Человек в движении: как украинский танцовщик Иван Путров завоевал Лондон и мир

Иван Путров – украинский танцовщик и балетный продюсер. 12 лет он проработал в лондонском Королевском балете, восемь из них – в статусе премьера.

В 2010-м артист отправился в самостоятельное творческое плавание.

Работа за границей не мешала Путрову выступать на родине. Он многократно танцевал на сцене Национальной оперы в качестве приглашенного артиста. А еще показывал здесь свой проект Men in Motion.

В его рамках вместе с международными звездами классической и современной хореографии он представляет серию коротких балетов, показывающих 100-летнюю историю мужского танца.

Вскоре танцовщик вновь покажет киевлянам эту постановку. А пока Иван ненадолго приехал в Киев, чтобы подготовиться к независимым гастролям в Японии.

В итоге, вечер пятницы, как и положено, прошел на танцполе – главного репетиционного зала Национальной оперы Украины.

Мы начинаем разговор за 15 минут до начала репетиции.

Иван предлагает не терять времени и немного пообщаться в гримерке, пока не освободится зал и не придут его педагоги. По совместительству родители – в прошлом артисты главной балетной труппы страны.

Иван Путров репетирует партию Нарцисса. Все фото предоставлены Иваном Путровым

Танцовщик видится с ними нечасто. В 15 лет талантливый студент Киевского государственного хореографического училища взял первый приз на самом знаменитом балетном конкурсе в Лозанне и получил приглашение от Королевской балетной школы.

Казалось бы, от таких предложений не отказываются, однако дирекции пришлось хорошо постараться, прежде чем наконец увидеть Ивана в стенах главной артистической кузни театра Ковент-Гарден.

– У меня и в мыслях не было уезжать, – вспоминает Путров. – После конкурса я получил предложения от разных школ, но планировал остаться дома и вместо стипендии взять денежный приз.

В Украине у подающего надежды танцовщика была серьезная поддержка родителей – матери Натальи Березиной, солистки Национальной оперы, и отца Александра Путрова, тоже артиста балета.

Именно мама привела сына на просмотр в училище, и только впервые попав на сцену, Иван, буквально выросший в театре, понял, что действительно хочет танцевать:

– В детстве я представлял себя кем угодно, только не танцовщиком. В театре для меня не было ничего необычного, я проводил там с родителями каждый день и искренне считал, что другие дети живут точно так же.

Путров неравнодушен к моде. В его планах сотрудничество с дизайнером шляп Филипом Трейси

Директору Королевской балетной школы Мерл Парк пришлось уговаривать Ивана несколько недель и в итоге предложить ему компромисс – ненадолго приехать летом, чтобы посмотреть, как все устроено.

Так в 1996 году Путров впервые попал в Лондон и не устоял. Незнание английского языка не смущало – в педагоги будущий артист выбрал знаменитого петербургского танцовщика и хореографа Германа Замуэля. Несколькими годами ранее тот переехал преподавать из США в Великобританию:

– Мне хотелось с ним работать, ведь он был хранителем той же классической вагановской школы, но успел впитать динамику западного искусства.

Финальной точкой в решении переехать стал сам Лондон.

– Я каждый день бегал по музеям, галереям, театрам – хотел увидеть то, чего не было в Киеве, – вспоминает Иван. – Спустя полгода на моем проездном невозможно было рассмотреть ни единого символа, он был полностью заезжен.

Теперь, как когда-то по Лондону, Путров ездит по всему миру – за последние 2 недели, по его словам, он побывал в 5 странах. После репетиций в Украине его ждет Япония, а следом – США.

Иван Путров в спектакле Men in Motion

В Америку артист поедет не выступать, а репетировать совместный номер из премьеры Men in Motion с аргентинским танцовщиком Даниэлем Пройетто. "Мы все живем в разных городах, и такие путешествия необходимы, чтобы на сцене добиться наивысшего результата", – говорит Путров.

Стремление к высокому качеству заставляет Ивана репетировать при любых обстоятельствах – около 9 вечера мы заходим в зал Национальной оперы. Пока танцовщик разогревается, его мама, Наталья Березина ищет необходимую музыку, а папа, Александр Путров, ныне театральный фотограф, настраивает камеру.

Иван признается: родители никогда особо не критиковали его и не оказывали давления, скорее помогали ценными наставлениями. "Мы время от времени даже репетируем с мамой по Скайпу", – делится танцовщик.

Репетиция начинается, и правда – вместо замечаний от его родителей можно услышать лишь точечные корректировки, оценки, но чаще всего – шквал шуток по любому поводу.

– Вспомни, что мама 90 фуэте крутила, и тебе перестанет быть сложно, – подначивает Ивана отец.

Тем временем мама, действительно рекордсменка вращений, с идеальной осанкой и ногами по четвертой балетной позиции стоит у рояля и внимательно следит за каждым движением сына: "Хорошо, не смотри в пол, вот сейчас нормально было".

