Премьеры недели: …И убоюсь зла

20
21 серпня 2015

С 20-го августа на украинских экранах демонстрируются: фильм ужасов "Синистер-2" Кирана Фоя и фантастический боевик "Фантастическая четвёрка" Джоша Транка. А также: кинофестиваль "Немые ночи", "Легенда о княгине Ольге" Юрия Ильенко и "Британский театр в кино".

Синистер- 2 / Sinister 2

Режиссёр: Киран Фой

В ролях: Джеймс Рэнсон, Шаннин Соссамон, Роберт Дэниэл Слоун, Дартаниан Слоун, Лиа Коко, Тейт Эллингтон, Джон Бизли

Жанр: хоррор

Страна: США

Вышедший в 2012-м году фильм Скотта Дерриксона "Синистер" стал одним из наиболее мрачных образчиков современного хоррора. Герои, расследовавшие серию жестоких убийств, жертвами которых становились целые семьи, приходили к ужасному открытию- каждое из преступлений было совершено ребёнком, расправлявшимся со своими родными по наущению древневавилонского божества Багула.

 Тут и далее фото Кino-teatr.ua

Невинные дети, отпрыски вполне благополучных семейств, оказывались неспособны противостоять нашёптанному лукавым духом искушению разрезать на кусочки родителей, сестёр и братьев. Фильм словно опровергал представления об изначальной предрасположенности человека к добру и о величии цивилизации- готовность откликнуться на зов, идущий из непроглядной тьмы времён, свидетельствовал о незначительности и бессилии как благих задатков, так и защитных механизмов воспитания и культуры.

Авторы сиквела пошли ещё дальше, фактически доведя до логического предела идеи лент о непобедимых монстрах наподобие Фредди Крюгера или Майка Майерса. События второго "Синистера" показывают, что слабому, запутавшемуся в сетях нечистого человеку неоткуда ждать помощи.

 

При всей художественной непритязательности, неспособности воспроизвести зловещую атмосферу первого фильма, картину Кирана Фоя можно назвать довольно выразительным отражением мироощущения тех, в ком неверие в Божественное Провидение уживается с угрюмой убеждённостью в существовании дьявола.

С самого начала ленты последовательно утверждается, что человеку, решившему вступить в бой с силами Ада, нечего надеяться на вмешательство Небесного воинства. "Святая вода и молитвы не помогут. Зло нельзя победить, его можно только избегнуть", - напутствует священник героя, тщетно рассчитывавшего получить какую-либо поддержку в церкви.

Другой Божий храм происками Багула превращается в бойню, ритуал Святого причастия сменяется чёрной мессой, кресты появляются лишь как орудия убийства, безобидные названия вроде "Утро Рождества" таят кинозаписи садистских расправ.

Создание этих любительских фильмов служат одним из центральных элементов культа (до изобретения кинематографа не чуждый искусству Багул требовал от своих маленьких жрецов описывать их душегубства средствами живописи, музыки и литературы). В ленте Кирана Фоя души детей-убийц заставляют мальчика, выбранного в палачи, знакомиться с кинохроникой зверств, уверяя, что эти просмотры избавят его от ночных кошмаров.

 

Это воспринимается как буквальное соответствие тому представлению (по счастью, превратному) о жанре ужаса и мистических тайн, которое формируют подобные "Синистру-2" фильмы, повествующие не о борьбе Добра и Зла, а о безраздельном, не встречающем сколько-нибудь достойного сопротивления торжестве злого начала.

Образы бессмысленного насилия предлагаются зрителю как терапевтическая мера, как способ- как показывают события "Синистра-2", совершенно неэффективный, -справиться со своими страхами и избежать подобных ужасов в собственной жизни.

Оценка фильма 2 из 5

Фантастическая четвёрка / Fantastic Four

Режиссёр: Джош Транк

В ролях: Майлз Теллер, Майкл Б. Джордан, Кейт Мара, Джейми Белл, Тоби Кеббелл, Рег Э. Кэти, Тим Блейк Нельсон, Джошуа Монтес

Жанр: фантастический боевик

Страна: США

Фильм Джоша Транка подвергся столь пылкому поношению со стороны как критиков, так и поклонников комиксов, что вызывает невольное сочувствие. Разумеется, тот, кто вознамерился бы защитить "Фантастическую четвёрку" от нападок и описать его позитивные стороны, оказался бы в весьма затруднительном положении, но всё же стоит отдать этой ленте должное- на экранах давно не появлялся столь диковинный кинокомикс.

Казалось бы, жанр экранизации рисованных историй о супергероях не предполагает особенной оригинальности, тем более что фабула нового фильма не слишком отличается от предшествующих киноападтаций, созданных в 1994-м и 2005-м.

 

Четверо учёных-исследователей в результате эксперимента, прошедшего не вполне успешно, приобретают сверхъестественные таланты, от которых надеются избавиться, пока не обнаруживают, что только их исключительные способности к полётам, телекинезу и метанию огня могут спасти нашу планету от их коллеги, также получившего суперсилу, но решившего, в отличие от добросердечных товарищей, направить её на злое дело уничтожения всего живого.

Поначалу кажется, что Транк рассматривает тему в драматическом ключе, как он уже делал это в своей успешной независимой картине "Хроника". Участники Фантастической четвёрки и их противник предстают трудными подростками, не находящими общего языка со своим окружением и бегущими от неприглядной реальности и от собственных рефлексий в мир научных фантазий.

Иллюзия реалистического переосмысления сюжета удерживается приблизительно треть фильма, и, когда зрители почти уже теряют надежду на вторжение волшебного в сумрачное существование гиков и социопатов, действие, ещё до проявления у персонажей необычных способностей, лишается всякого правдоподобия.

