"Живая библиотека" в Северодонецке: ближе к Львову, чем к Ростову

Тысяча современных украинских книг — вклад общественной инициативы "Живая библиотека" в процесс объединения востока и запада Украины — были развезены в библиотеки Луганской области. Для большего эффекта с собой взяли писателей Андрея Кокотюху и Любка Дереша.

За миссию — доставить последнего из Львова в Северодонецк взялся корреспондент "Украинской правды" Матвей Никитин. Что из этого вышло — читайте в репортаже из библиотечной зоны АТО.

"…У нас было два мешка книг для детей, семьдесят пять томиков Куркова, пять авторских листов Ларисы Денисенко, полсолонки Кокотюхи и целый арсенал разнообразного чтива: разогнаться, притормозить, поорать и поржать… обыгрывает сценарий фильма "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" на своей страничке в facebook Любко Дереш. А еще кварта Карпы, кварта Жадана, ящик "Капрановых", пинта чистого Михеда и две дюжины ампул Ирен Роздобудько…".

До Харькова на поезде, дальше на машине такой был план. Рассчитать время на дорогу через Донецкую и Луганскую области непросто: взяв запасной час, в итоге мы на час опоздали.

РЕКЛАМА:
Писатель Любко Дереш и журналист Матвей Никитин

Еще в Харькове начал идти дождь и не прекращался до самого Северодонецка. Когда колеса не застревали в ямах, они тормозили в воде. Наш "фиат" оказался слишком стар для аквапарка с горками: сделав остановку в Изюме, мы обнаружили, что багажник заклинило. Это делало досмотры на блокпостах еще интереснее.

Остановиться пришлось потому, что Любко понадобились свежие овощи. В целом он стоически выносил поездку и оказался самой неприхотливой звездой в нашем экипаже, но к еде у него особое отношение, так что мы нашли в Изюме базар, и Дереш отправился купить огурцов и помидоров. Не тут то было! Копченая колбаса, клубника, моторное масло выбирай.

В поиске овощей Любко обошел все окрестные магазины под пристальными взглядами горожан, которых его тонкий шарф, чистый украинский и вежливые манеры порядком раздражали.

К счастью, на базар приехали скупиться военные, и все обошлось. Но сразу стало понятно, насколько полезное дело привело нас туда: достаточно представить, как выглядел бы этот базар, если бы все мы читали одни книги.

Вообще, декларируя идею культурного единения, "Живая библиотека" не заявляет свою роль в декоммунизации, но эта роль значима.

Предоставить возможность выбора одна из главных функций "Живой библиотеки"

Не было бы книг в местных библиотеках, это еще полбеды. Но книг там хватает, чтобы составить прочную конструкцию махровой советской пропаганды: от любви к вождям до презрения к инакомыслящим потрепанные зачитанные тома делают свое дело.

Предоставить возможность выбора важная функция "Живой библиотеки". Магазинов-то книжных нет. Те, что были, во время оккупации закрылись и пока не до них.

Еловый суровый лес, поля до горизонта, потом снова лес, железнодорожные переезды, бетонные заборы, за которыми держат осаду от всех на свете жилые дома с крошечными окнами: одни закрыты ставнями, другие картоном, клеенкой, чем угодно.

"Душой наружу", иронично замечает Любко, когда мы проезжаем по очередной безлюдной улице, окруженной этими угрюмыми бойницами, которые были точно такими и до войны.

Спустя почти пять часов пути, скрепя и шатаясь, наш "фиат" все-таки доезжает до Северодонецка.

Первым регионом, в котором реализовали проект "Живая библиотека", стала Луганская область

Читальный зал, где уже выступает Андрей Кокотюха, забит, люди стоят в проходах. Есть публика всех возрастов.

Одним из участников общественной инициативы "Живая библиотека" стал писатель Андрей Кокотюха

"Это чистый эксперимент, наклоняется ко мне один из инициаторов и идеологов "Живой библиотеки" издатель Александр Красовицкий. Никого специально не приглашали. Это все те, кто видел афишу и пришел за новыми книгами".

Он же знакомит с оказавшейся поблизости Инной Рыбянцевой. Можно сказать, что Инна Павловна человек-библиотека: покидая оккупированный русскими Луганск, она вывезла оттуда документы областной универсальной научной библиотеки имени Горького и теперь может учредить ее где угодно.

