Фестивальный гид: Фильмы, которые нельзя пропустить на 46-й "Молодости"

Фестивальный гид: Фильмы, которые нельзя пропустить на 46-й Молодости

Крупнейший в мире смотр дебютов, Киевский МКФ "Молодость", в 46-й раз стартует 22 октября.

Фестиваль играет в отечественном кинопроцессе роль дайджеста престижных мировых площадок, организаторы которого вытаскивают на украинские экраны нашумевшие фестивальные хиты, проигнорированные прокатом.

Однако наиболее значимой его особенностью стала предоставляемая украинским киноманам возможность познакомиться с первыми картинами тех, кто в скором времени станет звёздами мировой режиссуры.

Добросовестный посетитель конкурсной программы "Молодости" может похвалиться тем, что узнал имена Дэнни Бойла, Жака Одиара, Брюно Дюмона, Нури Бильге Джейлана, Франсуа Озона, Гаспара Ноэ, Яна Кунена, Ксавье Долана, Ким Ки-Дука и многих других задолго до обретения ими мирового признания.

КОНКУРС ПОЛНОМЕТРАЖНЫХ ДЕБЮТОВ

Незнакомые фамилии, скупые синопсисы, фестивальные регалии не позволяют угадать, кто из участников нынешнего конкурса однажды покорит кинематографический Олимп. Но в фестивальных кулуарах среди участников конкурса полнометражных дебютов фаворитами чаще всего называют французский фильм "Вилли Первый" и израильский "Песчаная буря".

Кадр из фильма "Вилли Первый"

"Вилли Первый", поставленный Зораном и Людовиком Букерма, Мариэль Готье и Уго П.Томасом, посвящен 50-летнему мужчине, приходящему в себя после смерти брата-близнеца. Пытаясь заполнить пустоту новыми ощущениями, он уезжает из родительского дома в провинциальный городок, чтобы наконец обрести свое личное место под солнцем.

Отмеченная Гран-при жюри кинофестиваля "Санденс" и выдвинутая Израилем на соискание Оскара в номинации "Лучший иноязычный фильм", "Песчаная буря" Элит Зексер также посвящена кризису самоидентификации. Героиня, мать семейства из бедуинской деревушки, чувствует, что привычный уклад жизни рушится, когда ее супруг решает жениться повторно, а в довершение огорчений ее дочь заводит отношения с сокурсником.

Пытаясь играть для дочери роль добродетельного цербера, она чувствует, что сама оказалась жертвой замшелых традиций, низводящих женщину до уровня бессловесного, бесправного скота.

Тунисская картина "Хеди" Мохамеда Бена Атиа, получившая приз Берлинского кинофестиваля как лучший дебют, а также "Серебряного медведя" за лучшее исполнение мужской роли, свидетельствует, что в традиционном обществе не только женщины могут испытывать притеснения со стороны близких. Существование юного Хеди полностью подчинено воззрениям и прихотям его матери, однако встреча с прекрасной ровесницей наполняет его решимостью взять судьбу в собственные руки.

Кадр из фильма "Хеди"

Сходная проблематика в "Открытых дверях" испанки Марины Сересески, лауреата приза зрительских симпатий Трансильванского МКФ, раскрыта в совсем уж скверных коллизиях. Фильм рассказывает о проститутке, приобщенной к древнейшей профессии собственной матерью, из-под власти которой даже не пытается освободиться.

Но знакомство с маленькой дочерью скоропостижно скончавшейся подруги пробуждает в ней самой материнские чувства, которые помогают отстоять и собственное человеческое достоинство.

"Новая Ева" Марко Скопа, получившая награду ФИПРЕССИ на МКФ в Торонто и выдвинутая на Оскар от Словакии, также повествует о разладе детей и родителей. Ева – актриса, чей звездный статус некогда подорвало пристрастие к алкоголю, но больше спасения карьеры ее занимают попытки наладить отношения с сыном, также разрушенные из-за ее пьянства.

Жизнь возлюбленных-подростков из бельгийско-французско-швейцарской драмы Гийома Сене "Вратарь" меняет их собственный ребенок, которого они решают оставить вопреки ожидающим их трудностям, в первую очередь – не вполне позитивной реакции со стороны родителей. Фильм получил приз Europa Cinemas Label на МКФ в Локарно.

Кадр из фильма "Новая Ева"

Еще один локарнский призер, обладатель "Золотого леопарда" как лучший фильм, "Безбожная" Ралицы Петровой, посвящен медсестре из клиники для душевнобольных, продающей на черном рынке документы своих подопечных.