Иван Путров с мамой Натальей Березиной на репетиции в Национальной опере Украины

А Ваганова просила пяточку повыворотнее, – не унимается Путров-старший.

Иван сам не прочь пошутить – для фотографии взбирается с ногами на балетный станок, отказываясь позировать в банальной растяжке или классической балетной позе. "Я против клише во всем", – говорит Путров, и эта фраза отлично характеризует его работу.

Спустя 12 лет блестящей карьеры в Королевском балете Великобритании, он покинул труппу, чтобы поставить 3-актный балет "The Most Incredible Thing" на музыку знаменитых электронщиков Pet Shop Boys вместо того, чтобы "танцевать еще 20 Щелкунчиков"

А чтобы больше не делить внимание публики с партнершами по сцене, которые традиционно занимают центральное место в спектаклях, танцовщик реализовал полностью мужской проект Men in Motion.

Артист считает, что сегодня в балете как никогда важна индивидуальность, а также пространство для творчества. Рамки балетной труппы оказались Путрову слишком тесны, и теперь он активно занимается продюсерской деятельностью, планируя новые авторские проекты. Какие – пока секрет.

– Меня вдохновляет все вокруг. Опера, драматические спектакли, современное искусство, мода. Все они, так или иначе, относятся к тому, чем я занимаюсь. Танцу под силу проникнуть в любые сферы жизни, говорит Иван и доказывает мысль собственным примером.

Men in Motion это серия коротких балетов, показывающих 100-летнюю историю мужского танца

Для его постановок создавал декорации британский художник Гари Хьюм, сам же Путров однажды стал героем видеоработы для украинского павильона на Венецианской биеннале. В планах – сотрудничество с дизайнером шляп Филипом Трейси.

Танцовщик неравнодушен к моде. Первый вопрос, который он задает сразу после репетиции: "А в Киеве уже прошла неделя моды?", и очень удивляется, что в столице их сразу две.

Но Путрова интересуют не просто вещи, а посыл, который за ними стоит. Даже в своей постановке по сказке Андренсена "The Most Incredible Thing" он использует плакаты авангардной советской художницы Любови Поповой, которая разрабатывала прозодежду в 1920-х годах прошлого века – чтобы подчеркнуть диктаторский строй в сказочном королевстве.

Несмотря на продюсерские амбиции, 37-летний Путров прежде всего видит себя в роли танцовщика: "Человек танцевал еще до того, как научился говорить. И я считаю танец очень естественным способом самовыражения".

По мнению Ивана, чтобы танцевать, возраст не важен. Главное, чтобы ни артист, ни зритель не зацикливались на достижениях прошлого. На премьере новой программы Men in Motion в Лондоне к команде Путрова присоединится легендарный премьер Большого театра Ирек Мухамедов. Ему сейчас 57 лет.

– Конечно, он не будет исполнять партию из "Спартака" или "Дона Кихота". Он станцует современную хореографию, созданную специально для него, – рассказывает автор проекта.

Первая программа Men in Motion была с успехом показана в Лондоне в 2013 году

При таком гибком и творческом подходе к работе вопрос напрашивается сам собой – не хотел бы Иван попробовать себя в роли художественного руководителя балетной труппы?

– Нет, – улыбается танцовщик. – Мне интересно то, чем я занимаюсь.

– Но предложения были, – подхватывает его мама, которая после репетиции решила остаться и на интервью.

Сейчас Путрова, кажется, больше всего интересует судьба проекта Men in Motion: "Это не законченная история, ведь 100 лет мужского танца – это не 2 часа на сцене. За это время я показываю максимум, но тема очень обширная и интересная".

Своим любимым балетом прошлого века Иван называет "Видение розы" Фокина. По его словам, после этой постановки стало понятно, что мужчины на сцене могут быть на равных с балеринами.

А из современных работ артист в полном восторге от 60-минутного балета Рассела Малифанта "AfterLight" – здесь полноправным солистом вместе с танцовщиком становится свет.

Своим любимым балетом прошлого века Иван называет "Видение розы" Фокина

[L]Первая программа Men in Motion была с успехом показана в Лондоне в 2013 году, и теплый прием в Киеве в прошлом ноябре подтолкнул Ивана наконец-то продолжить начатую историю.

– Я очень рад тому, как здесь приняли проект – в зале был даже министр культуры Евгений Нищук, – делится артист и продюсер. – В Men in Motion увидели потенциал, и наши представления в апреле уже пройдут под патронатом министра. Для публики и артистов культурный обмен очень важен, и это не последний мой приезд.

Напоследок не могу не спросить – какие еще проекты, созданные Иваном, повезет увидеть Киеву?

Танцовщик на несколько секунд замолкает – он вообще крайне аккуратен в словах. И после паузы отрезает, смеясь: "Пока придется довольствоваться Men in Motion".

Полина Булат, специально для УП.Культура

Реклама:

Головне сьогодні