Юношеский азарт: новая музыка на Kyiv Contemporary Music Days
В Киеве проходит второй фестиваль новой музыки Kyiv Contemporary Music Days (KCMD).
Этот культурно-образовательный форум создан недавними консерваторскими выпускниками и продолжает существовать благодаря их юношескому азарту и желанию править миром.
Последнее утверждение, разумеется, шуточно, хотя та стремительность, с которой развивается фестиваль, возможна лишь в двух случаях: когда у организаторов есть чёткий план интенсивного развития на годы вперёд, или когда человек, по неопытности не зная о препятствиях, не замечает их и быстро добивается желаемого.
В этом году молодая команда фестиваля (студенты и недавние выпускники) числом в восемь человек во главе с композитором и пианистом Альбертом Сапрыкиным ткут долгоиграющий фестиваль, который, начавшись в сентябре, плавно перетекает в октябрь, а в декабре планирует выплеснуться в регионы совместными проектами в русле новой музыки.
Фото с концерта Orchestra Project предоставлены организаторами Kyiv Contemporary Music Days |
KCMD транслирует украинскую и зарубежную музыку со второй половины XX века до наших дней, но принципиально важным стержнем своих программ считает хрестоматийные партитуры contemporary music.
Легендарные опусы, которым уже посвящены длинные тексты в Википедии, в Украине вообще не проникают в симфонические программы. А потому отечественный слушатель в лучшем случае знает их по записям, в худшем – не слышал вообще.
Между тем, для новой музыки ситуация концертного исполнения может быть принципиальна, особенно в отношении сонористических партитур, построенных на обертоновых спектрах звука – то есть его едва слышимых призвуках, а также пространственной музыки, блуждающей по залу через перемещения музыкантов или перебрасывания звука от одного динамика к другому.
Словом, если украинские авторы у нас худо-бедно, но звучат, то аксакалы вроде Пьера Булеза, Хельмута Лахенмана, Луиджи Ноно и других композиторов в филармонические программы не попадают ни под каким предлогом.
Центральный концерт сентябрьского крыла KCMD и, наверное, самое масштабное событие месяца в области новой музыки – Orchestra Project 22 сентября в Мыстецком Арсенале – как раз выстроился вокруг одной из самых красивых партитур классика новой музыки Дьордя Лигети – его концерта для скрипки с оркестром.
Пьеса была сочинена в 1990-е (первая редакция – 1990 года, вторая и третья – 1992 и 1993 соответственно), но готовилась, фактически, полжизни. В период между 1951 и 1953 годами венгерский автор написал 11 фортепианных пьес, а сразу после этого шесть из них переложил для духового квинтета.
Впервые они прозвучали целиком лишь спустя 13 лет, в 1966 в Стокгольме, но впоследствии стали настолько популярны, что затмили собой более раннюю фортепианную версию. Через 40 лет после создания цикла багателей Лигети заимствовал шестую из шести для скрипичного концерта, выстроив новый текст как многослойный палимпсест.
В стенах Мыстецкого Арсенала Лигети звучал как инопланетное чудо. В окружении 550 слушателей (чтобы всех разместить, стулья пришлось расставить с трёх сторон сцены) солист, кажется, должен был бы играть на полную звучность, чтобы быть услышанным. Но тогда киевляне бы ничего не узнали о знаменитых пьяниссимо Лигети – тишайшем шёпоте инструмента, способном поражать воображение сильнее любого мощного удара оркестра.
Трудно понять, как это удалось японско-швейцарскому солисту Джуниа Макино, но шёпот его скрипки долетал до самых отдалённых уголков зала. В этой партитуре чего только не намешано: венгерские песни, болгарские танцы, средневековая и ренессанская музыка, но самый фантастический момент – когда духовики откладывают в сторону свои привычные инструменты и принимаются играть на глиняных яйцах – окаринах. Звук такой, словно ты гуляешь по кратерам чужой планеты и слышишь пение каменных статуй.
Что ещё было прекрасно в этом концерте – это то, что в него проникла новая партитура молодого автора Адриана Мокану "sólo queda el desierto". Это монохромная малособытийная пьеса, весь сюжет которой заключён в повторении одних и тех же звуков, но каждый раз – на новый лад.
Для композиторов, которые только начинают свою карьеру, возможность быть сыгранными хорошим и – главное – заинтересованным в исполнении новой музыки оркестром – на вес золота. Только при условии таких исполнений возможен технический рост автора.
Проектный оркестр (то есть тот, который работает не на постоянной основе, а собирается под определённое событие) Armonia Ludus – пусть и постоянно меняющееся в своём составе, но всё же очень важное для Киева явление. В их совместном с дирижёром Михеилом Менабде звучании было достаточно азарта, упоения партитурой и радости совместного музицирования.Чего не хватило – так это единства стиля. Дирижёр хорошо управлял общими процессами, но при этом не предлагал общего курса корабля, отпуская музыкантов в свободное плавание: каждый вступал в той манере, которая была близка лично ему. В итоге вместо стройной вертикали получалась разноголосая горизонталь – это тоже неплохо, но без чудес.
Помимо концерта в Мыстецком Арсенале в блок сентябрьских событий KCMD вошли образовательные мероприятия – лекции и мастер-классы, по завершению которых музыканты Sed Contra Ensemble исполнили произведения их участников из Китая, Греции, Великобритании, Швеции и Украины. А на 9-10 октября запланированы сольные концерты российского скрипача Артура Зобнина и украинского пианиста Евгения Громова.
[L]На сегодняшний день KCMD уверенно занял нишу между невероятно смелыми акциями концертного агентства "Ухо", у которых каждое событие – больше чем концерт, и традиционными концертами современной академической музыки, рассчитанными на завсегдатаев.
KCMD мыслят себя в русле мощной академической традиции западноевропейского образца, умело вплетая её в украинскую реальность.
Сегодня это молодая команда, уверенно завоёвывающая всё новые площадки Киева (к освоенным ещё в прошлом году Мыстецкому Арсеналу и залу Goethe-Institut добавились платформа Изоляция и Дом Актёра) и планирующая ряд выездных концертов в регионах.
Экстенсивное развитие – налицо, интенсивное, учитывая многообразие образовательных программ, тоже неотвратимо прибудет.
Любовь Морозова, специально для УП.Культура