коварными нашёптываниями в телеэфире, воспринимались как призраки Вьетнамской кампании и жестоких социально-политических потрясений предшествовавших десятилетий, скрывающиеся за пропагандистской риторикой и успехами беспринципных коммерсантов.
В новой ленте речь также идёт об идеальной американской семье, однако, в соответствии со сменой эпохи, не находящейся на пике благоденствия, а проходящей сквозь горнило финансового кризиса. Соответственно и дом, в который перебирается чета Боуэнов вместе с тремя детьми, является "временным жильём", их вынужденным "бюджетным" пристанищем.
Впрочем, этот дешёвый дом оказывается таким же сердитым, как и дорогостоящий особняк из оригинального фильма: мебель пускается в пляс, шкаф манит в свою прожорливую утробу, тряпичные клоуны пытаются половчее вцепиться в горло, заразительно хохоча, древнее дерево, вступившее со зданием-соседом в сговор, стучится в чердачное окно, во мраке подвала встают угрюмые тени.
Комический элемент, игравший значимую роль в ленте 1982-го, сведён здесь к нескольким очаровательным шуткам, в целом же фильм Кинана выдержан в куда более мрачной тональности, талантливо визуализируя детские страхи.
При этом картина отнюдь не лишена собственного морального посыла.
Практически утративший сатирический подтекст оригинала, новый "Полтергейст" изображает столкновение людей и привидений как образ испытаний, которым подвергается взаимная любовь и уважение членов семьи, переживающей бытовые лишения.
Весьма удачная метафора, учитывая, что источником неприятностей выступают обнаружившие свою собственную, враждебную сущность вещи, над которыми герои, вследствие потери отцом семейства работы и других экономических причин, утратили привычную власть.
Оценка фильма 4 из 5
Ганмен / The Gunman
Режиссёр: Пьер Морель
В ролях: Шон Пенн, Хавьер Бардем, Рэй Уинстон, Жасмин Тринка, Идрис Эльба, Марк Райлэнс, Петер Францен, Билли Биллинхэм, Дэниэл Адегбойега
Жанр: боевик
Страна: США-Испания-Великобритания-Франция
Лента Пьера Мореля также основана на сюжете, впервые воплощённом в кино в 1982-м году - именно тогда был снят фильм "Шок", первая экранизация романа Жан-Патрика Маншетта "Позиция для лежачего стрелка", осуществлённая режиссёром Робеном Дависом с Аленом Делоном и Катрин Денёв в главных ролях.
"Шок" с большим успехом прошёл и на советских экранах, где чуть ли не впервые возник позитивный образ наёмного убийцы.
Точнее, наёмного убийцы в отставке- в этой истории используется расхожий мотив массовой культуры, который можно назвать примитивным отражением евангельской идеи об очистительном покаянии: отрицательный герой, завязавший с преступной деятельностью, становится положительным.
Фильм 1982-го представлял собой непритязательный боевик о киллере, который, совершив очередное жестокое убийство, решает уйти в отставку, чтобы наконец с чистой совестью воспользоваться заработанными за десятилетия своей трудовой деятельности миллионами.
Вместо этого ему приходится отстреливаться от тёмного прошлого, олицетворяемого бывшими подельниками героя, не согласными с его уходом на пенсию.
Новая адаптация романа Маншетта осуществлена в манере, можно сказать, прямо противоположной той, что имела место в случае с "Полтергейстом": если авторы нынешней картины о доме-призраке сводят на нет сатирическую подоплёку оригинала, то авторы "Ганмена" вплетают в приключенческий сюжет жёсткую критику современной цивилизации.
Герой "Ганмена" Джим Террье не обычный киллер на службе у преступного синдиката, а прошедший выучку в элитном спецназе профессиональный солдат, состоящий на службе у почтенных транснациональных корпораций. Соответственно, и его жертвами становятся не простые бизнесмены и чиновники, а топ-менеджеры и главы правительств.
Такие, как конголезский министр-реформатор, пытающийся изгнать из страны иностранный бизнес, использующий в своих интересах раздирающие страну конфликты, унёсшие за полвека миллионы жизней. Когда гибель министра становится причиной новых кровавых столкновений, Террье понимает, что, нажав на спусковой крючок, убил на этот раз не просто очередного честного и мужественного человека, а надежды целого народа.
Переживая острый душевный кризис, он расстаётся со снайперской винтовкой и устраивается на работу в действующую в Конго благотворительную организацию. Но вот годы спустя за ним самим начинают охотиться наёмники, очевидно, как-то связанные с заказчиками его последнего задания. Вынужденный снова взяться за оружие, Террье не только пытается спасти себя и возлюбленную, но и стремится отомстить бывшим боевым товарищам и начальству за страну, чьи города и селения превратились в бойню.
Изображение участия крупных европейских компаний в африканских войнах является не просто отправной точкой сюжета или декоративным антуражем, а идейным, эмоциональным стержнем ленты (можно предположить, что подобная направленность картины связана с выступившим одним из продюсеров и соавтором сценария Шоном Пенном, известным своей активной гражданской позицией).
Авторы призывают провести ревизию внешней политики "цивилизованных" стран, а также подвергают сомнению некоторые моральные нормы нашего общества. Так, в фильме утверждается, что военный, во имя исполнения своего профессионального долга следующий воле беспринципного и алчного правительства, ничем не лучше наёмного убийцы.
К сожалению, уровень драматургии "Ганмена" не вполне соответствует его полемическому пылу. Детективная интрига излишне предсказуема, персонажи за немногими исключениями являются безвольными марионетками перипетий, хотя превосходные актёры и наполняют жизнью плохо выписанные характеры.
Главной же неудачей является сюжетный ход с болезнью Террье, ставшей последствием контузии (этакий дополнительный символ расплаты за былые прегрешения). Эта напасть, в самый неподходящий момент туманящая его сознание приступами головной боли и тошноты, не усиливает напряжение, а, напротив, вносит в сцены погонь и перестрелок неуместный лиризм, действует на нервы зрителям не меньше, чем самому герою.
Однако фильму невольно прощаешь многие художественные огрехи за ту искреннюю боль, которой наполнено повествование.
Авторам картины удаётся передать зрителю чувство вины за то, что граждане Европы, призванные нести странам Третьего мира достоинства европейской цивилизации, вместо этого утверждают силой европейского оружия общечеловеческие пороки.
Оценка фильма 3,5 из 5
20-го июня в кинотеатре украинского кино "Лира" состоится премьера альманаха украинских короткометражек "Мужчина и женщина", созданного под эгидой творческого объединения молодых кинематографистов "СУК", одного из наиболее активных коллективов отечественного кинопроцесса, который недавно получил статус гражданской организации.
Информация об альманахе размещена на сайте объединения.
В кинотеатре "Киев" проходит организованный продюсерским агентством "АртМедиа" фестиваль "Короткий метр из Нидерландов", редкая возможность увидеть на большом экране фильмы страны, к обаянию которой, с её каналами, тюльпанами и катками, с Босхом, Брейгелями и Вермеером, с Вонделом и Ван Гуликом, гёзами и первой в истории буржуазной революцией трудно остаться равнодушным.
Кинематограф Нидерландов не столь известен, однако его ценители могут подтвердить, что он отражает исторические и культурные взаимосвязи с Бельгией- среди нидерландских лент также попадается немало оригинальных, причудливых, в хорошем смысле безумных.
Подробное описание фильмов и расписание показов размещено на сайте кинотеатра.