9 фильмов и 4 фестиваля: все, что вам нужно знать про кино в октябре

В нашей новой рубрике, которая будет выходить ежемесячно, мы анонсируем наиболее примечательные фильмы месяца, расположенные в порядке выхода на украинские экраны.

Предпочтение отдается фестивальным хитам и нашумевшим артхаусным работам. А также украинским фильмам, которые всё чаще добираются до проката. Помимо отдельных лент мы рассказываем и о главных фестивальных мероприятиях, размещённых также в календарной очерёдности.

Кино-октябрь обещает быть очень насыщенным и разнообразным: украинско-корейско-немецко-порно-мемориально-фестивальным!

"Нет выхода", реж. Джон Эрик Даудл

РЕКЛАМА:

Автор одного из наиболее оригинальных хорроров последних лет поставил драматический экшн, посвящённый насущным проблемам современной цивилизации. Его центральный персонаж, американский бизнесмен, рад возможности занять выгодную должность в некоей стране на юго-востоке Азии (картина снималась в Таиланде), куда и переезжает вместе с женой и детьми. Разумеется, он практически ничего не знает об этом государстве, его культуре, политическом устройстве и социально-экономическом климате, однако убеждён, что сможет беспрепятственно заниматься своим делом, не вникая в особенности местной жизни.

Кадр из фильма "Нет выхода", фото: www.luxorfilm.ru

Но подчас нас настигает расплата за невежество и равнодушие к окружающему миру. Начало бурных уличных протестов, переходящих в столкновения, становятся для заокеанского гостя настоящим громом среди ясного неба. Вскоре же противостояние оппозиции с охранителями режима оборачивается настоящими боями, в которых беспечные иностранцы оказываются между молотом беспощадного и слепого народного гнева и наковальней тирании, пытающейся абсурдно жестокими репрессиями укрепить свою власть.

Этот прекрасно реализованный сюжет о том, как в жизнь гражданина США вторгается чужой исторический катаклизм, как трагедия чужой страны становится трагедией его собственной семьи, воспринимается как предупреждение для цивилизованных государств, не способных и не особенно стремящихся предотвращать политические катастрофы в странах, не входящих в их избранный круг, в странах, с чьими диктаторскими режимами они готовы мириться до тех пор, пока они остаются "стабильными партнёрами" и не рушатся в кровавую бездну междоусобицы.

"Легенда", реж. Брайан Хелгеленд

Автор сценария к "Секретам Лос-Анджелеса" и постановщик "Расплаты" вновь обратился к криминальному жанру. "Легенда" повествует о печально известных братьях-близнецах Ронни и Рэгги Крэях, в 60-х годах наводивших ужас на криминальный мир Лондона.

Кадр из фильма "Легенда", фото: shoubiznes.club

Грабители и вымогатели, даже среди своих коллег братья выделялись готовностью пренебрегать не только законами, но и нравственными устоями, а также жестокостью, подчас ничем не мотивированной. Многие из их преступлений стали следствием подлинного безумия- паранойи, которой страдал Ронни. Всё это, впрочем, не помешало Крэям приобрести определённую популярность в высшем обществе. В их ночной клуб захаживали многие представители политической элиты и богемы, включая Фрэнка Синатру, Джуди Гарленд и деятеля партии консерваторов лорда Бутбая, ставшего одним из любовников Ронни.

Роль обоих братьев, кажущихся воплощением наиболее мрачных сторон свингующих 60-х, исполнил один из наиболее интересных современных британских актёров Том Харди.

Кадр из фильма "Легенда", фото: dolcegustoblog.com.ua

"Загублене місто", реж. Виталий Потрух

Фильм, для сюжета которого отправной точкой послужила авария на Чернобыльской АЭС, мог бы стать первой полнометражной работой Мирослава Слабошпицкого, однако он не сработался с продюсерами киностудии им. Довженко, под чьей эгидой создавалась картина.

Достаточно сложно представить, какой могла получиться эта картина у создателя "Племени", но Виталий Потрух, также дебютант в полном метре, снял скандально плохое кино. При этом фильм весьма любопытен в качестве концентрированной демонстрации тех недостатков отечественного кинематографа, от которых новое поколение украинских режиссёров начинает избавляться- надуманность сюжетных перипетий и полная оторванность происходящего от социально-экономического, бытового контекста, аффектация актёрского исполнения, зашкаливающая сентиментальность.