Начинается всё со сцены, в которой трое парней, пустив по кругу 100-граммовую фляжку, напиваются так, что решаются на самоубийственную авантюру, а вслед за характерами логическое обоснование утрачивают и сюжетные коллизии. Создатели словно задаются целью поразить публику непредсказуемостью повествования, постоянно меняя его жанровую природу и оставляя без развития самые многообещающие завязки.

 

К примеру, в какой-то момент авторы забывают о борьбе за сердечную благосклонность главной героини между лидером Фантастической четвёрки и злодеем, в предшествующих экранизациях являвшейся основной движущей силой конфликта.

При этом в фильме Транка мотивы поведения злодея, решившего погубить человечество, так и остаются неясными, как и характер его суперсилы, а также способ, которым он пытается уничтожить мир.

А происходящее, утратив приметы социально-психологической драмы, последовательно эксплуатирует стилистику и мотивы то антивоенного памфлета об армии, подчиняющей индивидуальность, превращающей человека в послушное, лишённое собственной воли орудие убийства, то хоррора о неуязвимом чудовище, явившемся из иного мира, то фэнтези о магах, швыряющих друг в друга сгустки энергии.

 

Отдельного упоминания заслуживает угрюмая до заунывности атмосфера, а также удручающе низкое качество спецэффектов- так, сцены потасовок, разворачивающиеся в ином измерении, похожи скорее на скринсейвер, чем на предназначенное для большого экрана киноразвлечение.

Оценка фильма 2 из 5

22-го и 23-го августа пройдёт одно из наиболее интересных культурных мероприятий Украины, Шестой Фестиваль немого кино и современной музыки "Немые ночи", ежегодное украшение Одессы, организованное Национальным центром Довженко. Лейтмотивом нынешнего фестиваля является извечное противостояние искусства, утверждающего нравственность как проявление свободной воли, и цензурного диктата, стремящегося принудить граждан к следованию официально одобренным правительством нормам морали.

Так, фильм-хедлайнер смотра, жемчужина чешского кино "Эротикон" Густава Махаты, пережил в Чехословакии цензурные преследования за выразительное, убедительное изображение порочных страстей, несмотря на их традиционную оценку.

Представленные в программе "Немых ночей" фильмы советского периода, украинский "Ветер с порогов" Арнольда Кордюма и белорусский "В огне рождённая" Владимира Корш-Саблина также подвергались цензурным ограничениям в Европе за свою идеологическую пропагандистскую направленность, при этом, начиная с 30-х, были и в СССР исключены из культурного пространства, поскольку их яркая авангардистская форма не соответствовала принципам соцреализма.

Теперь же ленты, подобные "Ветру с порогов", вновь оказываются под угрозой гонений в связи с законом о декоммунизации, хотя, вопреки прямому пропагандистскому посылу, фильм Кордюма свидетельствует о бесчеловечности коммунистического режима: в этой истории, призванной прославить возведение Днепрогэса, зрительскую симпатию и сочувствие вызывает главный герой (эта роль стала творческим триумфом великого театрального актёра Николая Садовского), старый лоцман, отчаянно и тщетно противостоящий "великой стройке", уничтожающей вековой уклад и красоту ландшафтов.

Также и в картине Корш-Саблина современная аудитория увидит в первую очередь не панегирик Красной армии, сражающейся с занявшими Беларусь белогвардейцами, а пронзительное изображение страданий простого народа, подвергающегося грабежам и массовым казням вне зависимости от того, чьё знамя реет над правительственными зданиями.

Ещё один редкий фильм фестиваля- "Социальный распад" Татасопулоса Стелиоса, в котором жизнь главного героя, молодого бедняка, студента, вынужденного ради заработка оставить обучение и устроиться в театральную труппу, а затем- на табачную фабрику, где он решает бороться с варварской эксплуатацией, предстаёт отражением  социально-политических штормов, которые переживала Греция в тридцатые годы.

В качестве интермедий между игровыми картинами будут представлены уникальные подборки ранней украинской анимации.

Госкино и канал ICTV поздравят поклонников отечественной киноклассики с Днём независимости показом фильма "Легенда о княгине Ольге" Юрия Ильенко 1984-го года, дублированного на украинский язык. В своё время эта нашумевшая картина об одной из центральных фигур древнерусской истории была выпущена, вопреки общепринятой практике, только на русском.

Выдающийся режиссёр в последние годы своей жизни планировал осуществить перевод, но средства на реализацию проекта нашлись лишь теперь. Дубляж был выполнен на ведущей киевской студии звукозаписи KWA sound production при участии исполнителей оригинальных ролей Людмилы Ефименко и Виктора Демерташа, а также Риммы Зюбиной, Александра Игнатуши, Константина Войтенко, Олега Стальчука, Александра Ярмолы и Богдана Бенюка.

Авторы проекта настолько убеждены в благотворном воздействии искусства, что замечают в пресс-релизе: "…если бы герои "Легенды о княгине Ольге" заговорили на украинском языке ещё в 1984-м, в год выхода фильма, украинская независимость могла настать на восемь лет раньше".

Показ состоится 24-го августа в самом большом столичном кинотеатре "Киевская Русь", где картина Юрия Ильенко была впервые с большим успехом показана 31 год назад.

Вход по бесплатным билетам, которые можно получить в день премьеры украиноязычной версии.

Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 25-го августа поставленной "Шекспировским театром Глобус" "Двенадцатой ночью" Уильяма Шекспира, наиболее прославленной в мировом искусстве комедией о двойниках. Эта постановка уже была показана на фестивале и прошла с большим успехом несмотря на её особенность, воспроизводящую огорчительную традицию елизаветинского театра- все роли в спектакле исполняют мужчины. Роль Мальволио сыграл Стивен Фрай.

powered by lun.ua