Джамала: Кто сказал, что музыка должна быть всегда развлекательной?

"Два года назад у нас еще была надежда, что все быстро изменится, что это все какой-то сон, фарс, что это не затянется надолго", – вспоминает свой последний визит к семье в Крым певица Джамала.

Она много жестикулирует, как будто танцует руками, пытаясь показать, насколько важно и не передаваемо то, о чем она говорит.

Там, в южном Крыму, у Джамалы остаются и родители, и дедушка (сестра с племянницами живут в Турции). Переезжать из родного дома они не готовы.

"Потому что там дедушкин дом, наш дом, огромный инжировый сад, хурма, гранат – это все невозможно оставить", – объясняет она и добавляет, что дедушке 87 лет и "понятно, что он оттуда никуда не уедет никогда".

Собственно, песня "1944", которую певица исполнила в отборочном туре "Евровидения", – об этом в том числе. Вероятно, поэтому за нее отдали голоса и члены жюри, и зрители – в песню оказалась вплетена не только история одной крымскотатарской семьи, прошедшей депортацию, но и тысячи историй вынужденных переселенцев по всей Украине.

РЕКЛАМА:

Екатерина Сергацкова поговорила с певицей о том, как война отражается на творчестве, может ли сегодня песня влиять на политику и когда наконец хорошую украинскую музыку будут ценить во всем мире.

Насколько аннексия и война изменили ваше творчество?

С одной стороны, это не повлияло на мое творчество вообще, потому что я как делала свою музыку с появления на "Новой волне", так и делаю. Поначалу она была такая, потом другая.

Певица Джамала

Я все время пыталась найти нужное слово, правильный слог, ритм, чтобы не терялся тот грув, который мне нравится в английском, чтобы он перенесся на русский, украинский этим поиском я и занималась.

То, что получилось с песнями "Заплуталась", "Шлях Додому", это результат моего предыдущего творчества. И будет притянуто за уши, если я скажу, что именно аннексия Крыма повлияла на мое творчество.

С другой стороны, события в стране совпали с определенным этапом моего взросления и становления. Возможно, они их ускорили.

Невозможно было не погружаться в происходящее. И все, включая меня, вышли из этих событий изменившимися.

У меня появилось ощущение, что получается написать что-то, про что ты сам себе можешь сказать: "Вау, это, по-моему, очень честно".

А потом, когда ты получаешь подтверждение, что люди это слышат, у тебя появляются силы. И это очень важно получать такие маленькие подтверждения.

Мне кажется, что врет тот творческий человек, который говорит, что ему все равно, что думают люди. Могу сказать, что я почувствовала себя более нужной, вот так. То есть моя аудитория стала расширяться с каждой моей песней.

"Песня о дружбе", с мини-альбома Thank You 2014 года, а потом "Шлях додому", которая появилась в четвертом альбоме "Подих" в прошлом году, и "1944", которая вышла синглом совершенно недавно, они имеют что-то общее и в текстах, и в саунде, и в мелодике.

Мне однажды сказали: "Ой, они так похожи". А я и задумывала это как трилогию. Эти песни между собой связаны одной мыслью, поиском, разочарованием, сомнением, одиночеством, какими-то упреками.

В "1944" звучит как упрек But everyone dies. Don’t swallow my soul. Типа: "Чуваки, вы же знаете, что приходит время для каждого. И тот путь, которым мы выбираем, мы должны пройти так, чтобы найти себя, но при этом не затоптать других людей".

Это важная мысль, которая связывает эти песни.

Вы говорили, что "1944" была создана как раз полтора года назад на фоне всех этих событий.

Она была создана на основе событий, которые произошли с моей семьей в 1944 году.

Да, конечно, то что происходило вокруг, заставило эту историю зазвучать громче и добавило ей еще одно измерение. Но корни ее остаются в моем детстве.

Когда мне было пять лет, моя прабабушка рассказывала, как они пережили депортацию. У нее было пятеро детей, выжили только четверо. Сегодня в живых остался только мой дедушка, и, получается, он единственный, кто может рассказать историю от первого лица.

