Окно в Европу: как западные музыканты возрождают концертный рынок Украины

10046
24 травня 2016

2014 год стал ударом для украинского концертного бизнеса.

Обвалилось всё. Концерты зарубежных исполнителей отменялись один за другим, музыканты и лейблы вычеркивали Украину из гастрольных туров, а организаторы не успевали возвращать билеты возмущенным поклонникам.

К такому положению привели две основные причины: боязнь ехать в Украину из-за боевых действий на востоке и резкий скачок курса доллара, который сделал артистов в 2-3 раза "дороже", учитывая, что гонорары выплачиваются никак не в гривне.

В итоге несколько концертных агентств либо закрылись, либо на время заморозили свою деятельность.

Положительным побочным эффектом оказался повышенный интерес к украинской музыке, которая радостно "выпрыгнула" из кабаков и небольших клубов на большую сцену.

Если в 2014 году выступления молодых украинских групп на тысячных площадках при небольшой посещаемости выглядели как минимум странно, то спустя два года многие из коллективов сумели воспользоваться шансом и нарастить свою популярность.

Но говорить о полноценном концертном рынке без зарубежных "привозов" не приходится. Конец 2015 года и начало 2016-го показали, что рынок начинает оживать.

ВОЗВРАЩЕНИЕ БОЛЬШИХ ФЕСТИВАЛЕЙ

Одной из самых заметных потерь 2014 года стала отмена сразу трех масштабных фестивалей с хедлайнерами класса "А": Stare Misto во Львове, The Best City.Ua в Днепропетровске и киевского филиала венгерского Sziget на Трухановом острове, под который уже были выделены 4 млн евро.

 В 2013 году на фестивале Stare Misto во Львове выступили Kaiser Chiefs, "ДДТ", Goran Bregovic, IAMX, The Subways, Leningrad Cowboys, Che Sudaka, Feedlers Green, Archive и другие зарубежные исполнители. Фото: visittoukraine.com

Лишь спустя два года группы самого высокого уровня начали возвращаться в Украину.

Первым громким анонсом 2016 года стал фестиваль U-Park в Киеве, запланированный на 6 и 8 июля. Хедлайнерами фестиваля станут всемирно известные Red Hot Chili Peppers (выступавшие в Украине в 2012 году) и Muse (приезжали в 2007 и 2011).

Концерт Red Hot Chili Peppers в НСК "Олимпийский", июль 2012. Фото: Татьяна Стрельникова

"Прошла активная фаза финансового кризиса, а это первый признак возрождения рынка, причем не только концертного, а и экономики Украины в целом. Сейчас мы уже можем заявить, что в Украине все в порядке, Украина поднимается. При том, что для всего мира у нас по-прежнему идет война", – говорит Николай Исидоров, генеральный директор фестиваля U-Park.

 Генеральный директор фестиваля U-Park Николай Исидоров считает, что украинский музыкальный рынок возрождается после кризиса. Фото: Дмитрий Куницкий

Помимо киевских фестивалей, западные звезды едут и в регионы. Крупнейшим региональным фестивалем можно назвать Zaxidfest, который в этом году пройдет 19 августа в Родатичах Львовской области и на котором выступят Crystal Castles, Enter Shikari, Misfits и Oomph!.

Кроме этого нарастил мускулы и тернопольский "Файне Місто", хедлайнерами которого 7-10 июля станут победители "Евровидения-2006" Lordi, а также группы Crazy Town и Pain, уже бывавшие в наших краях.

В 2015 году в Киеве запустился масштабный фестиваль Atlas Weekend, который собирает огромное количество групп. И если в первый раз удалось представить целую плеяду украинских артистов, то этим летом (фестиваль пройдет 8-10 июля на территории "ВДНХ") нас ждут и западны хедлайнеры: The Subways, Apocalyptica и GusGus

Группа O.Torvald на фестивале Atlas Weekend-2015. Фото: Женя Люлько, liroom

"Волна кризиса немножко спала, и сейчас Украина уже готова к тому, чтобы собрать 100-200000 человек, но в стране сегодня просто нет таких глобальных, общенациональных событий, которые объединили бы всех украинцев на одном празднике", – утверждает Дмитрий Сидоренко, владелец клубов Atlas, Barbara Bar и Roof, а также организатор фестиваля Atlas Weekend.

 Организатор фестиваля Atlas Weekend Дмитрий Сидоренко уверен, что волна кризиса в украинском концертном биснесе спала

В Киеве, на Трухановом острове, с 29 июля по 1 августа также пройдет новый фестиваль Hedonism Festival, на котором выступят с диджей-сетами участники Hot Chip, британцы Is Tropical, немцы Lake People и британец Marcus Marr.

