6 фильмов мая: Первый мститель, Люди Икс, Алиса и другие звери
В мае киноэкран захлестнёт волна идеологических баталий и непосредственного рукоприкладства.
В бой друг с другом вступят британские спецагенты и русские бандиты, сторонники традиционной морали и пионеры сексуальной революции, мужья и жёны, отцы и дети и даже такие испытанные товарищи по оружию, как Капитан Америка и Железный Человек.
Самую же яростную схватку можно будет наблюдать, очевидно, в ленте "Алиса в Зазеркалье", которая станет ареной непримиримой борьбы создателей современного блокбастера против классики мировой литературы.
С 5 МАЯ
"Первый мститель: Противостояние", реж. Энтони и Джо Руссо
Недавний "Бэтмен против Супермена" был только присказкой — в фильме братьев Руссо поклонников рисованных историй ожидает едва ли не самое масштабное кинематографическое побоище супергероев.
Картина поставлена по нашумевшей серии комиксов Марка Миллара и Стива МакНивена "Гражданская война" (в оригинале это название носит и экранизация, однако локализаторы, очевидно, хотели избежать неприятных ассоциаций).
Как могут помнить зрители по "Эре Альтрона", атмосфера в рядах Мстителей — команды супергероев, стоящих на страже мирного неба, — и прежде была достаточно накалена. Поводом для перехода от взаимных насмешек и ругани к потасовкам, от которых содрогнётся земной шар, стало опрометчивое решение правительства США обязать супергероев пройти специальную регистрацию.
В то время как Железный человек соглашается подчиниться распоряжению, Капитан Америка воспринимает введение регистрации как оскорбление и грозит расправиться с любым, кто попытается присвоить ему порядковый номер.
Каждый из них находит последователей среди собратьев, так что в конце концов некогда дружная команда распадается на две дружных команды, готовые испытать свои сверхспособности на недавних товарищах.
Лента братьев Руссо, при всей аляповатости жанра, посвящена узаконенным нарушениям прав меньшинства во имя безопасности и благополучия большинства и драматическим последствиям подобной дискриминации — столь актуальной сегодня теме в связи с наплывом беженцев из горячих точек.
"Чужая страна", реж. Ким Фаррант
Эту ирландско-австралийскую картину можно назвать одним из самых оригинальных триллеров последнего времени.
Фильм был показан в конкурсных программах нескольких авторитетных фестивалей вроде "Санденса" и был удостоен нескольких номинаций от австралийских кинокритиков. Однако в целом получил смешанные отзывы.
В центре повествования — исчезновение двух детей четы Паркеров: 15-летней девушки, известной в округе достаточно легкомысленным поведением, и её младшего брата. Несчастье осложняет и без того натянутые отношения супругов, которые, кажется, держатся за соломинку взаимных обвинений, чтобы не погрузиться окончательно в пучину депрессии.
Создателей ленты упрекают, не вполне безосновательно, в некоторой туманности и нелогичности сюжета, но трудно не отдать должное зловещей, тягучей атмосфере, отражающей внутренние переживания героев. Их душевные волнения отражены и в превосходно снятых, величественных и мрачных австралийских пейзажах.
Необходимо также отметить превосходное исполнение главной роли Николь Кидман, ставшее для актрисы наиболее заметным за последние пару лет.
С 12 МАЯ
"Такой же предатель, как и мы", реж. Сюзанна Уайт
Британка Сюзанна Уайт, прежде известная своими телевизионными работами (в её активе — участие в создании сериалов "Поколение убийц", "Подпольная империя" и "Миллиарды") осуществила экранизацию одноименного романа Джона Ле Карре.
Этот британский писатель пользуется репутацией лучшего автора шпионских романов, представляя при этом полюс жанра, противоположный миру "бондианы": в его книгах честные и отважные, но отягощённые разочарованиями и преступлениями одиночки ведут борьбу не столько с врагами родины, сколько с собственным начальством, бюрократами-фарисеями, равнодушно жертвующими жизнью простых агентов и гражданских лиц.
Отправной точкой истории оказывается курортное знакомство оксфордского преподавателя и русского криминального авторитета.
Россиянин обращается к англичанину за помощью, предлагая, в обмен на гарантии безопасности для себя и своей семьи, рассказать британской разведке о связях российского криминалитета и правительства РФ, а также раскрыть имена продажных европейских чиновников, подкупленных русскими бандитами.
Напомним, что в прошлом году в украинском прокате успешно прошёл фильм по другому роману Ле Карре, "Самый опасный человек" Антона Корбайна, также посвящённый столкновению жертв путинского режима и его палачей на территории Западной Европы.