Кадр из фильма "Загублене місто"

Своеобразной энциклопедией худших пороков национального кинопроизводства "Загублене місто" делает и захватывающий воображение жанровый коктейль. Фантастический триллер оборачивается философской притчей, которую сменяет семейная мелодрама, перетекающая в гангстерскую драму, при этом авторы проявляют полную несостоятельность в каждом из этих жанров.

"Марсианин", реж. Ридли Скотт

Наиболее примечательный научно-фантастический фильм октября представляет собой своеобразную робинзонаду. Марк Уотни (Мэтт Дэймон), участник осуществлённой в недалёком будущем экспедиции на Марс, остаётся один на негостеприимной Красной планете после того, как его товарищи были вынуждены спешно отправиться восвояси из-за песчаной бури, посчитав Уотни погибшим.

Используя оставшиеся в его распоряжении скудные продовольственные запасы и технические средства, Марку предстоит опытным путём ответить на вопросы, столь волнующие человеческую цивилизацию на протяжении столетий- есть ли жизнь на Марсе и возможна ли она в принципе, -и попытаться наладить связь с Землёй и с летящими к ней товарищами.

Центральный персонаж этой поставленной по одноимённому бестселлеру американского писателя Энди Уира картины мог бы повторить вслед за лирическим героем Высоцкого:

…Надеемся только на крепость рук

На руки друга и вбитый крюк,

И молимся, чтобы страховка не подвела.

Кадр из фильма "Марсианин"

С тем отличием, что Марк Уотни отнюдь не собирается молиться. Эпизод, в котором он использует распятие для разжигания огня, достаточно ясно характеризует мироощущение как героев фильма, так и его авторов. Космос предстаёт в этой ленте безликим и бездушным, и затерянный в его просторах человек может рассчитывать исключительно на собственные силы, не отвлекаясь на философские рассуждения.

Это, конечно же, ничуть не мешает в создании захватывающего экшна, настоящего аттракциона выживания в экстремальных условиях (и внештатных ситуациях на борту космического аппарата), однако в минуты, не занятые попытками справиться с форс-мажорными ситуациями, повествование заметно провисает. От ленты, посвященной человеку, затерянному в межзвёздном пространстве, всё же ожидаешь несколько более объёмных характеров и более осмысленных фраз, чем дежурные восклицания о некоей великой цели космических полётов.

"Любовь 3D", реж. Гаспар Ноэ

Выход скандальной картины Гаспара Ноэ (впервые показанной у нас в рамках Одесского МКФ) на украинские экраны стараниями компании "Артхаус трафик" воспринимается как весьма обнадёживающее свидетельство о состоянии отечественного культурного климата- в то время как в России прокат "Любви 3D" запрещён, у нас дело обошлось возрастным ограничением "21+".

Кадр из фильма "Любов 3D"

Лента является убедительной победой формы над содержанием- достаточно банальные любовные перипетии, связывающие молодых людей, которых даже психическая неуравновешенность не делает интересными персонажами, рассказана с интонацией истерического надрыва, в сумрачных, угрюмых тонах. Временами фильм Ноэ может показаться зрителю (особенно на ночных сеансах, на которых, очевидно, эта картина и будет демонстрироваться) муторным, но не лишённым увлекательности сновидением.

Ассоциацию с кошмаром подкрепляет также цикличность происходящего- повествование, разорванное флешбеками, с какого-то момента начинает ходить по кругу, раз за разом пересказывая аудитории то, что она уже знает, предлагая ей загадки, которые она уже разгадала. Со своим несколько дежурным эпатажем и предсказуемостью картина может восприниматься и как бесстыдная спекуляция, и как своеобразное исследование киноманского мазохизма: режиссёр иронизирует над ожиданиями публики, с нарочитостью реализуя худшие зрительские предположения о том, что можно увидеть в 3D-порнофильме Гаспара Ноэ.

"Прогулка высотою", реж. Роберт Земекис

Способы подвергать свою жизнь смертельной опасности в попытках произвести впечатление на окружающих и внести оживление в скучные будни весьма многообразны, но тот, что был выбран Филиппом Пети, можно отнести к числу наиболее запоминающихся. В 1974-м году этот французский канатоходец прошёл по канату, натянутому между башнями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, не только не заручившись официальным разрешением, но и не воспользовавшись страховкой. Рискнув таким образом собой и ни о чём не подозревающими почтенными налогоплательщиками, на чьи головы он мог свалиться буквально с неба, Пети впал в немилость у американских властей и стал героем в глазах американской прессы.

