Как джазовая певица и басист "Океан Ельзи" создали дуэт MARU
Дуэт с загадочным названием MARU полтора года назад создали басист группы "Океан Ельзи" Денис Дудко и джазовая певица Оля Лукачева.
Сочетания контрабаса с голосом – довольно редкое явление на сцене, поэтому почти сразу приковало внимание киевской публики. И хотя Дудко понимает, что интерес к MARU отчасти вызван его работой в "ОЕ", он называет это приятным бонусом и прислушивается к некоторым советам коллег во главе со Святославом Вакарчуком.
На счету творческого тандема Лукачевой и Дудко два англоязычных клипа на синглы "With you" и "Sparks" и несколько камерных концертов. В ближайших планах – выход первого альбома, хоть и пока без точной даты.
В разговоре с УП. Культура Денис и Оля рассказали об отношении к кавер-бендам, планах запеть на украинском и умении совмещать работу в разных жанрах.
Первое выступление "MARU" состоялось в баре "Алхимик", где проходило интервью. Все фотографии Дмитрия Ларина |
– Оля, Денис, мы не зря встретились в этом баре. Именно после двух концертов здесь многие узнали о вас как о дуэте, который исполняет кавер-версии всемирных хитов. Как вам работается, когда публика ест, пьет и разговаривает? Не раздражает?
Денис: На самом деле, иногда бесит. Но тогда мы понимали, что это наш первый концерт. Поэтому как-то терпели. Ничего страшного. Надеюсь, в дальнейшем, когда о нас будет знать больше людей, мы сможем себе позволить правильно настраивать публику на наше выступление.
Оля: Наших слушателей это бесило тоже. Были наши друзья, и Славик Вакарчук резко отзывался о шуме. В таких случаях начинаешь просто играть для себя.
– Денис, вопрос больше к вам. Вы как участник самой известной группы страны могли себе позволить сразу играть свою музыку. Но начали с каверов, почему?
– На самом деле, наш проект весьма спонтанный. Была какая-то вечеринка близких друзей. Мы придумали концепцию первого концерта. Решили, что будет прикольно сделать программу каверов известных песен, пару джазовых тем, поп, рок – от Nirvana до Криса Корнелла с Монсеррат Кабалье.
Мы подумали, что в формате голос плюс контрабас это будет интересно и необычно, что важно. В итоге, так и получилось.
И только потом, после нашего выступления решили попробовать продолжить. И через какое-то время пришло понимание того, что хочется все же делать свои песни. Но каверы – не самый плохой старт.
Оля: У нас в стране принято называть каверами музыку, сыгранную в ноль, а в нашем случае – это оригинальное понятие кавера. Это измененные до неузнаваемости темы, преображение.
– Оля, у вас как у вокалистки не было опасений потерять индивидуальность исполнения, начать невольно подражать кому-то из перепеваемых звезд?
– Я уже долго пою в разных жанрах и, честно говоря, мне не составляет труда видоизмениться, но при этом остаться собой. Конечно, бывали моменты, когда Денис корректировал что-то, потому что он чувствовал какие-то вещи по-своему и предлагал варианты определенного исполнения. Но в основном я стремлюсь наоборот – уйти от оригинала.
– Давайте поговорим о проекте MARU. На каком этапе вы сейчас?
Денис: Пишем наш альбом, активно репетируем. В самой записи уже будет участвовать больше двух человек. Где-то будут барабаны, где-то больше гитары. Мы хотим расширяться, но не глобально. Не хочется себя сковывать рамками одного контрабаса, хочется пойти немного дальше, хотя бы попробовать. Опция остаться в дуэте у нас есть всегда.
– Формат дуэта голоса и контрабаса все же больше предполагает камерные выступления. Означает ли ваше желание расширять состав, что вы хотите выйти на широкую аудиторию?
Денис: В том числе да.
Оля: Почему бы и нет. Музыка оригинальная. На сегодняшний день, для меня лично, аналогов в нашей стране нет. И я более чем уверена, что мы займем свою нишу и даже создадим ее.
– Мне кажется, такая музыка, с претензией на интеллектуальность, не предполагает массовую аудиторию и стадионы…
Оля: Почему? Может быть, вполне. Есть у нас уже песни новые, и я прям вот вижу какие-то open air, стадионы. Потому что у нашей музыки есть свой вайб.
Денис: Сейчас песни получаются очень разные. Есть, как вы говорите, интеллектуальные, но самую малость, а есть очень простые в хорошем смысле, на двух аккордах композиции, которые, как мне кажется, даже ребенок сможет оценить.
– Вы сейчас в стадии эксперимента и творческого поиска. И хотя вы не хотите сковывать себя рамками определенного стиля, у вас же наверняка есть понимание того, каким вы хотите видеть проект MARU?
Денис: Да, конечно. По нынешним репетициям я уже вижу звучание нашей группы в дальнейшем. Я не могу объяснить это словами. Но есть формула, которая, как мне кажется, подходит группе MARU. И я эту формулу процентов на 90 уже чувствую.
Оля: У меня тоже есть ощущение, но еще у меня есть желание потом где-то в студийной работе вставить свои пять копеек (смеется). Каких-то новшеств добавить в звучание.
– За кем последнее слово в вашем дуэте?
Оля: Денис командир. И это очень хорошо.