Любопытно, что прекрасный российский драматический актёр Григорий Добрыгин, сыгравший в "Самом опасном человеке" жертву диктатуры, чеченского беженца, в фильме Уайт появляется в образе безжалостного лидера московской преступной группировки.
Картину Уайт вообще отличает прекрасный подбор актёров.
Профессора-идеалиста, ввязывающегося в опасные криминально-шпионские передряги, сыграл Юэн МакГрегор, роль разведчика-аутсайдера, предпочитающего ведение бескомпромиссной войны за справедливость вечным геополитическим дрязгам, досталась Дэмиэну Льюису, а русского вора в законе исполнил Стеллан Скарсгаард.
"Коммуна", реж. Томас Винтерберг
Томас Винтерберг — единственный датский режиссёр (не считая, конечно же, его соратника по "Догме 95" Ларса фон Триера), чьи картины регулярно разбавляют тоскливое однообразие отечественного кинопроката.
Новая картина создателя "Торжества" и "Охоты", поставленная по одноимённой пьесе Винтерберга, посвящена будням коммуны хиппи, организованной в 1970-х годах в сердце Копенгагена, погрязшего в буржуазном благоденствии (на наших экранах уже появлялся фильм о скандинавском варианте хиппи-движения — лента знаменитого шведа Лукаса Мудиссона "Вместе").
Участники коммуны — образованные и успешные люди, в большинстве своём представители академической гуманитарной среды, пытающиеся найти здесь прибежище от тоскливых мещанских будней. При этом они убеждёны, что участвуют в создании новой модели взаимоотношений, которая в ближайшем светлом будущем раскрепостит человечество, освободит его от оков и скреп устаревших догм.
Однако представления героев о естественном и нестеснённом поведении подвергаются серьёзному испытанию, когда владелец особняка, в котором устроилось общество друзей и единомышленников, приводит под общий кров возлюбленную-студентку, ожидая, что его супруга воспримет это с подобающим свободомыслящей личности энтузиазмом.
Фильм, вслед за драматургическим первоисточником, во многом основан на детских впечатлениях режиссёра, воспоминаниях о его родителях и их друзьях.
С 19 МАЯ
"Люди Икс: Апокалипсис", реж. Брайан Сингер
Ещё один масштабный экшн, события которого разворачиваются в Марвеловской вселенной — уже восьмой фильм серии о людях Икс, ставшей едва ли не самым масштабным и успешным киноциклом, поставленным по комиксам.
Как помнят поклонники людей Икс, одолевшие предшествующие 14 часов просмотра, в этом киносериале, как и в фильмах о Мстителях, неприятности также начались с решения американского правительства поставить мутантов на учёт и ограничить их свободу действий.
Люди Икс, как и Мстители, разделяются на два противоборствующих лагеря — одни снисходительны к глупости и ксенофобии простых смертных, другие предпочитают ответить на притеснения террором.
Однако в последних частях необходимость спасти мир от гибели, неизбежной в связи с развязанной между людьми Икс и остальным человечеством войной, сблизило заклятых врагов, вспомнивших, что их когда-то связывала дружба.
В новом фильме им приходится сплотиться ещё сильнее в связи с угрозой, которую несёт планете Апокалипсис. Под этим именем самонадеянно выступает мутант из Египта — настоящее чудовище, неуязвимое, кровожадное и одержимое фашистскими идеями оставить в живых лишь сильнейших.
Особенностью "Апокалипсиса", как и других лент серии, является участие блестящих драматических актёров, в первую очередь — Майкла Фассбендера и Джеймса МакЭвоя, чей дуэт, кажется, только и способен придать разборкам мутантов правдоподобие и драматизм.
С 26 МАЯ
"Алиса в Зазеркалье", реж. Джеймс Бобин
Многие из нас надеялись, что до этого дело не дойдёт, но неизбежное случилось — катастрофически скверный в художественном отношении, но, увы, коммерчески успешный фильм Тима Бартона "Алиса в Стране чудес" обзавёлся продолжением.
Как можно судить по предварительным материалам, новая картина выдержана приблизительно в той же смеси жанров "Толкин-впадает-в-маразм" и "Заметки фанатов на полях "Хроник Нарнии".
С миром, созданным Кэрроллом, всё это связано лишь наиболее затиражированными образами, вырванными из причудливого и при этом жёстко структурированного контекста первоисточника и отправленными водить шутовской хоровод.
Судя по всему, вновь достанется и викторианской Англии, описание которой стало в картине Бартона торжеством безвкусицы: действие "Алисы в Зазеркалье" начинается в психиатрической клинике, куда угодила героиня, чьи рассказы о приключениях в Стране чудес были восприняты как проявление истерии.