Фильмы марта: инквизиция в раю, террористы в Лондоне и вклад Закарпатья в мировое кино
Наиболее заметными лентами первого месяца весны станут произведения о притеснениях представителей различных меньшинств — от сексуальных до интеллектуальных.
И происходят они в разных эпохах — от маккартизма до тёмного постапокалиптического будущего.
Однако каждый из этих фильмов свидетельствует не только о человеческой способности угнетать себе подобных, но и о том, что нам под силу бороться с несправедливостью и одерживать над нею верх.
"КЭРОЛ"
реж. Тодд Хейнс
В прокат выходит один из наиболее заметных участников (но не победителей) "оскаровской" гонки. Дуэт Кейт Бланшетт и Руни Мара принёс картине большую часть из завоёванных ею дюжины призов.
В частности, именно работа Руни Мара была отмечена наградой на Каннском фестивале. Также лента получила в Каннах "Квир-пальму" как лучший фильм на ЛГБТ-тематику.
Вероятно, отношение к гей-теме станет определяющим для восприятия фильма Тодда Хейнса украинской аудиторией, для значительной части которой она по-прежнему остаётся чем-то вроде красной тряпки для быка.
Между тем, история о взаимоотношениях двух женщин, чей любовный роман выбрасывает их за пределы приличного общества Америки 1950-х (Америки не столько пуританской, сколько маккартистской), кажется весьма далёкой от пропагандистских манифестов.
"Кэрол" лишь показывает, к каким искажениям естественных человеческих отношений и нравственных норм приводит травля тех, чья частная жизнь не соответствует традиционным представлениям о морали.
"ПАДЕНИЕ ЛОНДОНА"
реж. Бабак Наджафи
Драматические события современности вынуждают нас всё менее скептически относиться к самым фантастическим вымыслам фабрики грёз и страхов.
Так и к сюжету фильма Бабака Наджафи о сокрушительном нападении на твердыню западной цивилизации трудно отнестись с приличествующей жанру остросюжетного кино беззаботностью.
Картина является сиквелом ленты Антуана Фукуа 2013 года "Падение Олимпа", в котором бравый агент Секретной службы (Джерард Батлер) на пару с бравым американским президентом (Аарон Экхарт) отражали штурм Белого дома.
На этот раз нападению подвергается Лондон.
Столица Соединённого Королевства превращена в самое охраняемое место на Земле в связи с визитом мировых лидеров, явившихся отдать последние почести скоропостижно скончавшемуся премьер-министру Великобритании. Несмотря на это, атака оказывается трагически результативной.
Но среди погибших официальных лиц — подлинного цвета свободного мира, — нет самого могущественного и ненавистного террористам президента Соединённых Штатов.
Раздосадованные злодеи решают продолжить диверсии, но президент вместе со своим преданным охранником спешат принять ответные меры.
"ДИВЕРГЕНТ. ГЛАВА 3: ЗА СТЕНОЙ"
реж. Роберт Швентке
Фильмы, поставленные по циклу "Дивергент" американской писательницы Вероники Рот, с их антиутопическим миром и юными героями, восстающими против тирании, воспринимаются как своеобразный клон "Голодных игр".
Словно желая усилить сходство, продюсеры решили разбить экранизацию последнего романа трилогии на две части — как это уже было проделано с последним произведением трилогии Сьюзен Коллинз.
Главная героиня серии — юная Трис — из-за своих незаурядных талантов не вписывается в жёстко регламентированное, разделённое на касты общество будущего и поэтому подвергается разнообразным преследованиям.
Однако, как помнят зрители, предыдущая картина, "Инсургент", завершилась торжеством Трис и её соратников над жестоким режимом.
Впрочем (украинский зритель картины знаком с этим не понаслышке), свержение диктатуры вовсе не означает немедленного торжества справедливости и демократии.
Новая картина Швентке как раз и посвящена разногласиям и склокам, неизбежным в стане победителей.
"КРОВЬ МОЕЙ КРОВИ"
реж. Марко Беллоккьо
Первым фильмом живого классика итальянского кино, выпущенным на украинский широкий экран, стало повествование со сложным сплетением жанров и временных пластов, участвовавшее в конкурсе Венецианского кинофестиваля и получившее там награду ФИПРЕССИ.
