Alfa Jazz Fest 2015: Джазмен остается джазменом. Часть третья
На Альфа Джаз едут все-таки прежде всего для того, чтобы услышать и увидеть хедлайнеров фестиваля.
Первыми на главную сцену фестиваля вышли бэнд Майка Стерна и Билла Эванса.
И для Майка Стерна, и для Билла Эванса этот визит в Украину далеко не первый.
[L]Последний раз оба приезжали сюда почти ровно четыре года назад с отдельными проектами: Билл Эванс – со своим проектом Soul Grass, а Майк Стерн – в компании Дидье Локвуда.
Более того, Эванс тогда был гостем первого Альфа Джаз фестиваля, т.е., насколько я помню, он – первый музыкант, который приезжает на фестиваль во второй раз. Звезды замыкают свою орбиту. С другой стороны, можно сказать, фестиваль уже прошел достаточно долгую историю, чтобы начать повторяться.
Майк Стерн и Билл Эванс |
Альфа Джаз свел вместе очень старых партнеров, поскольку Стерн и Эванс в начале 80-х были участниками квартета Майлза Дэвиса, которых последний в значительной степени вывел на большую джазовую орбиту. Их можно услышать вместе на альбомах Дэвиса 1981-82 гг.: The Man with the Horn, We Want Miles, Star People, In the West и Atmosphere. Дальше пути музыкантов расходятся и, по крайней мере, в официальной дискографии, кажется, не пересекаются.
В уже далеком 1993 году Стерн получил от критиков и читателей самого авторитетного журнала Guitar Player звание лучшего джазового гитариста года и по-прежнему остается среди лучших. Его игра поражает одновременно технической виртуозностью и легкостью. При этом язык импровизации Стерна кажется неистощимым. Первое его соло длилось около десяти минут.
Билл Эванс |
И хотя в дальнейшем он ограничивался более короткими высказываниями, но неизменно исполнял роль первого солиста, тогда как Билл Эванс импровизировал после него, а порой и просто ограничивался участием в диалоге со Стерном и ансамблевой игрой. При этом по богатству идей для импровизации и виртуозностью Эванс не уступает Стерну. Уже с первых нот он умеет "взять" публику и, естественно, не отпускать до последних.
Отдельно стоит отметить виртуозную игру басиста Тома Кеннеди (Tom Kenedy) и особенно барабанщика Стива Смита (Steve Smith), который, как известно, неоднократно номинировался журналом Modern Drummer на звание лучшего барабанщика года и признан одним из 25 лучших барабанщиков всех времен.
Опять же, поразительная техника, скорость и музыкальная неистощимость. А знакомые барабанщики говорят, что репертуар его технических приемов – кистевой, локтевой техники, переходов перехода от барабана к барабану и тарелки к тарелке – превосходит всякое воображение.
Стив Смит |
Кроме того, Смит продемонстрировал примечательное искусство барабанить не только палочками, но и голосом, для чего он использует специальный микрофон.
Признаться, первый раз столкнулся с таким приемом, когда барабанщик, прежде чем сыграть фразу на барабанах, поет ее голосом, затем дублирует, удваивает эффект. В конечном счете, голос превращается в третью палочку. Словом, зрители стали свидетелями отдельного барабанного шоу.
Майк Стерн |
В целом при отдельных лирических отступлениях это был бодрый, даже боевитый фьюжн с единичными включениями worldmusic и блюза, как в заключительной, исполненной на бис композиции Хендрикса Red House. Музыканты в основном играли композиции со своих последних авторских альбомов: Wishing Well, Red House с альбома Стерна Eclectic (2014), Tit for Tat c альбома Эванса Dragonfly (2012).
И, хотя о такой музыке не скажешь, что она касается душевных струн человека, но у нее и нет такой задачи. Это музыка драйва и триумфа, а, с другой стороны, демонстрация предельного искусства владения инструментом.
Пакито де Ривера – еще одна джазовая легенда среди хедлайнеров пятого Альфа Джаз Феста.
Один из основателей знаменитой кубинской группы Irakere, один из ведущих представителей латинского (кубинского+бразильского) джаза, один из редких исполнителей, которые с успехом сочетают джаз с классической музыкой и не только в качестве исполнителя, но и композитора, наконец, единственный, кто был награжден премией Грэмми в категориях "классика" и "латинский джаз".
Не лишне вспомнить также, что он – один из основателей знаменитого United Nations Band Диззи Гиллеспи, оркестра, который был создан именно для того, чтобы представлять латинский джаз.
