Премьеры недели: Эй! Господа! Любители святотатств, преступлений, боен
С 6-го августа на украинских экранах демонстрируются: триллер "Стрингер" Дэна Гилроя и боевик "Миссия невыполнима: Нация изгоев" Кристофера МакКуорри. А также: "Британский театр в кино".
Стрингер / Nightcrawler
Режиссёр: Дэн Гилрой
В ролях: Джейк Джилленхол, Рене Руссо, Риз Ахмед, Билл Пэкстон, Майкл Пападжон, Марко Родригес, Джеймс Хуанг
Жанр: триллер
Страна: США
Главный герой произведения, которое мы читаем или смотрим, обычно вызывает у нас невольную симпатию вне зависимости от своих профессиональных интересов и душевных качеств, будь он хоть профессором медицины, хоть грабителем банков.
Свидетельствует ли это о нашей готовности посмотреть на мир чужими глазами, принять человеческое достоинство каждого из наших ближних или же, напротив, доказывает зыбкость наших моральных представлений, склонность к конформизму- Бог весть. Так или иначе, центральный персонаж ленты Дэна Гилроя представляется хорошей проверкой этой зрительской способности к сопереживанию, поскольку сам не способен сопереживать кому бы то ни было.
Тут и далее фото Kino-teatr.ua |
При этом недюжинная изобретательность в избранном поприще и та не замутнённая нравственными колебаниями целеустремлённость, которую легко принять за силу характера, придают этому образу известную привлекательность.
Авторы с самого начала дают понять, что своим моральным обликом молодой человек по имени Лу Блум схож с гиеной. Захваченный врасплох за порчей ограждения, которое он намеревался сдать в металлолом, герой, оглушив незадачливого сторожа, забирает у него часы. Этот пролог к основному действию показывает не только неразборчивость Блума в средствах, но и неопределённость его рода занятий.
Однако подчас случайное стечение обстоятельств помогает нам обрести своё подлинное призвание. Став свидетелем автокатастрофы, которую ловят в объективы подоспевшие репортёры, Блум обнаруживает, что заснятые образы различных несчастий являются весьма востребованным товаром.
Раздобыв видеокамеру и перехватчик полицейских частот, он отправляется на поиски эффектных кадров с мест аварий, пожаров и убийств. Вскоре его сюжеты, отличающиеся особенно бесцеремонным вторжением в кровавые драмы, позволяют новостной службе не слишком успешного канала существенно повысить рейтинг.
Избранное ремесло вроде бы отводит герою пассивную роль "свидетеля и ожидателя". Но постепенно, подобно не отличающемуся творческой щепетильностью документалисту, Блум приходит к выводу, что чуткое и незаметное вмешательство хроникёра в происходящее может сделать хронику куда более интересной. Поначалу герой лишь выступает своеобразным сценографом: то перетащит тело поближе к пылающей машине, то разместит фотографии некогда счастливой семьи рядом с пулевыми отверстиями. Но однажды он получает возможность выступить постановщиком событий.
Наиболее очевидным достоинством "Стрингера" является центральный образ, сравнимый по своей выразительности с диккенсовскими злодеями- здесь нужно отметить выдающееся исполнение Джейка Джилленхола, не так давно сыгравшего роль другого человека с видеокамерой, полицейского офицера в "Патруле" Дэйвида Эйера, которого можно назвать антиподом Лу Блума.
Закоренелый аутсайдер, о чьих способностях испытывать к окружающему миру симпатию свидетельствуют разве что эпизоды, в которых он поливает комнатный цветок, Блум обладает замечательным талантом коммуникации, нащупывая слабые места своих собеседников обещаниями и угрозами с мастерством заправского гэбиста. Но при всей незаурядности Блума авторы изображают его как характерного представителя нашей эпохи.
Посыл фильма легко свести к ехидной сатире на современную журналистику, в практике которой стремление описывать пороки и преступления с целью их искоренения оборачивается их беззастенчивой эксплуатацией.
Коллеги Блума, редактора и ведущие программы новостей демонстрируют профессиональную готовность паразитировать на человеческих страданиях. Мнение тех немногих, кто проявляет этическую и эстетическую брезгливость, кто стремится заменить риторику лицемерного сочувствия, усиливающую скандальность шокирующих образов, взвешенным аналитическим обсуждением, приносится в жертву заботе о рейтинге, главном божестве владельцев масс-медиа.
Но не в меньшей степени соучастником Блума является сама аудитория телевизионного снаффа, наши добропорядочные современники, испытывающие не меньшую склонность любоваться физическими и душевными мучениями, чем законопослушные посетители древнеримских арен.
Действия центрального персонажа, даже выходя за рамки закона, служат удовлетворению запросов общества, коллективных требований, предъявляемых к качественной тележурналистике, сочетающей информативность и занимательность. Аналогичным образом дежурные реплики героя об инструментах мотивации и стадиях развития отношений, почёрпнутые из интернет-курсов в жанре "7 шагов к успеху", соответствуют массовым представлениям об эффективном современном образовании.
Показ Блума как подлинного героя нашего времени многие зрители фильма склонны принимать за его героизацию, но с тем же успехом автора "Ричарда III" можно было бы упрекнуть в прославлении политических интриг и тирании. Разумеется, получи Блум возможность выразить свои мысли и чувства пространным монологом, он не стал бы, подобно жестокосердному монарху, называть себя злодеем. Ведь, в отличие от шекспировских антигероев, Блум является воплощением сознания, не ведающего ни о Боге, ни о дьяволе.
