6 премьер июня: "Варкрафт", "День независимости" и "Большой и добрый великан"
В июне камерные драмы, истории любовных взаимоотношений и индивидуальных творческих амбиций соседствуют с социально-политическими перипетиями, в которых отражена не только воля народов, но и роль личности в истории.
При этом в масштабных кинополотнах о борьбе цивилизаций особое внимание уделено способности представителей враждующих лагерей находить общий язык.
СО 2 ИЮНЯ
"Двое во вселенной", реж. Джузеппе Торнаторе
Фильм известного итальянского режиссёра, создателя "Кинотеатра "Парадизо" и "Малены", называемого своими наиболее пылкими поклонниками главным наследником славных традиций итальянского авторского кино, кажется вариацией его предшествующей картины, "Лучшего предложения".
"Двое во вселенной" (в оригинале лента носит название "Переписка") также является мелодраматическим триллером о любовных взаимоотношениях молодой красавицы (Ольга Куриленко) и пожилого мужчины (Джереми Айронс).
Впрочем, если в "Лучшем предложении" герой в какой-то момент начинал сомневаться в искренности чувств своей подруги, в новой картине сердечные муки отведены героине.
Шестилетний роман здесь обрывается скоропостижной (но не слишком удивительной, принимая во внимание почтенный возраст) кончиной возлюбленного. Но вскоре героиня Куриленко начинает получать послания, заблаговременно составленные покойным, снабдившим почтовую службу скрупулёзными указаниями.
Эти письма с того света помогают ей справиться с трудностями университетской жизни и проблемами в общении с близкими, но при этом превращают тоску бедняжки по ушедшему спутнику в одержимость.
Придуманное локализаторами прокатное название вполне уместно и соответствует той интонации патетического лиризма, к которой Торнаторе всегда был склонен.
Стоит отметить, что на этот раз в похвальном стремлении воспеть любовь, оказывающуюся сильнее смерти, режиссер переступил все границы хорошего вкуса.
Зрителям с определённым складом характера и умением выбрать подходящую компанию для похода в кинотеатр картина Торнаторе может заменить хорошую комедию.
Но для иных чистых душ, не замутнённых опытом любовных отношений и знакомством с искусством кино, фильм может показаться романтической историей об идеальной страсти.
С 9 ИЮНЯ
"Взорвать Гитлера", реж. Оливер Хиршбигель
Иные предприятия, закончившиеся неудачей, столь величественны по замыслу и требуют такого мужества и готовности к самопожертвованию, что обеспечивают своим участникам место в истории и даже могут послужить оправданием целому народу.
Именно такое героическое поражение связано с именем Иоганна Георга Эльзера, скромного религиозного плотника, ещё до начала Второй мировой пришедшего к убеждению, что Гитлера необходимо уничтожить для спасения Германии и всего мира и организовавшего покушение на фюрера вскоре после вторжения нацистских войск в Польшу.
Создатели картины, чьё оригинальное название состоит из имени центрального персонажа, сосредотачивают внимание не на подготовке покушения, а на личности Эльзера, его мотивах и душевных терзаниях.
В соответствии с историческими свидетельствами он предстаёт трагически одинокой фигурой, обособленной от своих современников.
Религиозные воззрения не позволяют Эльзеру примкнуть к борьбе товарищей-коммунистов. В то время как следователи из полиции и Гестапо убеждены, что на подобный акт было бы не под силу решиться без партийной поддержки, единственной опорой Эльзера в его действиях и испытаниях остаются христианские убеждения.
"Варкрафт", реж. Данкан Джонс
Сын Дэвида Боуи, прежде поставивший заметные, пускай и неоднозначно воспринятые картины "Луна 2112" и "Исходный код", выступил режиссёром едва ли не самого амбициозного фильма за всю историю экранизаций компьютерных игр.
"Варкрафт" можно назвать и самым долгожданным среди подобных проектов. О запуске масштабной киноадаптации наиболее популярной среди фэнтези-стратегий было объявлено ещё десять лет назад.
Съёмки прошли в первой половине 2014-го, а запланированная на конец 2015-го премьера трижды откладывалась, в то время как счастливые посетители тест-просмотров изматывали фанатов восторженными отзывами.