Этот небольшой бизнес приносит ей не только вожделенный заработок, но и мучительные душевные терзания, страх разоблачения, чувство неизбывного одиночества, с которыми героиня пытается совладать с помощью морфия, а затем прибегает и к более радикальным средствам.

Герой швейцарской ленты "Алоис" Тобиаса Нолле, получившей приз ФИПРЕССИ на Берлинском кинофестивале, напротив, находится на страже закона, но не в меньшей степени страдает от одиночества. Мечтая преодолеть отчужденность от мира, этот частный детектив вступает в странные отношения с незнакомкой, названивающей ему по телефону с необычными поручениями.

СТУДЕНЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЕ ДЕБЮТЫ

Отметив таким образом лишь некоторые из двенадцати лент полнометражного конкурса, упомянем о еще двух секциях главной конкурсной программы – студенческих фильмов и профессиональных короткометражных дебютов .

Кадр из фильма "Кровь"

Нередко они оказываются наиболее примечательными подборками короткого метра, которые можно увидеть за год в украинских кинотеатрах, так что настоятельно рекомендуем познакомиться и с этими 36-ю картинами.

Пока же можно с уверенностью сказать, что конкурсная программа украинского короткого метра подобрана превосходно и не только отражает современное состояние отечественного кино, но и позволяет сделать о нем весьма позитивные выводы. В первую очередь призываем не пропустить киевскую премьеру ленты Филиппа Сотниченко "Гвоздь", о котором мы писали в материале об Одесском кинофестивале, где эта картина получила приз как лучший короткометражный фильм национального конкурса.

Творческий партнер Сотниченко Валерия Сочивец, лидер гражданской организации "СУК", представит фильм "Кровь", в котором с задором, обаянием и формальными экспериментами реализовывается незамысловатый сюжет о молодых людях, не слишком удачно пытающихся осуществить первый сексуальный опыт. Упомянем также нашумевший "Sensiz" Наримана Алиева о способности людей справляться с болью потерь, личных и национальных.

Среди премьерных показов отметим драму Марыси Никитюк "Бешенство", где взаимоотношения супругов с их вроде бы привычными раздорами и изменами постепенно доходят до точки кипения, и комедию Аркадия Непиталюка "Кровянка" о юноше, который приезжает в родное село с невестой-еврейкой и пытается преодолеть предрассудки родных.

Кадр из фильма "Атомоград"

УКРАИНСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ

Полнометражные отечественные фильмы можно будет увидеть в программе "Украинские премьеры", в этом году весьма презентабельной. В первую очередь упомянем долгожданную документальную картину "Мустафа" Ахмеда Сарихалила, в которой жизнь Мустафы Джемилева представлена отражением драматической судьбы крымско-татарского народа. Другая документальная работа, "Лобановский навсегда" Антона Азарова, посвящена герою спортивной жизни страны.

В "Украинских премьерах" пройдут премьеры и лент ведущих представителей отечественного киноандеграунда – "#Futureinthepast" неизменного возмутителя спокойствия Александра Шапиро и "История рук" Дмитрия Бондарчука, одного из наиболее оригинальных украинских мультипликаторов и кинообозревателей.

Также несколько отечественных картин вошли в программу "Специальное событие". Наиболее интересной из них нам представляется лента 1927-го года "Ордер на арест" Георгия Тасина, отреставрированная Национальным центром Довженко психологическая драма, выдержанная в жанре шпионского детектива о красной подпольщице, действующей в занятом белогвардейцами городе.

Кадр из фильма "Мариуполис"

В программу вошел и созданный сотрудниками Центра Довженко Станиславом Мензелевским, Александром Телюком и Анной Онуфриенко фильм "Атомоград. Монтаж утопии", смонтированный из парадной хроники возведения Припяти, Энергодара и других выстроенных вокруг АЭС городов.

В этой картине, восторженно принятой зрителями и критиками на кинофестивале "86" в Славутиче, где состоялась его премьера, пропагандистский образ города будущего подтачивается, размывается предчувствием катастроф и упадка.

Украинской современности посвящены несколько копродукционных лент. Украино-американский фильм "Свобода или смерть!" Дэмиана Колодия и немецко-итальянско-люксембургско-украинский "Открытки из Украины" Севы Диамантакоса повествуют о Революции достоинства и последовавших столкновениях на Востоке.