Пакито де Ривера |
На фестиваль Пакито привез один из своих последних проектов – Jazz Meets the Classics, в котором как раз сошлись латинский джаз и классика, идущие рука об руку в его творчестве.
Классика в джазе уже давно стала самостоятельным жанром, в котором утвердилась своя классика, например, Blues on Bach, альбом знаменитого Modern Jazz Quartet или интерпретации фортепианных концертов Чайковского и Рахманинова Classical Jazz Quartet Кенни Барона и Рона Картера.
Музыка Jazz Meets the Classics также, видимо, имеет все предпосылки занять место в этом ряду, поскольку два рода музыки сочетаются здесь совершенно естественно и органично, так словно она и родилась в латиноамериканской среде.
Пакито де Ривера и Алекс Браун (рояль) |
Фантазия и ноктюрн Шопена здесь легко ложатся на ритм босановы и даже двойной ритм, в котором совмещаются вальс и ча-ча-ча. Вторая часть концерта Моцарта для кларнета преображается в блюз на ньюорлеанский лад. Танго Oblivion Астора Пьяццоллы превращается в ча-ча-ча.
Вероятно, органичность этого сочетания проще всего объясняется отсутствием границ между ними во внутреннем мире самого Пакито, для которого весь мир музыки един, и в нем подают друг другу руки Моцарт, Астор Пьяццолла, Эрнесто Лекуона и Диззи Гиллеспи.
Пакито – очень живой человек с неуемным, но теплым темпераментом и неиссякаемым чувством юмора, как в этом могли убедиться слушатели концерта, а особенно те, кто пришел на его мастер-класс накануне.
Без шутки не обходится ответ ни на один вопрос и ни одно объявление исполняемого произведения. Например, представляя очередную композицию, он сказал, что она была написана великим композитором Моцартом, который родился в Нью-Орлеане. Право, в этой шутке слишком много мудрости, чтобы воспринимать ее просто как шутку.
Пакито де Ривера |
Можно сказать, что Пакито – редкий носитель по-настоящему джазового, карнавального мироощущения, подобно его другу Диззи Гиллеспи, которого он неизменно вспоминает на своих концертах и на словах, и в музыке (нередко цитируя тему Salt Peanuts). Так и здесь, во Львове, он закончил концерт, сначала исполнив на бис посвящение Гиллеспи, а затем Night in Tunisia.
Нельзя не упомянуть и о партнерах Пакито по Paquito d’Rivera Quintet. В его составе: Алекс Браун (Alex Brown) – рояль, Диего Уркола (Diego Urcola) – труба и тромбон, Оскар Станьяро (Oscar Stagnaro) – бас-гитара, Марк Уокер (Mark Walker) – барабаны.
Кроме молодого пианиста Алекса Брауна, все – старые партнеры Пакито еще по United Nations Band, с которыми он играет уже более двадцати лет. Пакито называет свой ансамбль лучшим бэндом в мире. Не без преувеличения, конечно, но еще в 2001 году этот квинтет получил премию Грэмми в категории латинского джаза.
Надо отдать должное (помимо прочего) искусству составителей программы фестиваля, продюсерскому центру Jazz in Kiev, которым всегда удается в заключительный день на сцене Эдди Рознера удержать уровень глубокого искусства и в то же время представить музыку, апеллирующую к простым и понятным чувствам, попросту говоря, одновременно удовлетворить гурманов джаза и устроить дискотеку. Так и в этот раз в третий день на главную сцену вышли Хироми Уэхара и Джордж Бенсон.
Японская пианистка Хироми Уэхара в Украине уже второй раз. Первое знакомство с ней состоялось на фестивале Jazz in Kiev в 2012 году. Дебютировала Хироми в 2003 году, но ее слава стремительно разрослась после дуэтных записей с Чиком Кориа (2008) и выступлений на европейских фестивалях в 2008-2010 году. С тех пор на нее неизменно смотрят как на чудо.
Хироми Уэхара |
В самом деле, каждый ее концерт вызывает восхищение ее техническими, музыкальными и просто психическими и физическими возможностями. (В сети легко отыскать запись ее выступления в 2010 году на фестивале Jazz in Marciac, которое дает отличное представление о ее игре и реакции на нее зала.) По темпераменту ее сравнивают с Джими Хендриксом и Эдди Ван Халеном, а в джазовом фортепиано – с абсолютными виртуозами Артом Тейтумом, Оскаром Питерсоном и Эрроллом Гарнером.