Сюжет картины, бюджет которой составил 100 миллионов долларов, выстроен вокруг драматических событий Первой войны между королевством людей и вторгшимися в его пределы ордами орков. При этом противостояние двух рас не будет представлено как борьба сил Добра с силами Зла.
В соответствии с правилами игры, предоставляющими участникам возможность выбрать сторону конфликта, авторы фильма постараются разделить симпатии аудитории между людьми и орками, представив образы героев и злодеев в каждом из воюющих станов.
В случае кассового успеха, в котором мало кто сомневается, фильм Джонса послужит началом долгоиграющей франшизы.
С 16 ИЮНЯ
"Маргарита", реж. Ксавье Джианноли
Новая картина 44-летнего французского режиссёра, уже два десятилетия числящегося в ряду "многообещающих", стала, вероятно, наиболее успешной в его творчестве.
"Маргариту" тепло приняли на Венецианском МКФ, где она принимала участие в конкурсной программе, получила четыре "Сезара" и хорошо прошла в национальном прокате.
Фильм, действие которого разворачивается в 1920-х годах, посвящён трагикомической истории Маргариты Дюмон, дамы из высшего света, упоённой музыкальным искусством.
Это похвальное увлечение, увы, побуждает в ней самой артистическое честолюбие, которое она до поры до времени удовлетворяет пением на собственных званых вечерах, встречая снисходительный приём близких и друзей.
Даже люди, не слишком знакомые с Маргаритой, с готовностью восхваляют её выступления ради возможности гостить в её роскошном замке, за спиной же подвергают энтузиастку безжалостным насмешкам.
Героиня, пребывающая в отношении своих талантов в счастливых иллюзиях, окончательно преисполняется решимости покорить профессиональную сцену, когда на глаза ей попадается хвалебная статья, описывающая прелесть её выступлений.
Амбиции Маргариты встречают горячее одобрение у членов семьи, не одарённых излишне тонким слухом, и вызывает замешательство у остальных.
В конечном счёте, фильм Джианноли оказывается не столько социальной сатирой или ироничным экскурсом в культурную жизнь французской столицы межвоенной эпохи, сколько своеобразной притчей о сплетении реальности, искусства и наших представлений о них.
С 23 ИЮНЯ
"День независимости: Возрождение", реж. Роланд Эммерих
Нагородив чепухи о Шекспире в псевдоисторическом "Анониме", создав невыразительный боевик "Штурм Белого дома" и невнятную драму о борьбе сексуальных меньшинств за свои права "Стоунволл", Роланд Эммерих решил вновь взяться за жанр, который удаётся ему лучше всего.
В качестве подходящего сюжета для зрелищ масштабных разрушений и битв он избрал продолжение ленты, двадцать лет назад обеспечившей ему место на голливудском Олимпе.
Итак, отпор, полученный пришельцами, смутил непрошеных гостей лишь на время, собственно, на двадцать лет, и теперь новому поколению землян под руководством победоносных ветеранов предшествующей войны миров приходится вступить в апокалиптическое сражение.
Стоит заметить, что посылы первой картины – уничтожение привычной социальной вертикали, стирание сословных и национальных преград, объединение представителей враждующих народов и идеологических систем ради общего выживания, – сегодня кажутся актуальными ещё в большей степени, чем два десятилетия назад.
С 30 ИЮНЯ
"Большой и добрый великан", реж. Стивен Спилберг
Спилберг перенёс на экран одноимённый сказочный роман популярного английского писателя Роальда Даля о взаимоотношениях маленькой девочки и великана.
Главная героиня, как и вся округа, живет в страхе перед набегами безжалостных великанов-людоедов, однако её новый знакомый, несмотря на принадлежность к кровожадному племени и могучую стать, оказывается кротким, чувствительным существом, стыдящимся диких нравов своих сородичей.
Подобно вышеупомянутому "Убить Гитлера", фильм воспринимается как утверждение принципа личной ответственности, свидетельство того, что представитель тоталитарного государства, подданный жестокого и безумного правительства, готового развязать войну против всего мира, отнюдь не обязательно будет разделять варварские воззрения и агрессивные намерения своих соплеменников.
Большого и доброго великана сыграл превосходный английский актёр Марк Райлэнс, подлинную известность которому принесла роль советского разведчика Рудольфа Абеля в предшествующей ленте Спилберга – "Мост шпионов".
Александр Гусев, специально для УП.Культура