Неудивительно, что личность Пети и его сомнительный подвиг привлекли внимание кинематографистов, причём первым фильмом, снятым о ВТЦ-перфомансе, стала документальная лента "Человек на канате", снятая в 2008-м британским режиссёром Джеймсом Маршем (известном нам в качестве постановщика "Вселенной Стивена Хокинга" (http://life.pravda.com.ua/culture/2015/02/20/189715/)). Однако обстоятельный кинодокумент Марша (собравший множество престижных наград, включая "Оскар" за лучшую документальную картину), конечно, не исчерпал зрелищный потенциал истории, не говоря уже о том, что трепетное отношение американцев ко всему, связанному с разрушенными башнями-близнецами, предполагало создание голливудской версии.

Лента Роберта Земекиса призвана напомнить, что 3D-формат подчас всё-таки вполне уместен, а также раскрыть подспудный культурный конфликт происходящего- стремление бесшабашного и безалаберного француза покорить величественный символ американского предпринимательства. В главной роли выступил Джозеф Гордон-Левитт, приобщавшийся к искусству канатоходца под руководством самого Филиппа Пети, общение с которым также помогло актёру овладеть французским акцентом.

"Багровый пик", реж. Гильермо дель Торо

Не став разрабатывать проект давно обещанной экранизации "Хребтов безумия" Лавкрафта, Гильермо дель Торо всё же сохранил верность хоррору, создав произведение в одном из наиболее значительных, благородных подвидов жанра- викторианской готики. Действие "Багрового пика" разворачивается в Англии конца XIX столетия.

"Багровый пик"

Главная героиня ленты в исполнении Мии Васиковской, молодая писательница, пытающаяся забыть о некоей детской травме, кажется собирательным портретом талантливых, ироничных и рефлексирующих дам от Джейн Остин до сестёр Бронте, составивших славу британской литературы. Выйдя замуж за обаятельного, но не слишком хорошо известного ей лорда, она приезжает в особняк супруга, старомодно величественное строение, где её начинают донимать таинственные явления, которые она поначалу принимает за причуды своего расстроенного воображения.

"Юность", реж. Паоло Соррентино

Участвовавшая в конкурсной программе Каннского МКФ "Юность", подобно предшествующей картине одного из главных итальянских режиссёров современности, посвящена упадку европейской культуры и перспективам её обновления- весьма зыбким. Место действия, фешенебельный отель в альпийском предгорье, со всей очевидностью отсылает к роману Томаса Манна "Волшебная гора", великом произведении о борьбе идей и их бессилии перед грядущими историческими катаклизмами.

Как и книгу Манна, "Юность" населяют выразительные до эксцентричности персонажи, олицетворяющие высший свет. Центральными героями оказываются представители творческих профессий, двое старых друзей, исполненных Майклом Кейном и Харви Кейтелем- композитор и сценарист, которых постигла печальная участь пережить собственный талант.

Эти образы нетрудно принять за ироническую метафору вырождения европейского искусства, всей европейской цивилизации, которая если и сумеет возродиться к жизни, то благодаря не творчеству и не тяге к философствованиям, а следованию основным инстинктам, воплощённым в тех влечениях, которые испытывают герои к своей соседке по отелю, Мисс Мира.

"Чёрная месса", реж. Скотт Купер

Ещё одна криминальная драма, как и "Легенда" Брайана Хелгеленда, основана на реальных событиях. Джонни Депп, которому эта роль, будем надеяться, позволит вырваться из замкнутого круга клише и самоповторов последних лет, воплотил образ Уайти Балджера, лидера влиятельной бостонской группировки, получившего известность не только своей безжалостностью, но и многолетним сотрудничеством с ФБР. В центре повествования оказываются именно взаимоотношения правоохранителей с человеком, который доносами на своих товарищей по разбойному ремеслу получил возможность безнаказанно совершать собственные преступления, включая дюжину убийств.

Прежде Уайти Балджер уже становился прототипом для героя кинофильма- бостонского преступного босса Фрэнка Костелло из "Отступников" Мартина Скорсезе.