Эта трагедия произошла в моей семье, это не рассказ про то, как где-то у кого-то что-то случилось. Это случилось у меня, у меня дома, это ко мне конкретно домой пришли. Собственно, поэтому я и написала эту песню, посвятив моей бабушке и всему крымскотатарскому народу.

Что самое эмоциональное, наиболее сильное в этой истории для вас?

Все… У бабушки был большой дом с виноградниками, с колодцем. И вот посреди ночи приходят какие-то люди и говорят: "Пятнадцать минут на сборы".

Джамала: "Песня "1944" была создана на основе событий, которые произошли с моей семьей"

Она рассказывала, что они даже не брали еду, потому что уже знали, что происходило с евреями. Они приготовились умирать.

Брали какие-то семейные украшения, еще что-то очень ценное. Но я даже не представляю, что можно собрать за 15 минут в доме, где ты прожил всю свою жизнь.

Их везли в закрытых товарных вагонах, в которых было невыносимо жарко и душно, без еды, без воды... Это было очень тяжело.

Но еще тяжелее стало, когда их привезли в Среднюю Азию. Как рассказывала бабушка: мы думали, что это две недели будет тяжело, а когда приехали (в Узбекистан. – УП), оказалось, что советская пропаганда уже внушила узбекам, что крымские татары, по сути-то, и не люди…

Называли предателями?

Это полбеды. Тогда с образованием было тяжело, большая часть людей в Средней Азии была очень необразованная. У них ходили слухи, что у крымских татар хвосты, что мы не совсем люди. Я серьезно вам говорю.

Бабушка рассказывала, что к ней один раз подошла девочка, ее ровесница, и подняла ей платье, чтобы посмотреть, нет ли у нее хвоста.

Крымских татар боялись. И после того, как их привезли в Среднюю Азию, там умерло еще больше людей, чем в по дороге в вагонах. Их убивали в больницах, делали какие-то смертельные инъекции... Там все так организовали, чтобы им жизни не было.

Да мы с вами сейчас можем, как никто другой, это почувствовать. В том же направлении процессы идут и сейчас.

О чем тут говорить, если я теперь самая главная "бандеровка" в Крыму? Меня сняли с доски почета в музыкальной школе, где я была единственным достижением за миллиарды лет. Сняли все мои фотографии, дипломы, которые мама им отдавала.

Джамала: "Я даже не представляю, что можно собрать за 15 минут в доме, где ты прожил всю свою жизнь"

Почему? Вот реальное воздействие пропаганды на глупых людей. А глупых людей всегда больше.

Что потом случилось с вашим домом?

Снесли. Сейчас там находится пансионат "Малореченский". Но колодец, который выкопал прадедушка, остался, и им все село пользуется, когда нет воды.

Я вчера видела, как снимали указатели "Кучук-Узень", по телевизору показывали мое село. Они же обещали не менять эти таблички, говорили, мол, оставят на трех языках. Но нет, меняют сейчас.

На "Евровидении" вы будете представлять не только Украину, но и крымскотатарский народ. Чувствуете ответственность?

Конечно, это невероятная ответственность. Но мне бы хотелось максимально избежать разговоров о политике, правда. Потому что это мое личное, моя боль, это не придуманная история.

С другой стороны, я понимаю, что мне этого не избежать, потому что с Крымом такая ситуация и потому что вообще о депортации сейчас действительно мало кто вспоминает.

Кроме того, эта неделя показала, что песня подняла на поверхность много боли и обид, накопившихся у украинцев. О них тоже не говорят. Не говорят достаточно о Голодоморе, о репрессиях.

В фейсбуке мне написали: "А вот мою бабушку из Западной Украины тоже депортировали". Эта часть истории не обсуждается даже при том, что мы последние два года стараемся рассказать обо всех победах и трагедиях украинского народа .

Мне кажется, только кино, музыка и журналистика могут это все правильно подать, не облекая в ура-патриотизм.

