Премьеры недели: О наблюдении за наблюдающим за наблюдателями
Премьеры недели: О наблюдении за наблюдающим за наблюдателями
С 3-го сентября на украинских экранах демонстрируются: драма "Такси" Джафара Панахи и боевик "Хитмен: Агент 47" Александера Баха. А также: X Международный фестиваль актуальной анимации и медиа-искусства "Линолеум" и "Британский театр в кино".
Такси / Taxi
Режиссёр: Джафар Панахи
Жанр: драма
Страна: Иран
Творчество Джафара Панахи, наиболее известного среди современных кинематографистов узника диктатуры (наряду с Олегом Сенцовым), является – как и Новая волна иранского кинематографа в целом, – блестящим свидетельством того, что тоталитарный режим не может подчинить большого художника, в котором талант сочетается с силой характера и гражданским мужеством.
Новый фильм Панахи (уже третий, созданный после наложенного на него судом запрета снимать фильмы) как раз и посвящён способности человека оставаться независимым и от государственных структур, и от общественного мнения.
Идеологический климат Ирана и собственно попытки властей лишить Панахи возможности работать обусловили тематику ленты, её сюжет и сведённый к минимуму кинематографический инструментарий. Действие, снятое на непрофессиональные цифровые камеры, практически не покидает салона такси, за рулём которого сидит Джафар Панахи, прославленный режиссёр, занимающийся частным извозом.
![]() |
Режиссер Джафар Панахи |
Легко предположить, что и его пассажиры, представители различных социальных слоёв и политических воззрений, выступают в роли самих себя, быть может, даже не подозревая, что попали в объектив камеры (тем более что по соображениям безопасности имена исполнителей не указаны в титрах, но один из них всё же известен - маленькая племянница режиссёра Хана Саиди, получившая вместо невыездного Панахи "Золотого медведя" и приз ФИПРЕССИ на сцене Берлинского МКФ).
Иллюзию документальности укрепляет и то обстоятельство, что таксист Панахи не требует платы от своих клиентов, довольствуясь тем, что дают, поскольку, как может предположить зритель, вполне удовлетворён возможностью создавать с их помощью своё произведение. Впрочем, быть может, непрактичный режиссёр просто стыдится брать деньги за свои не слишком качественные услуги.
Панахи, мужественно, но всё же с видимым огорчением переносящий упрёки за неуклюжую манеру езды и плохое знание улиц, пытающийся успокоить рассерженных пассажиров, будто олицетворяет беспомощность представителя творческой профессии, который пытается приспособиться к заурядному существованию.
Взаимоотношения таксиста и его клиентов также могут служить выразительным образом уязвимости художника, выносящего свои произведения на суд публики, позволяя вторгаться в мир своих сокровенных переживаний.
![]() |
Но эти уязвимость и смирение водителя-режиссёра, с какой бы самоиронией они не были показаны, не должны вводить зрителя в заблуждение. Чинимые Панахи обиды, споры и разговоры с ним вплетаются в ткань повествования, и пассажиры сами оказываются объектом критического внимания, вызывая осуждение или симпатию аудитории.
Так Панахи напоминает, что каждый автор, по примеру Данте, имеет возможность изобразить своих недругов среди грешников, заслуживающих адских мук, а близких – в рядах праведников.
При этом, конечно же, постановщик "Такси" выражает своё отношение не к отдельным людям, а к происходящему в стране. Открывая двери своего автомобиля первым встречным, Панахи словно сам выходит за пределы привычного круга знакомств, получая возможность услышать голос тех своих сограждан, чьи взгляды отличаются от его собственных – и донести его до зрителя.
Таким образом, салон его автомобиля оказывается не просто символом личной, внутренней свободы, существующей вопреки стремлению властей Исламской Республики полностью подчинить граждан своему контролю, но и своеобразной лабораторией и залом судебных заседаний, где предметом исследований и обвиняемым оказывается сама Исламская Республика, а пассажирские сиденья превращаются в свидетельскую скамью.
Пассажиров Панахи можно трактовать и как различные проявления его собственного "Я", тем более что самый выразительный из них – упомянутая выше племянница режиссёра Хана, мечтающая стать востребованным кинематографистом, способным обходить жёсткие цензурные ограничения.
Этой девочке, пополнившей столь богатую в иранском кинематографе галерею обаятельных детских образов, похоже, в равной степени свойственны и самоотверженность художника, и его эгоизм.
![]() |
Племянница режиссёра Хана Саиди |
Идёт ли речь о столкновении общественных позиций или плохо сочетающихся друг с другом внутренних порывов, лента свидетельствует о превосходстве мировоззрения, противоречащего официальным установкам. При этом противоречия лежат в области нравственных ценностей, а не политических догматов.
Центральным конфликтом в спорах, звучащих в машине Джафара Панахи, оказывается отношение к суровым наказаниям для воров и грабителей. Отрубание пальцев и публичные казни преступников раскрывают характер режима не в меньшей степени, чем преследование оппозиционеров или запрет женщинам посещать спортивные соревнования.
