Премьеры недели: Свобода и цианистый калий
С 27-го августа на украинских экранах демонстрируются: трагикомедия "Иррациональный человек" Вуди Аллена и драма "Молодая кровь" Эмманюэль Берко. А также: X Международный фестиваль актуальной анимации и медиа-искусства "Линолеум".
Иррациональный человек / Irrational Man
Режиссёр: Вуди Аллен
В ролях: Хоакин Феникс, Эмма Стоун, Паркер Поузи, Джейми Блэкли, Джо Степлтон, Нэнси Кэрролл, Эллисон Галлерани
Жанр: трагикомедия
Страна: США
Выдающийся британский мыслитель Джон Стюарт Милль, чью книгу герой фильма дарит на день рождения возлюбленной, в своих сочинениях защищал право личности пренебрегать общественными условностями и диктатом государственных институций, называя опасными те чувства стыда и страха, которые не позволяют человеку "быть эксцентричным"- вести себя иначе, чем принято, выражать свою точку зрения и поддаваться своим душевным порывам.
Новый фильм Вуди Аллена повествует о той опасности, которую может представлять для окружающих и самого себя тот, кто настолько убеждён в своём интеллектуальном и духовном превосходстве, что считает себя свободным от необходимости соблюдать законы нравственные и уголовные.
Тут и далее фото http://kino-teatr.ua/ |
Профессор философии Эйб Лукас приезжает в провинциальный колледж, опережаемый своей сомнительной, но вызывающей в этом сонном кампусном царстве всеобщий энтузиазм славой циничного ниспровергателя основ и ловеласа. Именитый вольнодумец предстаёт не лишённым харизмы, но разочарованным и разуверившимся в своих силах, душевно опустошённым интеллектуалом, который, пройдя до половины земную жизнь, заблудился в тёмном лесу неудач и рефлексий.
Его не слишком трогает восхищение университетской аудитории и тот особый интерес, который питают к нему замужние коллеги и юные студентки, а работа над монографией о Хайдеггере и нацизме прервана творческим кризисом- академические амбиции и красота благосклонных муз утратили власть над этим человеком, даже на лекциях не расстающимся с флягой, наполненной односолодовым виски.
Признаки владеющей героем депрессии, подчас не просто выходящие за рамки приличий, но и принимающие опасный оборот наподобие игры в "русскую рулетку", жалки и неприглядны. Однако, как действия любого одинокого, раздавленного несчастьями существа, они не могут не вызывать сочувствия, особенно у тех, кто сам когда-либо ощущал себя загнанным, униженным личными и профессиональными поражениями и кого лишь некий нравственный стержень спасал от подобных нелепых выходок.
Этого стержня Лукас- что может показаться парадоксальным, учитывая род его занятий, -похоже, начисто лишён. Когда подруга пытается привести его в чувство напоминанием, что Кьеркегор считал деструктивное отчаяние тяжким грехом, герой отвечает, что Кьеркегору было легко справляться с подобными вещами, поскольку он был христианином.
Образ Лукаса будто призван продемонстрировать несостоятельность философии в её основных задачах, её неспособность- в отличие от религии, -помочь человеку обрести этическую опору в повседневных невзгодах, отыскать смысл не только в своих удачах, но и в своих несчастьях. Сам герой называет науку, которой посвятил жизнь, "вербальной мастурбацией" и советует студентам не принимать на веру "теоретические философские бредни", которые рассыпаются при первом же столкновении с реальностью.
И всё же именно философия однажды помогает герою вновь почувствовать почву под ногами. Случайно подслушанный разговор о судье, который по личным мотивам намерен лишить образцовую мать права родительской опеки в пользу её нерадивого бывшего супруга, заставляет профессора ощутить себя пребывающим в описанной экзистенциалистами пограничной ситуации, перед грозной необходимостью сделать свободный выбор.
Герой выбирает убийство- устранение неправедного судьи станет настоящим спасением для беззащитной матери и её детей и поможет Лукасу наконец утвердить своё человеческое достоинство, осуществив полезное и рискованное предприятие.
Воодушевлённый идеей отринуть бесплодное пустозвонство и совершить подлинное деяние, Лукас приступает к подготовке "идеального убийства", не вняв собственному предостережению, что умозрительные построения (как и тщательно разработанный план преступления) редко выдерживают проверку действительностью. И, главное, он забывает об уроке любимого им Достоевского- тот, кто посчитает себя вправе улучшить мир, убив старуху-процентщицу, должен быть готов расправиться и с её невинной сестрой.
Фильм Аллена, который при всём драматизме сюжетных поворотов и экстравагантности поведения главного героя сохраняет тональность мягкой иронии и остаётся убедительным благодаря блестяще выписанным, узнаваемым характерам и превосходному актёрскому исполнению, представляется весьма актуальным в контексте отечественной современности. Ведь неспособность государственных структур наказать непосредственных виновников преступлений свергнутого режима оказывается для наших граждан сильным искушением взять правосудие в свои руки.