При просмотре ленты возникает впечатление, что при более удачных обстоятельствах –и на другом конце земного шара, -герой "Стрингера" мог бы стать лидером государственного масштаба. Наиболее убедительно это показывают взаимоотношения Блума с его помощником Риком, становящимся его безвольным соратником и жертвой.
Невежественный юноша, безработный и бездомный, Рик готов поверить самым нелепым посулам о перемене участи, и, вовсе не являясь от природы бесчестным и жестоким, постепенно вязнет в пособничестве Блуму, выражая своё недовольство лишь глухим ропотом. Когда же он находит в себе силы для протеста, безволие и глупость лишают его возможности сколько-нибудь эффективного выступления. Всё это делает Рика олицетворением благодарного электората диктатуры, в некоторых странах, как нам пришлось убедиться, преобладающего.
Оценка фильма 4,5 из 5
Миссия невыполнима: Нация изгоев / Mission: Impossible - Rogue Nation
Режиссёр: Кристофер МакКуорри
В ролях: Том Круз, Ребекка Фергюсон, Джереми Реннер, Саймон Пегг, Винг Реймз, Шон Харрис, Саймон МакБерни, Чжан Цзинчу, Том Холландер, Йенс Хультен
Жанр: боевик
Страна: США-Китай
"Миссия невыполнима" относится к числу тех киносерий, каждая часть которых кажется ремейком первого фильма. Любая из картин о приключениях офицера специального подразделения ЦРУ Итана Ханта и его товарищей по оружию посвящена противостоянию героев, оставшихся без поддержки своей службы, а то и вовсе вынужденных уйти в подполье, и могущественной преступной структуры.
Чтобы одолеть противника, Ханту и его команде нужно пройти своеобразный квест, среди обязательных пунктов которого- необходимость определить, не является ли один из их важных союзников вражеским агентом, и проникновение в компьютерную базу данных, тщательно охраняемую и непременно расположенную на дне глубокой шахты.
Операции требуют от героев, в первую очередь, от солирующего Ханта, не аналитических способностей, а акробатической ловкости и выносливости ниндзя, превращая происходящее в трюковой триллер, парад аттракционов а-ля Гудини.
"Нация изгоев" не нарушает общей схемы. Таинственный "Синдикат", само существование которого оспаривается бюрократами от разведки, планирует осуществить ряд акций, призванных погрузить планету в революционный хаос. "Синдикат", члены которого являются бывшими агентами разведывательных организаций со всего мира, представляет собой нечто вроде секретной службы наоборот, стремящейся не защитить государственные институции, а разрушить их.
Похоже, в стане хороших парней только Итан Хант в курсе нависшей угрозы, однако начальство вновь всеми силами мешает ему спасти человечество. Его спецотдел расформировывают за систематические нарушения законности и порядка в ходе предшествующих миссий, предотвративших ядерную войну и прочие бедствия, а самого Ханта разыскивают как преступника и предателя. Но герой по-прежнему неуловим и предан своему делу, а его друзья, из любви к нему и к свободному миру, готовы пополнить нацию изгоев.
Зритель, который посмотрит фильм Кристофера МакКуорри сразу вслед за предшествующими частями, едва ли спустя самое короткое время сможет с уверенностью сказать, какие из головоломных приключений, наполненных мастерством каскадёров и создателей спецэффектов, происходили именно в нём. Да и в целом ленте не хватает эпизодов, эффектность которых носит, так сказать, долговременный характер (в отличие от действительно выделяющегося остроумием как экнш-сцен, так и словесных пикировок "Протокола Фантом").
Впрочем, при всей идеологической непритязательности, "Нация изгоев" выделяется несколько более мрачным взглядом на вещи, ведь её зрителю может показаться, что стремление "Синдиката" во имя неких перемен разрушить Систему не лишено оснований.
При существующем положении вещей жизнь на земле и общественное спокойствие держится исключительно на энтузиазме рядовых агентов, в то время как их руководство проявляет не только откровенный непрофессионализм, но и отсутствие всякого здравого смысла. При этом организацию, чьей целью является воцарение политической и социальной анархии, отличает жёсткая структура, а её членов- беспрекословное исполнение приказов мудрого и безжалостного руководителя.
Каким бы нелепым не представлялось изображение ЦРУ в качестве сборища идиотов, справедливость общего посыла картины неоднократно подтверждала отечественная история: чем более некомпетентным и продажным оказывается правительство, тем более радикальными становятся протестные движения. При этом наиболее деятельные и самоотверженные представители государственных структур, исполняющие свой долг вопреки глупости и коррумпированности руководства, подчас становятся для власть предержащих такими же нежелательными элементами, как отъявленные преступники.
Оценка фильма 3 из 5
Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 11-го августа спектаклем Королевского национального театра "Человек и сверхчеловек", поставленным по знаменитой пьесе Бернарда Шоу.
Рэйф Файнс выступит в роли Дон Жуана, точнее, его осовремененной версии- по мысли драматурга, прославленный бунтарь и прелюбодей в начале XX века должен предстать анархистом и ницшеанцем, автором карманного справочника "Спутник революционера", насмешливо пренебрегающим любыми социальными нормами, но совершенно беззащитным перед напором современной Донны Анны.