Литовско-немецко-французско-украинский "Мариуполис" Мантаса Кведаравичюса, впервые показанный на закрытии фестиваля документального правозащитного кино Docudays UA, посвящен будням Мариуполя, осажденного боевиками, его жителям, в чье существование вторглась война – и стала его частью.

СПЕЦИАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

"Специальное событие" вообще можно назвать одной из главных подборок 46-й "Молодости", прежде всего благодаря еще двум документальным картинам, которые предстают безжалостным антропологическим исследованием современной цивилизации, способной переработать, принарядить и выставить на полки глобального супермаркета любую катастрофу, потрясшую мировую историю, любой разрушительный инстинкт, таящийся в нашей душе.

Кадр из фильма "Аустерлиц"

"Аустерлиц" нашего соотечественника Сергея Лозницы (его игровой дебют "Счастье мое" в 2010-м году получил Гран-при фестиваля, а предшествующая документальная работа, "Событие", стала одним из главных фильмов 45-й "Молодости"), посвящен туристам, посещающим нацистские концлагеря, словно луна-парки. Не отличая толком Аустерлиц от Аушвица, они ищут в мемориалах массового истребления возможности отвлечься от скуки привычных будней.

"Сафари" Ульриха Зайдля, еще одного постоянного участника "Молодости" (в 2013-м здесь была представлена полная ретроспектива его картин, а в 2014-м лента "В подвале" стала фактическим фильмом-открытием фестиваля) повествует о другом популярном виде отдыха. Персонажи "Сафари" отправляются в Африку, чтобы реализовать жажду острых ощущений и общения с дикой природой, расстреливая антилоп, зебр и жирафов.

Надеждам и страхам европейцев куда менее спокойной эпохи посвящена картина именитого российского кинодраматурга и режиссера Александра Миндадзе "Милый Ганс, дорогой Петр".

Действие ленты разворачивается накануне Второй мировой, на заводе, затерянном на просторах советской империи, где рабочие трудятся под началом немецких инженеров. Ни те, ни другие не подозревают, что вскоре режимы, правящие их странами, и их народы столкнутся в смертельном противостоянии. Однако над отношениями героев все же довлеет ощущение нависшей угрозы – и помогает преодолевать языковые, идеологические и социальные барьеры.

Среди прочих кинематографических жемчужин программы можно будет увидеть обладателя Гран-при Одесского МКФ, очаровательную трагикомедию "Кто горит горит горит" Чании Баттон, в которой автомобильная поездка по Британии предстает путешествием по потаенным человеческим страхам и надеждам.

Кадр из фильма "Бакалаврат"

"Сеть" Ким Ки-Дука удивит неожиданным для этого режиссёра сюжетом о северокорейском рыбаке, которого пытаются завербовать южнокорейские спецслужбы, а "Бесконечная поэзия" Алехандро Ходоровски порадует знакомой сюрреалистической, пронизанной сарказмом и политической сатирой манере, в которой 87-летний классик изображает чилийскую творческую элиту времён своей молодости.

ФЕСТИВАЛЬ ФЕСТИВАЛЕЙ

Обилием значимых режиссеров отличается и подборка победителей главных международных площадок "Фестиваль фестивалей". Назовем в первую очередь "Зарубцевавшиеся сердца" Раду Жуде, лауреата специального приза жюри и приза Международной федерации киноклубов на МКФ в Локарно.

Новая работа румынского режиссёра, чья предшествующая картина "Браво!" стала одним из главных фильмов прошлогодней "Молодости", является экранизацией автобиографического романа Макса Блехера о тяжелобольном юноше, который пытается реализовать свои амбиции и любовные увлечения, будучи прикованным к постели в туберкулезном санатории.

В фильме другого яркого представителя Румынской Новой волны Кристиана Мунджиу "Бакалаврат", получившем приз за лучшую режиссуру Каннского МКФ, жизнь в провинциальном городке раскрывается через взаимоотношения успешного доктора и его дочери, которая готовится к выпускным экзаменам.

Приз за лучшую режиссуру в Каннах вместе с картиной Мунджиу разделил "Персональный покупатель" Оливье Ассаяса (поставившего один из лучших фильмов, выходивших в последние годы в украинский прокат), который также можно увидеть в этой программе. Лента повествует о молодой американке, словно существующей в двух мирах – парижской фэшн-индустрии и в таинственном пространстве потустороннего, где стремится установить контакт с умершим братом.