Без книг, правда, но зато, по ее словам, "нет проблемы списывать старье": "Иногда лучше начинать с чистого листа". Здесь у каждого из присутствующих своя история, и каждая тянет на книгу.

[L]Кстати, горожане называют три месяца жизни Северодонецка под флагами так называемой "ЛНР" "оккупацией", а нынешнее время "освобождением" без всяких оговорок. Шутят про безмозглых сепаратистов и первым делом тянутся за книгами на военную тематику: представление о том, что жители прифронтовых территорий стараются абстрагироваться от военной темы ошибочно.

В кабинете директора учреждения за столом с чаем и бутербродами встречаю главный актив "Живой библиотеки": кроме Красовицкого здесь и бывший замминистра обороны, а сейчас советник министра инфраструктуры Юрий Гусев, который впервые в зоне АТО не по работе, и социальный психолог Тамара Сухенко, которая занималась подбором литературы.

Организаторы и участники инициативы "Живая библиотека" — Любко Дереш, Александр Красовицкий, Андрей Кокотюха, Юрий Гусев и Тамара Сухенко

Все с удовольствием констатируют: люди хотят знать, люди хотят читать.

В зале Кокотюха рассказывает увлекательные истории, похожие на притчи, основная идея которых сводится к пользе чтения в целом.

"Только начитанный человек может мыслить нестандартно, креативно, говорит писатель, и, как следствие, побеждать обстоятельства".

Вслед за ним к аудитории выходит подкрепившийся овощами Любко и берет быка за рога: "Кто из вас пробовал когда-нибудь писать?"

В зале поднимается лес рук. Сначала даже приходит в голову мысль, что его вопрос восприняли буквально, но нет. Дереш начинает вести тренинг писательского мастерства, и люди радостно втягиваются в игру, как будто этого и ждали. Многие отвечают ему на украинском.

Любко Дереш провел для жителей Северодонецка тренинг писательского мастерства

Дереш обращается к фантазии участников тренинга

Писатель обращается к фантазии, которая уносит присутствующих далеко за бетонные заборы Северодонецка. Мужчина, которому из-за инвалидности тяжело говорить, выпрямляет спину, его глаза сияют, когда он зачитывает придуманный на ходу синопсис.

"Вот, что вышло: стареющий писатель селится во Франции на берегу…", но тут на его лице появляется растерянность. — Забыл", говорит он после паузы.

"Средиземного моря!" подсказывает кто-то из зала, и мужчина продолжает свой рассказ, но по вновь поникшим плечам видно, как он расстроен: только что он был на южном побережье Франции, где никогда до этого не бывал. Сидел за столиком на берегу и пил вино, закрыв глаза, слушал шум этого… как его. Забыл.

Участники тренинга втянулись в игру, предложенную Дерешем

Девочка Настя рассказывает историю про ковбоя и злодея, которую взрослые тут же подхватывают, разыгрывая в ролях. До самого конца встречи жители Северодонецка охотно следуют указаниям Дереша, сочиняют, мечтают, играют. Пока в конце ветер северодонецкой реальности не захлопывает книгу на самом интересном месте.

Когда мы прощаемся, поднимается мужчина с черным пакетом "BMW" и вопросом: где же вы были со своими книгами и писателями два года назад?

Его вопрос напоминает, что сам он и такие, как он, еще не готовы задаваться вопросом: где были их мозги два года назад? Им важно, где были те, на кого можно переложить ответственность.

Его вопрос вдохновляет. Ведь пока лучшего рецепта для критического мышления, чем книги, не придумано. И "Живая библиотека" привезла их туда, где они больше всего нужны.

Вклад общественной инициативы "Живая библиотека" в процесс объединения востока и запада Украины — тысяча современных украинских книг для библиотек Луганской области

В рамках первой акции проекта "Живая библиотека" книгами пополнились библиотеки Северодонецка, Старобельска и Лисичанска

По возвращению в Киев участники проекта обнаружили, что страницу "Живая библиотека" в соцсетях взломали и уничтожили. Значит, русские террористы все-таки порядком боятся безобидных книжных проповедников. И правильно делают.

Всего в рамках первой акции проекта в библиотеки Северодонецка, Старобельска и Лисичанска переданы тысяча современных украинских книг. В планах расширить инициативу, чтобы охватить и Донецкую область.

Матвей Никитин, специально для УП.Культура

Фото: Евгений Деменок

Реклама:

Головне сьогодні