Тест

Дух квартирника в традиционных концертных залах

В декабре список умных развлечений украинцев пополнился новым фестивалем современной классической музыки – Kyiv Contemporary Music Days.

Киев в сравнении с регионами и так роскошествовал. Тут и три фестиваля Союза композиторов (Kyiv Music Fest, Музыкальные премьеры сезона и Форум "Музыка молодых"), и несколько концертных серий и фестивалей музыкального агентства "Ухо", а ещё – "Гольфстрим", ГОГОЛЬFEST и Мастер-классы новой музыки Course, которые четырежды прошли в столице, а с 2016 года переезжают во Львов.

Тем не менее, Kyiv Contemporary Music Days сразу нашёл свою уникальную нишу – это молодёжный фестиваль с сильной образовательной составляющей и лояльной ценой за входные билеты, а по большей части – и вовсе бесплатными событиями.

Возник он внезапно. Киевский композитор и пианист Альберт Сапрыкин уехал учиться в Университет музыки и сценических искусств австрийского города Грац и там вместе с тремя соседями по общежитию создал Kroiser Ensemble. Название производно от ручья Krois, протекавшего рядом с общежитием (в нём же находится ещё и культурный центр Kroisegg).

Композитор и пианист Альберт Сапрыкин

Состав получился довольно неожиданным – скрипка (Джуния Макино), гитара (Францишко Мораиш Франко), кларнет (Дарко Хорватич) и фортепиано. Всё вместе звучит вполне сбалансированно, но репертуар для подобного квартета толком ещё не создан.

Музыканты поступили самым естественным для данной ситуации образом: объявили call for scores, то есть запрос на написание новых произведений для своего ансамбля. В итоге за полгода в почтовом ящике коллектива накопилось около полусотни партитур авторства молодых киевских композиторов и признанных зарубежных метров. Чтобы исполнить хотя бы часть этих пьес, потребовался цикл концертов, в какой-то момент переросший в идею фестиваля.

Дружественный дух квартирника, с которого всё начиналось, осел на вполне академичные мероприятия в традиционных концертных залах.

Кларнетист Дарко Хорватич на концерте в "Мистецькому Арсеналі"

Их география, к слову, ещё один плюс фестивалю. Он объединил семь столичных площадок ("Мистецький Арсенал", Goethe-Institut, Шоколадный домик, "Мастер Класс", арт-кафе "Хармс", залы консерватории и Союза композиторов), а также две львовских – филармония и центр "Слово и голос".

Это хорошо и для охвата аудитории, и для выстраивания резонанса в музыкальном ландшафте (как бы мистично это ни звучало), и для создания идеальных сочетаний зал + жанр. Последний, кстати, столетиями был неотделим от помещения – музыка писалась такой, а не другой с оглядкой на акустику постройки – будь то гулкий храм или глухая комната. Да, и львовские события-сателлиты, возникшие благодаря коллаборации с энтузиастами из Collegium Musicum, продолжили хорошую тенденцию уходящего года по культурной децентрализации.

Просто отличными получились сольные концерты – их в киевской программе было пять. Самым ожидаемым и публичным оказался речиталь Антония Барышевского, который от начала и до конца слушали стоя, сидя на полу, подоконниках и даже на сцене (кресел не хватило приблизительно трети слушателей). Молодой, но уже легендарный пианист покусился на сонаты Галины Уствольской – сразу все шесть, в один вечер. Это выглядело не просто смело, а по-настоящему дерзко, потому как пережить хотя бы одну сонату Уствольской под силу не каждому.

Пианист Антоний Барышевский

Ранние сонаты получились невероятно хорошо, вдумчиво и тонко. Поздние исполнитель трактовал в романтическом ключе, и это выглядело своевольно. В последних сонатах Уствольская словно отсчитывает круги ада, каждый из которых кишит своими неповторимыми мучениями, но все вместе – одна страшная воронка. Тут от пианиста помимо чисто технических вещей требуется серьёзный эмоциональный опыт, знание того, что такое безграничное отчаяние.

После исполнения сонат Уствольской Евгением Громовым слушатели выходили с ощущением, что гвозди заколачивали в их собственный гроб. После концерта Барышевского публика облегчённо вздохнула: "спасибо, что оставили в живых", – и для многих эта романтическая трактовка была истинным спасением.

Незабываемым оказался и сольник скрипача Джунии Макино. Услышать в живом исполнении хрестоматийные партитуры новой музыки с зашкаливающим уровнем сложности вроде Mikka S Янниса Ксенакиса и Sequenza VIII Лучано Берио, да ещё и в соединении с поясняющими композицию комментариями – лучший способ войти в воды современной музыки для тех, кто прежде нерешительно переминался на берегу.

Скрипач Джуния Макино

Концерт другого участника Kroiser Ensemble, гитариста Францишко Мораиш Франко, напротив, был крайне щадящим по части новаторств. Цементирующей идеей для него был избран жанр вариаций на тему – это простая и увлекательная форма, требующая от слушателя лишь способности запомнить основной мотив, а затем следить, как он трансформируется, примеряя на себя разные стили и жанры.

В общей сложности в фестиваль вошло 16 событий – 9 концертов, 2 мастер-класса и 5 лекций. На них публику учили фальшиво настраивать гитару, добиваясь микротональной системы (Агустин Кастилья-Авила), разгадывать риторические фигуры и умолчания в наследии классиков и пьесах современников (Сергей Невский) и не бояться той музыки, перед которой бессильно музыковедение (Михаэль Келль).

Лекция немецкого композитора Михаэля Келля в Goethe-Institut

Фестиваль от начала и до конца создавался как волонтёрский – в этом его сила и его слабость, как и в любых проектах, держащихся на энтузиазме участников. Подобное миссионерство невозможно без любви к своему делу, и увлечённость тут лилась через край. Редко приходится слышать столь бурные и искренние аплодисменты на концертах новой музыки, а здесь они возникли как естественный отклик на мастерство и альтруизм исполнителей.

С другой стороны, взвалив на свои плечи организацию, музыканты проиграли в качестве исполнения ряда ансамблевых партитур, что расстроило, прежде всего, их самих же.

Концерт гитариста Францишко Мораиш Франко в Шоколадном домике

Оставив после себя очередное доказательство того, что на голом энтузиазме выдавать профессиональный и качественный продукт без срывов не получится, Kyiv Contemporary Music Days произвёл впечатление очень хорошего студенческого фестиваля "на вырост". Потенциал у него действительно большой, но реализовать его на чистом волонтёрстве не удастся. И неизбежный опыт дальнейшего поиска финансирования и перевода фестиваля на рельсы командной организации будет важным примером и стимулом для подобных культурных инициатив.