Джамала: "Песня "1944" это мое личное, моя боль, это не придуманная история"

Тут очень важна эта грань. Как только вы начнете этим спекулировать, все почувствуют. Это будет фальшь и фарс.

После вашего выступления появилась дискуссия о том, почему Украину должна представлять тяжелая история. Некоторые считают, что Украину нужно представлять с "оптимистической" стороны. Что вы об этом думаете?

Если вы мне сейчас приведете конкретный пример: в каком году Украину представляли украинские исполнители в любом конкурсе с песней, хотя бы косвенно касающейся войны, Голодомора, любой трагедии, которая случилась с нашими народами в истории, я сниму свою кандидатуру.

Не приведете. Потому что никого не было. Всегда Украину представляли жизнерадостно, оптимистично. Единственное, Alyosha в 2010 году пела песню People, у нее история была связана с Чернобылем. Все, больше я не помню таких примеров.

Почему, когда презентуется кино о войне где-нибудь в Африке или в Югославии, какая-нибудь Анжелина Джоли выходит и говорит, что ее фильм об обиженных народах и так далее? Леонардо ДиКаприо после выхода фильма "Выживший" ругается, что американцы все время обижают индейцев.

То есть для них незазорно, если в кино поднимаются такие важные темы, как проблемы малых народов или народов, которые на протяжение многих лет угнетаются. Почему этого не может быть в песенном конкурсе, тем более такого масштаба?

Кино, музыка дают язык, с помощью которого можно легко общаться со своими современниками. Кто сказал, что музыка должна быть всегда развлекательной?

Понятно, что этот конкурс имеет в первую очередь развлекательный характер, и все должно быть ярко и зрелищно.

Но я помню выступление сербской певицы Марии Шерифович, которая вышла одна, в мужском костюме, и на сцене молилась за свой народ. И она победила.

Джамала: "Кино, музыка дают язык, с помощью которого можно легко общаться со своими современниками"

Вопрос, какую песню петь, грустную или веселую звучит как-то примитивно. Какая песня лучше такую и петь!

Все уже забыли отбор на Евровидение 2011 года. Мне тогда многие говорили про Smile: "Вау, какая обалденная песня! А грустной нет?"

Какую главную мысль вам хочется донести до европейской аудитории?

Мне бы хотелось донести, что, если ты уважаешь свою семью, помнишь свои корни, знаешь свою культуру, историю, ты никогда не проявишь неуважение или агрессию по отношению к другой культуре. Ты, наоборот, будешь ею интересоваться и стараться понять.

Я часто путешествую и получаю огромное удовольствие от новых знаний. Когда приезжаю в новую страну, сразу узнаю, как будет на местном языке "здравствуйте", "до свиданья", какую еду там едят, что слушают. Это же интересно.

Недавно я поехала на Шри-Ланку и отдыхала там одна. Мне все говорили: "Боже, там же так грязно, она густонаселена… Куда же ты одна?" А мне нравится доверять людям. Более того, у меня сразу как-то так получается общаться на уровне "я с вами одной крови", они чувствуют, что я "свой чувак".

Если ты доверяешь людям и действительно относишься к ним так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе, они это чувствуют. Поэтому мой главный месседж, наверное, о том, что мы должны начать с себя.

Если мы начинаем с себя, если мы начинаем строить свою жизнь, соблюдая какие-то базовые человеческие законы, то все-таки есть надежда, что мы в будущем сможем сохранить человеческий облик и не превратиться в монстров, в которых, как мне кажется, превращаются люди в борьбе за власть и деньги.

Джамала: "Если ты уважаешь свою семью, помнишь свои корни, знаешь свою культуру, историю, ты никогда не проявишь неуважение или агрессию по отношению к другой культуре"

Как бы вам хотелось, чтобы узнавали об Украине?

Украина – очень крутая, правда. У нас очень крутые люди. Они талантливые и человечные, это наше самое главное богатство. Пока.

Мне бы хотелось, чтобы об Украине вспоминали как о стране, в которой очень много талантливых людей во всех сферах. Для этого есть все предпосылки.

Реклама:

Головне сьогодні