Кадр из фильма "Зарубцевавшиеся сердца"

Не менее сложную задачу предстоит решить героине победившего на Венецианском МКФ фильма "Женщина, которая ушла" Лав Диаса – отсидев 30 лет за преступление, которого не совершала, она решает отомстить людям, разрушившим ее жизнь. Заметим, что уже один этот первый в Украине показ на большом экране картины прославленного филиппинского режиссера внесет 46-ю "Молодость" в анналы отечественного кинопроцесса, а ее просмотр позволит заслужить ментальную медаль синефилам, которых не испугает 4-часовая продолжительность фильма (для творчества Лав Диаса достаточно короткого).

Из оставшихся участников программы упомянем "Рождение нации", режиссерский дебют Нэйта Паркера, ознаменовавшийся триумфом на кинофестивале "Санденс" – картина получила главный приз жюри и приз зрительских симпатий. Фильм, чье название является иронической отсылкой к знаменитой расистской ленте Дэйвида Уорка Гриффита, посвящен одной из наиболее трагических фигур американской истории Нату Тернеру, лидеру крупнейшего восстания рабов.

"МОЛОДОСТЬ" – ДЕТЯМ, SUNNY BUNNY, УЖАСЫ "МОЛОДОСТИ" и НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДАЙДЖЕСТЫ

Среди неисчислимых подборок фестиваля необходимо упомянуть конкурсную программу детских фильмов "Молодость"– детям" и конкурс лент ЛГБТ-тематики "Sunny bunny", новаторскую для фестиваля хоррор-секцию "Ужасы "Молодости".

Также отметим разнообразные кинодайджесты национальных кинематографий. Среди них – ежегодные French Connection, где будет представлена драма "Борис без Беатрис" популярного канадского режиссера Дени Коте, который выступит председателем международного жюри.

Кадр из фильма "Никто не хотел умирать"

Хедлайнер смотра German Wave – удостоенные на Берлинале приза Гильдии артхаусных кинотеатров "24 недели" Анне Цоры Беррхад о беременной женщине, узнавшей, что ее ребенок будет страдать синдромом Дауна – если она позволит ему появиться на свет. Порадует ценителей и "Скандинавская панорама", которая в свое время фактически ввела среди киевских киноманов моду на кино северных держав.

На фестивале также будут представлены две уникальные ретроспективы, "Венгерская рапсодия" к 60-летию восстания в Будапеште, превосходная подборка главных национальных классиков, и "Литовский фокус", в который, кроме современных лент, вошли фильмы Витаутаса Жалакявичуса, включая отреставрированную и дополненную вырезанными советской цензурой сценами культовую картину "Никто не хотел умирать".

К 400-летию со дня смерти автора, без творчества которого украинская, французская или венгерская культура непредставима так же, как и культура его родной страны, приурочена программа "Шекспир в кино", подготовленная совместно с Британским советом. Помимо полнометражных экранизаций, осуществленных Акирой Куросавой, Лоуренсом Оливье, Дереком Джарменом и другими, в ней будет представлена подборка немых лент, снятых с 1899-го по 1910-й годы.

Зрителям, не расположенным подвергаться превратностям современного кино, адресована ретроспектива "Столетие" (здесь среди прочего можно будет увидеть на большом экране "В 3:10 на Юму" Дэлмера Дэйвса, "Убить пересмешника" Роберта Маллигана, "Харакири" Масаки Кобаяси, "Мой Никифор" Кшиштофа Краузе) и программа в честь 80-летия со дня рождения одного из главных отечественных классиков Юрия Ильенко.

Кадр из фильма "В 3:10 на Юму"

Память же главного польского классика Анджея Вайды почтит показ его последней картины "Послеобразы", который закроет фестиваль. Лента Вайды рассказывает о знаменитом художнике-авангардисте Владиславе Стржеминском, пытающемся противостоять насаждению соцреалистической эстетки в послевоенной Польше. А фильмом-открытием "Молодости" станет участвовавшая в конкурсе Венецианского МКФ "Жизнь" Стефана Бризе по одноименному шедевру Ги де Мопассана.

46-й МКФ "Молодость" пройдет с 22-го по 30-е октября.

[L]Фестивальным центром в десятый раз станет кинотеатр "Киев". Также показы пройдут в "Кинопанораме", "Жовтне", Центре Довженко, "Синема-Сити", "Планете Кино", "Лире" и ряде коммунальных кинотеатров.

Программы с описанием всех 236-ти фильмов "Молодости" и расписание показов размещены на сайте фестиваля.

Александр Гусев, специально для УП.Культура

Реклама:

Головне сьогодні