Кадр из фильма "Кровь моей крови" |
Фильм начинается как романтическая история из XVII столетия о молодом человеке, который без памяти влюбляется в осуждённую за колдовство женщину, жертвой чар которой прежде пал его брат-близнец, священник.
Но в какой-то момент рассказ переключается на совсем другой сюжет, из нашего времени, и вроде бы совсем лишённый любовной подоплёки: налоговый инспектор выслеживает господина преклонных лет и весьма нечистого на руку.
Впрочем, обе новеллы гораздо теснее связаны друг с другом, чем кажется.
"БЭТМЕН ПРОТИВ СУПЕРМЕНА: НА ЗАРЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ"
реж. Зак Снайдер
Очередная экранизация сюжетов из вселенной DC Comics воздаёт дань популярной в рисованных историях сомнительной практике заставлять супергероев на радость своим фанатам вступать друг с другом в смертный бой.
Человеку, далёкому от мира комиксов, трудно представить, что могло внести раздор в отношения двух рыцарей без страха и упрёка, раз уж они нашли повод познакомиться.
Как бы то ни было, череда печальных недоразумений и избыток гордыни (вполне простительной для супергероев) приводит последнего из криптонцев и Брюса Уэйна к барьеру.
Впрочем, как вскоре выясняется, ссора великих была исподволь спровоцирована злейшим врагом одного из них, рассчитывающим под шумок их героической потасовки безнаказанно осуществлять свои бесчинства.
Фильм, являющийся продолжением "Человека из стали", также поставленного Заком Снайдером с Генри Кавиллом в главной роли, стал также первой частью новой франшизы о приключениях Бэтмена, роль которого на этот раз исполняет Бен Аффлек.
"ТРАМБО"
реж. Джей Роуч
Лента Джея Роуча посвящена одному из наиболее постыдных явлений в американской истории — практике "чёрных списков", куда вносили людей, считавшихся неблагонадёжными.
Прежде всего, это были приверженцы коммунистической идеологии, к которым причисляли практически всех гражданских активистов левых взглядов.
Кадр из фильма "Трамбо" |
Фигуранты списков теряли работу и подвергались политическому и уголовному преследованию.
Для киноиндустрии времена "охоты на красных ведьм" оказались особенно болезненными в связи с неизменными демократическими симпатиями обитателей Голливудских холмов.
Одной из наиболее именитых жертв антикоммунистической истерии стал Далтон Трамбо (исполнивший его роль Брайан Крэнстон получил номинацию на "Оскар").
Для этого блестящего сценариста отказ давать показания одиозной Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности должен был ознаменоваться не только тюремным сроком, но и крахом карьеры. Но Трамбо нашёл выход из положения, освоенный и его коллегами из числа советских диссидентов.
Созданный авторами ленты выразительный образ Голливуда 1950-х может послужить для украинской аудитории нелишним напоминанием о том, с какой лёгкостью борьба с жестоким внешним врагом и поиск его внутренних союзников может превратиться в травлю наиболее достойных граждан.
"МОЯ МАТЬ"
реж. Нанни Моретти
Новый фильм одного из наиболее значительных итальянских постановщиков стал самой нашумевшей за последние годы картиной о режиссёрской профессии.
Сама тема повествования и лёгкий фантасмагорический оттенок обрекли "Мою мать" на неизбежные, хотя и поверхностные сравнения с "8½ " Федерико Феллини.
Центральный персонаж картины — Маргерита, немолодая дама-режиссёр (сыгравшая её Маргерита Буй получила за эту роль больше наград, чем за любую другую в своей карьере), переживающая нелёгкие времена и в творчестве, и в частной жизни.
Героиня расстаётся с возлюбленным, отношения с дочерью не ладятся, а съёмки очередного фильма превращаются в кошмар из-за более чем эксцентричного поведения американской кинозвезды (Джон Туртурро).
Главным же испытанием оказывается для Маргериты болезнь матери, кажется, обречённой на скорый уход. Эта близящаяся смерть наиболее дорогого для Маргериты человека заставляет её по-новому взглянуть на своё существование.
Среди полудюжины наград ленты наиболее значительная — приз Экуменического жюри Каннского кинофестиваля.