Тем не менее говорить о том, что кризис прошел, еще рано. Индустрия только приближается к тем масштабам, которых ей удавалось достичь в период 2008-2012 годов.

Те мероприятия, которые проводятся и анонсируются сегодня, скорее позволяют возродить концертную деятельность, нежели начать на ней полноценно зарабатывать.

СОЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ: SOLD OUT ИЛИ ПОЛУПУСТОЙ ЗАЛ?

В эпоху цифровых медиа и практически безграничного доступа к музыке живые выступления становятся едва ли не единственным стабильным источником доходов для музыкантов. В большинстве случаев это обеспечивается фиксированным гонораром и платой за проезд, которые берут на себя организаторы на местах.

"Фестивали и концерты окупаются, но зачастую не с первого года, ведь публику нужно приучить, приручить и заставить поверить вкусу фестивальных промоутеров", – объясняет Ростислав Русаков, организатор Hedonism Festival.

Его коллеги не столь оптимистичны в оценках и осторожно замечают, что прибыль нужно будет подсчитывать уже после проведения мероприятий.

 Организатор Hedonism Festival Ростислав Русаков считает, что мероприятия с участием западных артистов окупаются, главное – приучить к таким событиям украинского зрителя

Значительную долю зарубежных артистов в Киев везет концертное агентство Happy Music Group, которым руководит Евгений Кибец. Он также является арт-директором клуба Sentrum, в котором и проходит большинство концертов, организуемых его агентством. На его счету грядущие концерты Everlast, Oomph!, Pharaoh, Vacuum и не только.

В сотрудничестве с Happy Music Group была организована и серия вечеринок Selector Live, которая была запущена British Council в Украине в прошлом году. Цель данного мероприятия – привезти в Украину новую британскую музыку, артистов, которые в большинстве своем выпустили всего 1-2 альбома, однако уже заслужили статус перспективных новичков.

Именно в рамках Selector Live состоялись концерты таких групп, как Young Fathers, Slaves, Everything Everything, Ghostpoet и Holy Esque. Они же организовывают 5 июня концерт Gabriel Bruce и обещают еще несколько смелых "привозов".

"Приглашение артистов, которые не известны широким массам, всегда подразумевает финансовые риски. Поддержка British Council позволяет их нивелировать и обеспечить прибыльность концертов", – объясняет Владимир Шейко, руководитель культурной программы British Council в Украине.

Параллельно действует концертное агентство H2D, которым руководит Сергей Малецкий. На его счету концерты GusGus, а также грядущие концерты немцев Milky Chance (2 июня) и американцев Skillet (15 июня).

Концерт британца Бенджамина Клементайна, который прошел в Киеве 14 мая, также был организован H2D в сотрудничестве с British Council.

Сам Малецкий оценивает экономическую выгоду от работы с западным артистами сдержано:

"Где-то мы видим sold-out’ы задолго до даты мероприятия, а где-то полупустые залы. В общем, это нормальное положение вещей в нашем бизнесе. Но, если сравнивать прошлый и нынешний год, количество успешных мероприятий значительно выросло".

Общая мысль, которая объединяет всех организаторов такова: выступления зарубежных артистов работают не столько на прибыль, сколько на поддержание концертной деятельности как таковой.

"Если Украина выпадет из переговорного процесса, то вернуться к нему будет сложно. Либо это потребует очень больших денег, либо артисты перестанут ездить в принципе, как это было в 2014 году. Как это было, например, с группой Metallica, которая приехала в 1999 году, увидела почти пустой зал и с тех пор не видит смысла ездить в Украину вообще", – убежден Николай Исидоров.

ВОПРОС БЕЗОПАСНОСТИ

Помимо экономических факторов – низкой платежеспособности населения, скачков курса доллара и невозможности просчитать затраты и прибыль от концерта, – артистов сдерживает еще и боязнь ехать в страну, которая в мировых медиа отражается как страна войны.

Если в 2015 году убедить музыкантов, что в Украине спокойно, было совсем тяжело, то к 2016 году это стало несколько проще.

"Половина артистов едет в Украину, зная, что здесь "опасно", но шанс выжить есть, и довольно большой. Потом можно написать крутой параграф на "Википедии", как сделали Is Tropical (участники Hedonism Festival), став первой западной группой, посетившей Монголию. Для других же "опасность" Украины становится удобной формальной причиной для отмены тура или отказа в букинге. Хотя причины могут быть совсем иные", – рассказывает Ростислав Русаков.