Кадр из фильма "Чёрная месса", фото: kg-portal.ru

Фестивали октября

Старейший среди ежегодных смотров национальных кинематографий, фестиваль"Новое немецкое кино", проходящий в Украине уже в 21-й раз, отметит своё совершеннолетие особенно примечательной программой.

Своеобразным хедлайнером организованного компанией "Артхаус Трафик" и Гёте-Институтом фестиваля, который стартует в столичном "Киеве" 8-го октября, выступает "Виктория" Себастьяна Шиппера. Этот обладатель приза Берлинского МКФ за лучшую операторскую работу произвёл настоящий фурор среди украинских киноманов на Одесском кинофестивале не только поражающим воображение техническим мастерством (140-минутное повествование снято одним кадром), но и выразительным образом хрупкости нашей жизни, наших привычных будней, в которой пришлось убедиться главной героине ленты.

Не менее примечательна картина классика европейского кинематографа Фолькера Шлёндорфа "Ваал", снятая ещё в 1970-м году, но до недавнего времени практически неизвестная. Эта созданная для телевидения экранизация ранней пьесы Бертольда Брехта после единственного показа по ТВ более чем сорок лет томилась в архиве по требованию вдовы великого драматурга, нашедшей фильм весьма неудовлетворительным. Однако завсегдатаи ряда европейских фестивалей, где этот фильм, восстановленный для показа на большом экране, был представлен в прошлом году, оценили его гораздо более высоко. Помимо всего прочего, картина интересна тем, что главного героя, эгоцентричного и распутного поэта, сыграл другой выдающийся постановщик Райнер Вернер Фассбиндер, а одну из второстепенных ролей исполнила ещё одна звезда немецкой режиссуры Маргарет фон Тротта (её превосходный фильм "Ханна Арендт" не так давно появлялся на наших экранах).

В программе представлен и один из наиболее уважаемых немецких постановщиков нашего времени Кристиан Петцольд со своей драмой "Феникс", усыпанной наградами (среди прочих- приз ФИПРЕССИ кинофестиваля в Сан-Себастьяне и специальный приз жюри Лиссабонского МКФ). Популярнейшая актриса Нина Хосс исполнила в нём роль выжившей узницы концлагеря, которой пришлось сделать пластическую операцию, после которой она может остаться неузнанной близкими, считающими её погибшей, и узнать подлинную цену взаимоотношениям с ними.

Картина другого именитого постановщика Оливера Хиршбигеля "Эльзер- он мог бы изменить мир" посвящена героической личности Иоганна Георга Эльзера, работящего и религиозного плотника, едва не избавившего Европу от ужаса нацистских концлагерей, в одиночку устроив в 1939-м году покушение на Адольфа Гитлера (о котором тот же Хиршбигель снял свою наиболее известную картину, "Бункер").

Также в рамках "Нового немецкого кино" будут представлены чрезвычайно успешный дебют Фрауке Финстервальдер "Тёмный мир", отмеченная наградами многих смотров независимого кино фантасмагорическая драма, в которой эстетика комиксов сплетается с мрачными образами народных сказок, и интеллектуальная комедия Оливера Хэффнера "Дар богов" о сложном взаимодействии высокого искусства и социальных проблем, прошлого и настоящего, показанное через историю о неудачливой актрисе, которая силами театрального кружка безработных пытается поставить "Антигону" Софокла.

Показы фестиваля пройдут также в Днепропетровске, Львове, Одессе, Харькове и Черновцах.

8-го октября в столичной "Кинопанораме" состоится премьера новой программы "100 фильмов за 100 минут", уникальной подборки ультракороткометражных лент, калейдоскоп сюжетов и стилей, смешение пронзительных, остроумных и трогательных историй с сюрреалистическими порождениями самой буйной фантазии. Это проходящее в четвёртый раз мероприятие не только является своеобразным аттракционом для отпетых синефилов, способом испытать свою восприимчивость, но и возможностью для не столь экстремальной части зрительской аудитории в короткий срок расширить свои представления о возможном и допустимом.

Столь своеобразный формат, существующий вне коммерческих обязательств, тяготеет к разнообразным экспериментам, упражнениям в стиле и эстетическим поискам, так что среди авторов представленных работ немало как студентов ведущих мировых киношкол, так и именитых художников, работающих на стыке живописи и кинематографа.

