Проект "икс": 10 лет ART-KYIV Contemporary как большой праздничный концерт
В "Мыстецком Арсенале" в самом разгаре десятый ART-KYIV Contemporary – одно из самых громких ежегодных событий в сфере украинского визуального искусства. За 10 лет своего существования ART-KYIV совершил не один замысловатый вираж – от арт-ярмарки до форума художественных проектов.
Когда 10 лет назад ярмарочная "бета-версия" проекта стартовала в Украинском доме, до нынешних масштабов "Арт-Киеву" было далеко: тогда галереи попросту выставляли в арендованных боксах работы самых разных направлений и художественной ценности.
Переломным стал проект 2009 года, который сами организаторы назвали "первым современным Арт-Киевом". Именно тогда он превратился в фестиваль современного искусства: fine art отделили от contemporary, а в структуру фестиваля впервые вошли кураторские проекты.
Следующий "Арт-Киев", уже в "Мыстецком Арсенале", закрепил и даже улучшил этот результат: новые экспозиционные возможности, зарубежные участники и гости, полноценная дискуссионная программа.
Однако далее все развивалось не столь радужно: количество приезжих звезд с каждым годом уменьшалось, а потом и вовсе сошло на нет, неизменной оставалась лишь "фестивальная" аура форума.
За все это время проект так и не осмыслил до конца своей сверхзадачи. Со временем некая пауза в его развитии стала очевидна.
Тем интереснее было узнать, сумеет ли десятый "Арт-Киев" преломить эту тенденцию, и выйти на новый уровень? Не зря же графическое изображение цифры Х можно считать и как знак "икс".
ART-KYIV Contemporary X, фото: Мистецький Арсенал, Кирил Гайдай-Роскошный |
Музей (из) частных собраний
Юбилейный арт-форум объял необъятное (сразу оба этажа "Мыстецкого Арсенала"), и состоит из трех ключевых частей: две из них собраны кураторами, третью отдали под пул "арт-проектов" культурных институций, кураторов и художников.
Большую часть первого этажа занимает спецпроект "Музейное собрание. Украинское современное искусство 1985-2015 гг. из частных коллекций" под общим кураторством Александра Соловьева и арт-диллера и коллекционера Игоря Абрамовича, куда вошли работы большинства мэтров украинского современного искусства. Экспозиция поделена по десятилетиям: с 1985-го – по 1995-й, с 1995-го – по 2005-й, и с 2005-го – до настоящего времени.
Идея экспонирования работ из частных собраний отнюдь не нова, но кураторы настаивают на ряде отличий.
"Прежде мы уже представляли работы из частных коллекций, но тогда это носило скорее выборочный характер, - говорит куратор проекта Александр Соловьев. - Проект в этом году отличается, во-первых, масштабом, во-вторых, отобранные работы во всей полноте представляют ретроспективный срез искусства за 30 лет. Это также срез того, какое искусство было востребовано в тот или иной период".
Работа Николая Малишко, ART-KYIV Contemporary X, фото: Кирил Гайдай-Роскошный |
С хронологическим срезом "Арсенал" справился на ура: получилась некая рефлексия на историю украинского современного искусства через призму его спроса у частных коллекционеров.
Организаторы сравнивают этот проект с условным музеем современного искусства, которого в Украине до сих пор нет, и который могли бы наполнить эти произведения, нашедшие свое место в частных коллекциях.
Впрочем, важно понимать, что такой "музей" являлся бы отражением не экспертного отбора, а персональных вкусов коллекционеров. Конечно, они имеют полное право на личные предпочтения, но сама идея возможности формирование музейного собрания подобным образом, даже на уровне фантазий – очевидная подмена понятий.
Даже в отсутствие цельной визуализации истории современного украинского искусства в едином музейном собрании попытка заместить их фрагментами приватных напоминает концепцию про "кусок книги".
Образом музея, и тоже воображаемого, оперирует и гендиректор "Мыстецкого Арсенала" Наталья Заболотная: "Пока у нас нет музея, но за эти 10 лет мы создали музей в сознании аудитории".
Работа Романа Михайлова, спецпроект "Диалогия" на ART-KYIV Contemporary X, фото: Кирил Гайдай-Роскошный |
"Диалогия" или искусство неназванного времени
Еще одна важная часть "Арт-Киева" - спецпроект "Диалогия. Украинское искусство во времена без названия", в котором участвуют около 45 художников. Он занимает весь второй этаж "Арсенала".
Александр Соловьев характеризует его как эксперимент, подчеркивая, что "эти работы отличаются от раздела частных коллекций: здесь много инсталляций, видео, и почти все это создано в режиме work in progress – "здесь и сейчас".