Оценка фильма 4,5 из 5
Молодая кровь / La tête haute
Режиссёр: Эмманюэль Берко
В ролях: Катрин Денёв, Род Парадо, Бенуа Мажимель, Сара Форестье, Людовик Бертийо, Катрин Сале
Жанр: драма
Страна: Франция
Представления о том, что более благотворно воздействует на человеческую природу- кнут или пряник, -менялись от века к веку и до сих пор весьма разнятся в различных уголках нашей планеты. Пример современной Европы вроде бы свидетельствует в пользу того, что социальные службы и реабилитационные программы несколько более эффективны, чем публичные казни и отсекание кистей.
Но что делать с теми, кто никак не хочет "по-хорошему" усвоить преимущества честной жизни и представляет собой непосредственную угрозу для окружающих, подобно главному герою ленты Эмманюэль Берко, трудному подростку Малони, не ведающему уважения к закону и подверженному приступам неконтролируемой агрессии? Авторы фильма, похоже, убеждены, что у представителей цивилизованного мира нет иного выхода, кроме как окружать блудного сына неусыпным вниманием и заботой, предоставлять ему один последний шанс за другим в расчёте на то, что рано или поздно он встанет на путь исправления.
"Молодую кровь" можно назвать своеобразным гимном ювенальной юстиции, лишённым, впрочем, оптимистичности панегирика. Создатели вовсе не пытаются навязать свою позицию аудитории.
Успехи многолетних опекунов героя, судьи и социального работника, и прочих представителей системы, от директора колонии до медсестры-массажистки, столь сомнительны, что зритель подчас может задуматься, не является ли справедливой фраза Шоу, заметившего, что некоторых из наших ближних "целесообразно умертвить- без всякой злобы, самым мягким и гуманным способом, -потому что среди двуногих, как и среди четвероногих, встречаются такие, которых опасно оставлять на свободе без цепи и намордника, и несправедливо заставлять других людей тратить свою жизнь на то, чтобы сторожить их".
Иллюзия, будто усилия всей ювенильной рати, водящей вокруг Малони хороводы, начинают приносить свои плоды, никогда не длится долго, всякий раз разрушаемая то грабёжом, что припадком немотивированной ярости.
Та часть публики, которая проникнется к центральному персонажу симпатией, разумеется, вольна полагать, что за пределами финальных титров он всё же обретёт душевное равновесие и если и не станет достойным членом общества, то, во всяком случае, уже не будет представлять для него опасности.
Между тем никаких убедительных намёков на положительный исход фильм не содержит, и с куда большим основанием можно предсказать, что Малони, достигнув совершеннолетия, после очередного криминального эксцесса попадёт в руки к куда менее снисходительным представителям правопорядка, а его юношескую одиссею скитаний по кабинетам психологов и юристов и исправительным центрам вскоре продолжит его ребёнок.
Пожалуй, в этом и заключается главное достоинство "Молодой крови"- правота судьи и социального работника, бьющихся за душу Малони, утверждается изображением благородной самоотверженности, великодушия их действий и их терпения, а не неким мелодраматическим подтверждением эффективности предпринимаемых мер.
Разумеется, аудитория может усомниться, что риск, которому подвергается жизнь и здоровье граждан, сталкивающихся с Малони благодаря мягкости юристов, оставивших его на свободе, может быть оправдан зыбкой надеждой в конце концов помочь ему добиться должной социализации.
Но даже скептически настроенным зрителям описанные Эмманюэль Берко ситуации наверняка покажутся более предпочтительными, чем то, что происходит в лентах- наподобие "Племени" Мирослава Слабошпицкого и "Класса коррекции" Ивана Твердовского (http://life.pravda.com.ua/culture/2014/11/4/183268/), -посвящённых обществу, где заблудших овец пастухи оставляют на произвол судьбы, а незаблудившихся скармливают волкам.
Оценка фильма 3,5 из 5
Даже для тех поклонников кино, кто на дух не переносит видео-арт и старается обходить десятой дорогой галереи с актуальным искусством, современная анимация является поводом воздать хвалу человеческой способности создавать мириады воображаемых миров с неповторимыми стилистическими законами тяготения.
Крупнейший в наших краях фестиваль авторской анимации "Линолеум" в десятый раз пройдёт с 3-го по 6-е сентября на Арт-причале. Ядро смотра составит конкурсная программа, насыщенная хитами фестивальных площадок наподобие "Путешествия" Ксавьера Ксилофона, "Любви в эпоху Евросоюза" Сюзанны Вигнер, "Мы не можем жить без космоса" Константина Бронзита.
Также будут представлены подборка "Best of 10 years Linoleum", программа экспериментальной анимации "Best of animateCOLOGNE", подготовленная основателем немецкого фестиваля "animateCOLOGNE" Вилфредом Агриколою де Колон, который лично представит её украинскому зрителю, программа "Анимация в музыке" и проч.
Вход на показы свободный. Подробное расписание мероприятий и список фильмов можно найти на сайте и на фейсбук-странице фестиваля.