![]() |
Для диссидента Панахи, осуждённого за участие в акциях протеста, само создание ленты предстаёт актом неповиновения, а разговор с адвокатом, отстаивающим интересы девушки, арестованной за попытку проникнуть на стадион, является одним из наиболее запоминающихся эпизодов фильма (этот фрагмент словно подтверждает правоту Ханы, заметившей, что между реальностью и вымыслом не существует чёткой границы – подлинная история Гонче Гавами, использованная в псевдодокументальном "Такси", соответствует сюжету художественной картины Панахи "Офсайд", снятой ещё в 2006-м году).
Но практикуемые в государстве методы борьбы с преступностью, казалось бы, являются тем меньшим злом, с которым приходится мириться любому гражданину, вынужденному, вне зависимости от своих взглядов, в столкновениях с преступным миром прибегать к защите силовых структур. Мужчина, ратующий за ужесточение наказаний, отметает возражения оппонентки доводом, который кажется ему беспроигрышным: "Вы просто не знаете, о чём говорите. А если бы это вас обворовали?"
Но вскоре в фильме возникает персонаж, который отказывается доносить властям на ограбивших его людей именно из нежелания подвергнуть их несообразно жестокому наказанию. Пожалуй, это можно назвать наиболее убедительным из приведённых в ленте свидетельств, что ничто не может лишить нас возможности выбора – тех из нас, во всяком случае, кто сохранил пространство внутренней свободы.
То пространство, где действуют не законы страны и общества, а личные убеждения, личные представления о добре и зле, следование которым и является лучшим способом противостоять диктатуре.
Оценка фильма 5 из 5
Хитмен: Агент 47/ Hitman: Agent 47
Режиссёр: Александер Бах
В ролях: Руперт Френд, Закари Куинто, Ханна Уэр, Эмилио Ривера, Рольф Канис, Томас Кречман, Киаран Хайндс, Дэн Баккедал
Жанр: боевик
Страна: Германия-США-Индонезия
Фильм Александера Баха стал второй попыткой кинематографистов добиться благосклонности фанатов популярной серии игр Hitman о приключениях выращенного в пробирке киллера Агент 47, лишённого жалости и страха.
Первая экранизация, вышедшая в 2007-м году, подверглась суровому осуждению геймеров за несоответствие фабуле и духу первоисточника, не намного выше оценили фильм и зрители, равнодушные к компьютерным играм.
![]() |
Новую версию создатели обещали сделать более близкой к оригиналу, однако, судя по первой, не слишком восторженной, реакции целевой аудитории своего обещания не сдержали. Наиболее тяжкой обидой для фанатов стало то, что один из главных персонажей игры, сотрудник ЦРУ Смит, в своём долгожданном экранном воплощении предстал не цээрушником, а ещё одним ГМО-убийцей.
Впрочем, ценителям игры будет во всяком случае любопытно убедиться в справедливости своих худших ожиданий, для всех же остальных просмотр этой вторичной и бесцветной картины скорее всего станет пустой тратой времени.
![]() |
Её авторы беззастенчиво паразитируют на "Терминаторе" Джеймса Камерона, используя как основную фабулу (таинственный незнакомец спасает от другого таинственного незнакомца, очевидно, не вполне человека, девушку, от которой зависит будущее цивилизации), так и отдельные перипетии. Например, разгром, учинённый Агентом 47 в американском посольстве, соответствует нападению Терминатора на полицейский участок.
Сюжетные повороты в духе "плохой парень вовсе не тот, а этот" предсказуемы и скучны донельзя, и сложно сказать, что оказывается более утомительным – невнятные экшн-сцены или пустопорожняя болтовня. И если в фильме 2007-го года паузы в перестрелках и потасовках заполняло сексуальное напряжение между Агентом 47 и его подопечной, роль которой превосходно исполнила Ольга Куриленко, в новой картине туманная родственная связь между героем и героиней снимает всякий намёк на эротику. Так что им только и остаётся, что развлекать публику спорами о свободе выбора и ответственности – в равной мере патетическими и банальными.
Оценка фильма 1,5 из 5
![]() |
Те, кто пропустили первые дни открывшегося 3-го сентября X Международного фестиваля актуальной анимации и медиа-искусства "Линолеум", ещё имеют возможность познакомиться с программой этого весьма примечательного смотра практически в полном объёме. Так, состоящая из четырёх блоков конкурсная программа будет продемонстрирована 5-го и 6-го, а ночью с 5-го на 6-е состоится показ "Внеконкурсной анимации 18+".
Вход на большинство мероприятий фестиваля, проходящего на "Арт-причале", свободный. Подробное расписание можно найти на сайте фестиваля и его ФБ-странице.
![]() |
Фрагмент спектакля "Комедия ошибок" |
Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 8-го сентября поставленной "Шекспировским театром Глобус" "Комедией ошибок", первой из комедий Уильяма Шекспира, являющейся интерпретацией "Двух Менехмов" Плавта.
Эта история о братьях-близнецах, разлучённых в детстве и не подозревающих о существовании друг друга, воспринимается как эскиз к "Двенадцатой ночи", но и сама по себе предстаёт забавной и увлекательной чехардой недоразумений.