"Если на первом этаже мы можем наблюдать некую картиноцентричную историю, то на втором – совершенно другая медийность, другое представление о том, чем сегодня является украинское искусство,- продолжает эту мысль Алиса Ложкина, также вошедшая в кураторскую группу "Диалогии". – Это попытка некоего панорамного взгляда на украинское современное искусство, актуальный срез того, что в нем сейчас происходит".
Роман Минин "Награда за молчание", спецпроект "Диалогия", ART-KYIV Contemporary X, фото: Кирилл Гайдай-Роскошный |
И действительно, в противовес живописной и хронологичной экспозиции "Музейного собрания", "Диалогия" выглядит фейерверком тем и медиумов. Организаторы говорят об "ауре мастерской с ее интимностью и лабораторным духом постоянного эксперимента", но если "Диалогия" и производит впечатление пространства для эксперимента, то скорее на уровне отдельных работ, чем проекта в целом.
Кураторы решили не изобретать велосипед и вновь обратились к формату "среза".
В целом, фирменный почерк "Арсенала" на месте - с его стилистикой large scale-проектов – в этом году "Арт-Киев" превзошел сам себя. Но, к сожалению, юбилейная экспозиция так и не прибавила ничего принципиально нового к образу проекта .
ART-KYIV Contemporary X, фото: Мистецький Арсенал, Кирил Гайдай-Роскошный |
"Арт Киев": что, зачем и как часто?
Если попытаться разглядеть за деревьями лес (за экспозицией проекта – его суть), возникает два вопроса: что в действительности означает размытое определение "форум арт-проектов" и зачем он нужен украинскому художественному процессу?
Можно ли назвать ART-KYIV Contemporary арт-фестивалем с полноценной основной и параллельной программой? Проектом с мощной дискуссионной платформой и четко сформулированной темой?
Едва ли. Ближе всего к этому формату был первый арсенальный "Арт-Киев" 2010 года с большой теоретической программой, тематическими кураторскими проектами, и приглашенными специалистами уровня Иосифа Бакштейна и Виктора Мизиано.
Работа Романа Михайлова, спецпроект "Диалогия" на ART-KYIV Contemporary X, фото: Кирил Гайдай-Роскошный |
Все это вселяло надежду, но, к сожалению, за несколько следующих лет проект так и не показал качественного развития.
В конце концов, если отрешиться от определения "ежегодный", можно ли представить "Арт-Киев" в формате биеннале? Да и нужен ли он каждый год? Возможно, логичнее говорить, когда есть что сказать?
Конечно, за последние несколько лет "Арт-Киев" претерпел ряд изменений: галерейно-ярмарочная часть заметно сократилась, а на передний план вышли кураторские и спецпроекты. Но принципы и подходы остались прежними: четко сформулированную идентичность арт-форуму по-прежнему заменяет ореол сверхзначимости, присущий всем флагманским проектам "Арсенала".
Так, Наталья Заболотная подчеркивает, что "сегодня "Арт-Киев" – единственный масштабный форум арт-проектов в Украине, для многих художников он стал стартовой площадкой".
Роман Минин, спецпроект "Диалогия", ART-KYIV Contemporary X, фото: Мистецький Арсенал, Кирилл Гайдай-Роскошный |
Очевидно, что позиционирование на уровне "самого масштабного арт-события" имеет мало общего с попыткой самоосмысления, даже если на не избалованного культурными событиями зрителя это все еще действует.
К сожалению, в 2015-м, как и в 2005-м, открытие проекта по-прежнему больше напоминает светскую вечеринку, чем старт одного их важнейших культурных событий страны. Это наследие еще времен Украинского дома, когда фото с важными гостями заменяли дискуссии с людьми культуры. При этом невозможно не отметить огромные усилия команды "Арсенала", особенно учитывая масштаб площадки – в этом году проект занял рекордные 24 тыс. кв.м.
За 10 лет "Арт-Киев" стал одним из самых заметных и обсуждаемых арт-проектов страны, но при этом продолжает оставаться "фестивалем срезов", визуальным аналогом праздничного отчетного концерта.
Как и в случае с концертами, одним из его ключевых навыков является умение привлекать внимание – как к художникам и их работам, так и к самому себе. В этом направлении "Арсенал" прилагает многолетние системные усилия.
Но эти усилия, пожалуй, имеют больше общего с рыночными механизмами презентации и промо искусства, нежели с реальным развитием культурной среды.
И хотя организаторы называют "Арт-Киев" "пространством для художественной коммуникации, дискуссий, исследований, обмена и обучения", очевидно, что именно этого ему и не хватает – пока это только прекрасная задекларированная цель.
Хочется верить, что поиск формата продолжается, и настоящий качественный рывок для "Арт-Киева" еще впереди.