Организатор Atlas Weekend Дмитрий Сидоренко говорит, что если в 2015 году сомнения касательно безопасности приезда зарубежных исполнителей возникали сплошь и рядом, то сейчас они почти исчезли. С подобной трактовкой согласен и Сергей Малецкий, который наблюдает, что к 2016 году артисты намного реже начали отказывать в выступлениях в связи с нестабильной ситуацией в стране.

Но все же артисты высочайшего уровня, вроде Red Hot Chili Peppers и Muse, более подвержены боязни военных действий. Организаторам U-Park в течение около полугода пришлось убеждать менеджмент групп в том, что в Украине все спокойно.

 Легендарная британская группа Muse, выступавшая в Киеве в 2007 и 2011 годах, 8 июля станет одним из хедлайнеров фестиваля U-Park 

"Мы специально снимали им видео, что у нас на улицах все спокойно, убеждали, что на концерты ходят люди и что все безопасно, – рассказывает Николай Исидоров. – Если с Red Hot Chili Peppers было чуть-чуть проще (они все-таки знакомы с Кличко и осведомлены в ситуации), то договориться с Muse была достаточно тяжело".

При этом каждый приезд артистов работает на руку отечественной музыкальной индустрии. Увидев, что коллеги едут в Украину, зарубежные исполнители убеждаются, что бояться здесь нечего.

"Вопрос безопасности озвучивается музыкантами на этапе переговоров, но эти опасения еще ни разу не помешали никому приехать в Украину. British Council предоставляет музыкантам объективную информацию о ситуации в стране и сопровождает их во время визита, а площадки и агентства, с которыми мы сотрудничаем, также гарантируют музыкантам достаточный уровень безопасности", – поясняет Владимир Шейко.

Убедить артистов в том, что в нашей стране нестрашно, может помочь и грядущее "Евровидение", которое будет проводиться в одном из крупных городов Украины.

 Победа Джамалы на "Евровидении-2016" тоже может повлиять на отношение зарубежныв артистов к Украине

Несмотря на то, что песенный конкурс находится в разных плоскостях с деятельностью промоутеров, положительные проявления на страницах мировых медиа играют важную роль в повышении имиджа страны.

КРИЗИС МИНУЛ?

Говорить о том, что кризис концертной индустрии уже в прошлом, еще очень рано. Если на концертах среднего уровня еще удается обеспечить хотя бы окупаемость затрат, то масштабные мероприятия всегда находятся в зоне экономического риска.

Дальнейшее развитие индустрии организаторы напрямую связывают с экономической ситуацией в стране. Во главе угла, так или иначе, стоит курс доллара, к которому привязываются гонорары артистов, а также возможность населения платить за билеты.

Практически любой "привоз" западного исполнителя является скорее лотереей для организатора, нежели спланированным бизнес-решением. Но только постоянная поддержка активности в этом поле может привести к росту индустрии.

"Май в Киеве оказался перенасыщенным концертами и событиями в сфере искусства, а ведь впереди еще несколько летних фестивалей, на которых будут выступать первоклассные артисты. Меня радует, что конкуренция за внимание аудитории так высока", – комментирует Владимир Шейко.

 Руководитель культурной программы British Council в Украине Владимир Шейко отмечает, что на украинском концертном рынке снова появилась конкуренция

Ростислав Русаков считает, что наступает время развиваться не только столице, но и региональным центрам: "У таких городов, как Киев, Одесса, Львов, есть все шансы стать молодежными андеграунд-мекками наподобие Берлина или, например, Портленда. Главное перестать надеяться, что государство сделает за вас и ремонт в подъезде, и концерт вашего любимого артиста".

Билетные агентства подтверждают, что кризис не минул, но рынок несколько адаптировался к ситуации.

"Мы видим высокий спрос на хорошие мероприятия, хорошие концерты. Гонорары артистов в долларовом эквиваленте не изменились, все это понимают. Так что к ценам на билеты зрители относятся с пониманием и постепенно привыкают", – рассказывает Максим Плахтий, генеральный директор билетного агентства karabas.com.

По своим местам все расставят показатели по доходам от всех мероприятий. Но, безусловно, этот год принципиально отличается от двух предыдущих как по количеству концертов и фестивалей, так и по их качеству.

Слово за зрителем. Несмотря на то, что стоимость билетов на концерты западных артистов сейчас кажется принципиально выше, если перевести эту сумму в доллары, окажется, что она такая же и даже ниже, чем была. И только зрители могут обеспечить музыкантам полные залы, организаторам – прибыль, а индустрии – дальнейший рост. Арифметика проста: чем больше проданных билетов, тем быстрее кризис окажется в прошлом.

Алексей Бондаренко, специально для УП.Культура

powered by lun.ua