Приходит в голову такое сравнение. Представьте, что пианист все полтора часа концерта играет примерно с такой физической и эмоциональной самоотдачей, как исполняют, например, финал третьего фортепианного концерта Рахманинова. Это и есть Хироми Уэхара.
Добавьте контрастное впечатление от ее игры и внешней хрупкости и тихой, даже робкой манеры поведения, которую преображает только соприкосновение с инструментом.
Энтони Джексон |
Неудивительно, что у Хироми партнеры, которые способны поддержать такой стиль и уровень.
Это два многоопытных и мощных музыканта: басист Энтони Джексон (Athony Jackson), у которого за плечами работа с Микеле Камило, Чиком Кориа, Биллом Кабэмом, Элом Ди Меолой и другими, и рок-барабанщик (!) Саймон Филипс (Simon Phillips), длинный послужной список партнеров которого включает Стива Лукатера, Фрэнка Заппу, Майка Олдфилда, Гари Мура и др. Надо добавить, что оба партнера Хироми работают почти исключительно на нее.
Саймон Филипс исполняет обычно одно-два соло, тогда как Энтони Джексон почти вовсе не выходит не передний план (одно короткое соло за весь концерт).
Вышеприведенные сравнения с гигантами рока и джазового фортепиано совершенно справедливы, прежде всего, в стилевом смысле, поскольку концерты Хироми включают в себя композиции в стиле рок (т.е. основаны на жестком ритме рока) и свинг.
Хироми Уэхара |
Концерт начался с острых аккордов, которые сразу позволяют узнать титульную композицию Move с одноименного альбома, после чего Хироми сразу включает на тройное форте и бросается в жесткий ритм рока.
Хироми вообще любит сразу брать максимум звука и сохраняет его до конца композиции, как, например, в заглавной вещи с альбома Alive (2014). В последних альбомах появляются также вещи, тяготеющие к worldmusic, как, например, Dreamer с альбома Alive (2014).
Хотя лично мне в исполнении Хироми более всего по вкусу свинговые вещи. На концерте она исполнила традиционный стандарт Sweet Georgia Brown. Здесь она демонстрирует безупречное чувство свинга, неожиданного синкопирования и все "вкусности", т.е. все приемы джазового фортепиано эпохи свинга и более поздних стилей.
Завершил фестиваль на сцене Эдди Рознера Джордж Бенсон, один из лучших джазовых гитаристов, соул-певец, один из немногих музыкантов, которому удалось совместить джаз с успехом в популярной музыке, благодаря чему Бенсон не нуждается в представлении. К тому же это его не первый визит в нашу страну.
Джордж Бенсон |
Артисты такого уровня востребованности неизменно находятся под неусыпной охраной менеджеров, но все же удалось задать ему несколько вопросов, отвечая на которые, Бенсон без обиняков признался, что он – совершенно джазовый человек, а его карьера в области поп-музыки – дело прежде всего менеджеров и случая (широкого успеха исполненной им песни This Masquerade).
И именно как джазовый музыкант он сам себе интересен, поскольку в импровизации не знает, чего от себя ждать и куда пойдут его руки. При этих словах он для убедительности сделал характерное движение вдоль воображаемого грифа гитары. Так что на вопрос, какой из инструментов, которыми он владеет (гитара и голос) он ценит больше, он опять же отдал предпочтение гитаре, поскольку, как он сказал, возраст может отнять у него голос, а гитара останется с ним всегда.
Словом, в общении Бенсон – очень открытый и сердечный человек, впрочем, как и все выдающиеся джазовые музыканты, с которыми довелось общаться.
На концерте Бенсона зал был ожидаемо почти абсолютно заполнен. И музыкант хорошо знает, чего ждет от него публика. Конечно, праздника. Поэтому – There Was a Boy, Nothing’s Gonna Change My Life, Moody’s Mood, Kisses in the Moonlight, Give Me the Night и другие давние хиты Бенсона. И, конечно же, This Masquerade на бис. Заезженные, заслушанные. И понятно, что все это уже исполнено сотни раз, и выучены жесты, и повороты головы, и прочее. А все равно, по Станиславскому: "Верю".
Особенно, когда Бенсон возвращается к гитаре и начинает импровизацию, как и прежде стремительную и вдохновенную, порой в своем фирменном стиле: и голосом, и гитарой.
В финале публика ожидаемо хлынула к сцене. Праздник, которого всегда мало. А Бенсон снова под конце выдал импровизацию. Джазмен остается джазменом.
Все фото Алексея Карповича