Оциркованный театр: репортаж с репетиции спектакля-триллера "Афродизиак"

Оциркованный театр: репортаж с репетиции спектакля-триллера Афродизиак

17 декабря в киевском Национальном цирке состоится премьера спектакля в жанре хоррор "Афродизиак".

Его создателями стали продюсерская группа во главе с Ирмой Витовской, Национальный цирк Украины и негосударственный "Дикий театр".

Собрав вместе высококлассных актеров, авторы обещают шок, зрелище и новый формат драматического искусства, перенесенного на цирковую арену.

УП.Культура отправилась на репетицию проекта.

Возле служебного входа в цирк ("служебный вход" – есть в этом словосочетании необъяснимая трагедия человека) меня встречает Ярослава Кравченко.

РЕКЛАМА:
Ярослава Кравченко

У Ярославы какой-то поглаживающий голос и абсолютно усмиряющая поступь. Ее красный "зимний халат" выдает в ней скорее поставщика наркотических веществ, но никак не директора "Дикого театра" и PR-командира проекта "Афродизиак".

Позднее я искренне удивлюсь, почему создатели не вплетут образ Ярославы в ткань спектакля, ибо по сюжету герои принимают вещества кайфосодержащие.

Действие разворачивается на фоне французской революции, кстати, но что же это значит? Не является ли это обстоятельство спектакля отсылкой к сегодняшней Украине? Но если да, кто тогда этот человек, что хочет спасти людей?

"Это к нам", – говорит Ярослава на проходной ("проходная" – еще одно словечко из мира трагикомического).

Проходная состоит из маленькой кабинки, где ютятся не снимающие зимней одежды мужчина и женщина, и скрипящего турникета – все как мы знаем, все как мы любим.

Проходим небольшой внутренний дворик и заходим, собственно, в здание Национального цирка Украины на площади Победы.

В цирке особенный запах, словно весь цирк – это большой вольер для животных. Мне нравится. Впрочем, когда мы заходим на манеж, где, собственно, разворачивается действо, запах животных сменяет запах… ну, предположим, запах уставшего артиста.

Идет репетиция спектакля. Только что привезли готовые костюмы для мужчин, и актеры идут примерять обновки.

"Через пятнадцать минут все возвращаемся обратно. Не опаздываем", – говорит в микрофон режиссер Максим Голенко. Он, очевидно, пребывает в измененном – предпремьерном – состоянии.

"Я его никогда таким не видела", "Слушай, я его боюсь", – полушепотом обменивается мнениями о режиссере технический состав спектакля. Кажется, быть недовольным – основная черта украинского режиссера.

Начинается репетиция первого акта, где задействован балет Алексея Скляренко, и мы начинаем шептаться с Ярославой о проекте.

На вопрос о бюджете Ярослава отвечать не хочет, впрочем, позже продюсер проекта Ирма Витовская называет сумму в полмиллиона гривен.

Максим Голенко

"Дима, родной мой, хороший, там уже привезли костюм Уде. Шо ж я вас буду отлавливать!" – кричит режиссер на задержавшегося актера.

Кстати, состав актеров действительно впечатляет. Был кастинг, отобрали лучших – вот и вся формула.

В результате, собрались представители десяти театров: Франка, Молодого, Театра на Левом берегу, Золотых Ворот, ТЮЗа, Даха, Дикого, Львовского им.Леся Курбаса, Ивано-Франковского им.И. Франка, Ровенского академического театра. А еще "вольники", как говорит Ярослава. Те представляют Киев, Львов, Ивано-Франковск и Ровно.

К нам на шепот подходит актер Игорь Николаев из Ровенского театра. Я спрашиваю его о чем спектакль – о человеке, которых хотел изменить мир, но вместе того только усугубил и расплодил человеческие пороки. Что ж, вполне актуальная тема, тем более в свете конспирологической версии о победе Дональда Трампа на выборах в США.

Игорь Николаев

Видно, что Николаеву в кайф работать в этом проекте, он применяет слова "хороший", "драматический", "европейский". На вопрос, как оформлялся с ним контракт или договор, уходит от ответа.

Продолжается репетиция. На манеж выходит человек с цепью и в маске палача, выкатывают какое-то приспособление, жутко напоминающее конвейерную ленту в супермаркете, но там, где должен сидеть кассир – пила. Короче, эдакая французская машинка для убийства.

Кстати, цирк поражает своей ненормальностью – арена на 2000 мест с оркестровой площадкой под куполом и периодическим рыком тигров где-то из застенок (подозреваю, и во время спектакля этот рык так же будет слышен).

Я поднимаю голову и смотрю на купол цирка, вспоминается номер "круг смерти" – мотоциклисты катались по внутренней части так называемой корзины под куполом, удерживаясь благодаря центробежной силе. Ярослава говорит, что в спектакле они принципиально не используют зверей.

Замечаю актера театра "Дах" Романа Ясиновского и окликаю его. Роман тоже принимает участие в спектакле, играет подмастерье Бертрана.

Кстати, пьесу специально для этого проекта написал Виктор Понизов, который уже работал с Максимом Голенко над постановкой "Попы, менты, бабы, бабло" Дикого театра.

Ясиновский сравнивает работу здесь со своим опытом в театрах Франции – очень похоже, говорит он. По его словам, тут ты просто работаешь, не отвлекаясь на дрязги и перипетии рутинной жизни государственных театров, – именно в таких проектах обучаешься профессии.

Он надеется, что после возвращения в свои труппы актеры не захотят работать "как прежде". И затрагивает тему подготовки артистов, отмечая, что у нас готовят буратино, а надо пластилин. Что ж, я, пожалуй, соглашусь.

Ирма Витовская

Мы видим Ирму Витовскую, одного из продюсеров проекта. Тут уже не пошепчешься, поэтому выходим в фойе.

Ирма говорит, что подготовка к проекту началась еще в мае. Она встретилась с Максом Голенко в баре "Купидон" в Киеве и предложила сотрудничать, зная, что тот тоже разрабатывает идею спектакля-хоррор – так начался проект "Афродизиак".

Продюсерами выступили, собственно, Ирма Витовская вместе с мужем Виталием Ванца, а еще Михаил Бондаренко. Ирма говорит конкретно и по делу, уверенно чувствует себя в роли продюсера. "Афродизиак" – ее второй подобный опыт.

Первым был театральный байопик "Мэрилин Монро. Триумф и агония", где она также была актрисой, сыграв Мэрилин.

Для Ирмы важно, что проект "Афродизиак", помимо того, что освежает театральный рынок, развивает и цирковое искусство. Вспоминает опыты Леся Курбаса, который чуть ли не единственный в украинском театре пытался синтезировать драматический театр с цирком – теперь это делают они.

[L]Кроме того, цирк в Украине сам со себе не в самой лучшей форме – вечерней программы для взрослых нет. Поэтому работает его команда только для детей и подростков до обеда. А хочется иметь такой цирк, как всемирно известный Cirque du Soleil.

Мы прощаемся с Ирмой, и я искренне желаю им успеха.

Ярослава выводит меня из цирка, и я думаю о том, что зверей так и не увидел.

Дима Левицкий, специально для УП.Культура

Реклама:

Головне сьогодні