Отборщики программы, организаторы Киевского международного фестиваля короткометражных фильмов, известны способностью совмещать в своих подборках радикальные киноэксперименты, произведения, поднимающие важные социально-политические темы и чистое киноразвлечение. Это позволит публике не только совершить небольшую прогулку по неизведанной территории киноавангарда, но и приятно провести время.

Мероприятие важно и тем, что является едва ли не единственной фестивальной площадкой для отечественных режиссёров, создающих одноминутные ленты.

Также "100 фильмов за 100 минут" отличается наиболее обширной украинской географией среди всех отечественных фестивалей- в настоящий момент на официальном сайте указано 24 города, в которых пройдут показы, и их список будет дополняться.

Цикл "Микола Бажан і кіно", подготовленный Киевским литературно-мемориальным музеем-квартирой Бажана совместно с Национальным центром Довженко и кинотеатром "Лира", призван представить публике неизвестные страницы отечественной классики- литературной и кинематографической, -а также призвать к переосмыслению наследия украинских авторов советского периода, стряхнуть пыль идеологической пропаганды с национального и общечеловеческого.

Откроет цикл 8-го октября "вечер-киноэкскурсия" в музее-квартире, который

проведут блестящий литературовед и лектор Ярина Цимбал и известный киновед, главный редактор журнала "Кіно-театр" Лариса Брюховецкая.

Продолжат фестиваль показы в кинотеатре "Лира" картин, снятых по сценариям знаменитого поэта и драматурга: первого крымско-татарского фильма "Алим", снятого в 1926-м году на Ялтинской киностудии Георгием Тасиным, в основу которого легла

легенда о рабочем, поднявшим бунт против притеснений местных бонз и тирании царских наместников, жёсткая психологическая драма "Право на жінку" (1930), чей сценарий Бажан написал совместно с прославленным кинодраматургом, уроженцем Киева Алексеем Каплером, для которого эта запрещённая сталинскими цензорами лента стала режиссёрским дебютом, "Кварталы предместья" (1930) Григория Гричер-Чериковера о любви русского и еврейки, пытающихся преодолеть расистские предрассудки и злобное невежество своего окружения.

Ещё один примечательный национальный смотр пройдёт в кинотеатре "Киев" с 15-го по 17-е октября. "Фестиваль корейского кино" словно призван опровергнуть представление об этой самобытной кинематографии как о собрании поэтичных и мрачных, наполненных насилием и сексуальными девиациями картин наподобие произведений таких режиссёров, как Ли Чхан Дон, Пак Чхан Ук и Ким Ки Дук. Этот подготовленный при содействии посольства Республики Корея фестиваль составлен из лент, адресованных самой широкой аудитории, которую их авторы отнюдь не расположены повергать в шок и трепет.

Из пяти представленных картин наибольшей популярностью на родине и успехом у критики пользуется "Читающий лица" Чжэ-рима Хана, удостоенный, среди прочих престижных национальных наград, "Большого колокола" за лучшую режиссуру и лучшее исполнение мужских ролей. Эта основанная на исторических событиях XV века лента повествует о молодом человеке, обладающем пророческим даром, который попадает в водоворот придворных интриг, грозящих перейти в кровавую междоусобицу.

Кадр из фильма "Читающий лица" Чжэ-Рима Хана

Прочие фильмы фестиваля посвящены современности и представляют собой многообразные обращения к мелодраматическому жанру.

К примеру, в ленте Джо Ёнга Сана "Без дыхания" соперничество двух молодых пловцов подогревается их борьбой за сердце полюбившейся красавицы,

"Замечательное радио" Квон Чиль Ина повествует о непростых взаимоотношениях ведущей музыкальной радиопрограммы и её внешне холодного, но, разумеется, обуреваемого в душе неистовыми страстями начальника, "Мистер Гоу" Кима Ён-хва посвящён девочке-циркачке и её горилле, ставшей самым близким для неё существом, "Молодая горячая кровь" Ён-у Ли представляет собой настоящую любовную эпопею о компании старшеклассников.

Вход на фильмы фестиваля осуществляется по приглашениям, которые можно получить бесплатно в кассах кинотеатра за полчаса до сеанса.

С 24-го октября начнётся одно из главных культурных событий страны, 45-й Киевский международный кинофестиваль "Молодость", о котором мы расскажем подробнее в других материалах.

Реклама:

Головне сьогодні