ФЕСТИВАЛИ МАРТА
Третьего марта в столичном кинотеатре "Киев" начнётся Шестой фестиваль "Неделя итальянского кино", организованный компанией "Артхаус Трафик" и Итальянским институтом культуры.
В программу смотра войдут четыре картины, включая упоминавшиеся выше "Мою мать" и "Кровь моей крови", которые вслед за показом в рамках фестиваля выйдут в широкий прокат.
Два других представленных фильма — "Ледяной лес" Клаудио Ноче и мелодрама Ферзана Озпетека "Пристегните ремни".
Кадр из фильма "Ледяной лес" |
Первая картина — украшенный актёрским дуэтом Ксении Раппопорт и Эмира Кустурицы триллер об обманчиво тихой альпийской деревушке, в обитателях которой вечные человеческие вожделения сплелись с проблемами современной Европы.
Фильм Ферзана Озпетека — о возлюбленных, опрометчиво решивших, что любовная страсть поможет им преодолеть разделяющие их социальные и культурные барьеры.
Кадр из фильма "Пристегните ремни" |
Показы фестиваля пройдут также в Виннице, Запорожье, Львове, Мариуполе, Одессе, Харькове и Черновцах.
4 марта в "Кинопанораме" состоится премьера картины Алексея Уманского "Кино: От Австро-Венгрии до современности". Автор, известный радиоведущий и постановщик документальных фильмов, лично представит это уникальное кинокраеведческое исследование Закарпатья, о чьём значении в отечественном и мировом кинопроцессе мало кто догадывается.
В картине рассказывается как о знаменитых произведениях, снимавшихся в этом регионе и их прославленных авторах, так и о картинах достаточно малоизвестных, а то и вовсе не допущенных к зрителю по тем или иным причинам советскими властями.
Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 11 марта спектаклем "Опасные связи" по пьесе Кристофера Хэмптона, самой известной (и лёгшей в основу популярной экранизации Стивена Фрирза) драматургической интерпретации прославленного романа Шодерло де Лакло о нравах аристократии накануне Великой французской революции и неизбывных пороках человеческой природы.
Постановку осуществил лондонский театр "Донмар", известный отечественной аудитории прежде всего по прекрасной версии шекспировского "Кориолана", которая, в связи со своей популярностью, также будет вновь показана 15 марта.
Кроме этого, украинские зрители вновь получат возможность познакомиться со спектаклем "Аудиенция", в которой Хелен Миррен повторяет (в несколько гротескной манере, стоит заметить) свою заслужившую "Оскар" роль королевы Елизаветы.
Ещё один театральный фестиваль в кинотеатре "Киев" посвящён музыке.
В марте в рамках "Шедевров мировой театральной сцены на большом экране" пройдёт показ балета "Ромео и Джульетта" Шведской королевской балетной труппы, в котором в качестве музыкального сопровождения использованы отрывки из произведений Чайковского и поставленного на сцене Оперы Монте-Карло "Эрнани" Джузеппе Верди.
Цикл KyivMusicFIlm, проводимый организаторами Киевского международного фестиваля короткометражных фильмов в "Кинопанораме", продолжится 18 марта показом нашумевшего документального фильма "Заткнись и играй хиты" (Shut Up And Play The Hits).
Кадр из фильма "Заткнись и играй хиты" |
Эта лента в своё время была очень тепло принята не только поклонниками группы LCD Soundsystem, которой она посвящена, но и критиками.
Картина, повествующая о двух днях из жизни коллектива накануне его прощального концерта в "Мэдисон-сквер-гарден", позволит даже тем, кто совершенно равнодушен к жанру электроклэш, проникнуться фанатичной увлечённостью музыкантов своим творчеством, их неистовым поиском верного звучания и переживаниями их фанатов.
Одно из главных событий украинского киногода, фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA, пройдёт в тринадцатый раз с 25 марта по 1 апреля в "Доме кино", "Киеве" и "Кинопанораме".
Программа пока не известна (но, как знают завсегдатаи фестиваля, обязательна для просмотра). Организаторы обещают, что в начале месяца информация о фильмах будет постепенно выкладываться на сайте фестиваля.
31 марта в кинотеатре "Киев" стартует очередной фестиваль "Неделя испанского кино", проводимый фестивалем "Молодость".
Программа смотра также пока не утрверждена, но спустя некоторое время появится на сайте кинотеатра