– Почему? В силу большего опыта?
Оля: Он автор музыки. Плюс Денис очень быстро реагирует на какие-то варианты аранжировок. Он сразу четко чувствует, что годится, а что нет. Я вообще очень медленна в этом плане, особо ничего не предлагаю.
Денис: Я процентов на 80 сразу представляю, как это должно звучать. И вокально тоже. И остальные 20 процентов остаются на эксперименты.
– Денис, Оля как педагог вокала вас корректирует?
Денис: Да вот никак не соберемся позаниматься, хотя очень надо. Я же пою в группе, хоть и на втором плане. И я хочу петь.
– А почему вы вдруг запели? Был какой-то порыв или так и задумывалось?
– Так как песни пишу я, то это получилось естественно.
– А джаз не пробовали петь? Или знаете, как Авишай Коэн (израильский контрабасист – УП.Культура) подпевает себе иногда…
– Нет, я в принципе не очень люблю вокальный джаз. Я большой фанат Авишая, но нет, так не пробовал и, скорее всего, не стану.
– Бывает такое, что музыкант может круто сыграть сложную джазовую тему, но при этом не умеет играть простой попсовый бит. Как вам удается лавировать между разными жанрами, не впадая в крайности?
Денис: Я многому научился в группе "Океан Ельзи". Когда я только туда пришел, мне все время хотелось много играть. И с каждым месяцем, с каждым годом я приходил к тому, что чем меньше ты играешь, тем больше ты говоришь своей музыкой. Тем лучше для всех. Это что касается функции баса в ансамбле.
Я надеюсь, что мы немного все-таки научились совмещать. Я музыку воспринимаю прежде всего эмоционально, а не как математику. Меня само словосочетание "интеллектуальная музыка" очень раздражает.
Я не очень люблю арт-рок и не люблю сложный-сложный джаз, фьюжн. Люблю, когда есть эмоция. Это может быть и авангардный фри-джаз, странный и непонятный, но при этом ты можешь испытывать офигительные эмоции. Это может быть просто шансон, но очень душевный. Самое главное – когда музыка цепляет.
Мы движемся к тому, чтобы получать удовольствие от самой музыки, а не к пониманию, как эта музыка сделана, и что в этой музыке нужно проанализировать.
– Ваши коллеги, в том числе и из "Океан Ельзи", ходят на ваши концерты. Критикуют, хвалят? Вы прислушиваетесь к ним?
Оля: Да, конечно. Бывают очень интересные комментарии. Не только по поводу концертов MARU. Недавно после концерта Volga:Funk Влад Опсеница (гитарист "ОЕ" – УП.Культура) очень интересно комментировал мое пение. И так как обычно ты сам с собой в этом пении, и тебе особо никто ничего не подсказывает, такие комментарии много чего дают. Иногда это похвала, иногда такие "вопросики"…
– А как вы реагируете на критику?
Оля: Отлично. Главное понять, о чем речь. И потом все окей.
– А кто для вас является учителем и авторитетом в музыкальном плане?
Денис: Как-то так получилось, что я всю жизнь занимался сам. Было пару человек – джазовых музыкантов в Харькове, которые стали моими учителями. Но 99 процентов того, чего я добился или не добился – я делал сам.
Когда пришел в "Океан", думал: "Да что я тут не знаю". А там много своих тонкостей. Это другой полюс. И там есть свои сложности, они очень интересные и непростые. Играть две ноты в час тоже надо уметь. Учиться можно у многих людей – джаз ли это, рок ли, поп – неважно.
Оля: Мне кажется, формат ученик-учитель больше характерен для классики.
– Тем не менее, вокалу же вас кто-то обучал?
– Мой папа музыкант. И мое первое становление как музыканта происходило в семье внутри. И я много слушала. И вообще все, что я впитывала в себя, происходило больше через уши. И мне кажется, внимание как слушателя и то, сколько ты можешь почерпнуть из услышанного, представить себе, ощутить, как голос распространяется по всей голове, и дает результат самоучки.
У меня был период ошибок и серьезных проблем с голосовыми связками, с голосом, но не было никого, кто мог бы объяснить все эти моменты. И каким-то чудом меня познакомили с педагогом классического вокала в консерватории, и этот человек стал для меня учителем во всех смыслах. И человеком, который вправил мне мозги.
– Ваше музыкальное образование вам не мешает в создании музыки, не сковывает?
Денис: Нет, даже помогает. В контексте быстрого принятия решения. То же сольфеджио – ты сразу можешь определить на слух мелодические или гармонические ходы заранее. Предвидеть и предслышать их.
Но я также считаю, что часто это идет не на пользу. Есть много примеров музыкантов без образования, которые пишут офигенные песни, отличную музыку, начиная с тех же The Beatles.
Оля: Мне кажется, роль также играют наслушанность и практика. Я начала работать как певица в кавер-бенде в Днепропетровске лет в 15-16. Конечно же, перепела всякой разной музыки. Мне кажется, это больше всего влияет. Плюс – важно слушать много инструментального джаза, что я и делаю.
Денис: Есть такое мнение, и я с ним отчасти соглашусь, что музыканты-универсалы, которые поют в кабаках и играют все, от джаза до Led Zeppelin, теряют свое лицо. При этом они могут быть супер-профессионалами и играть все на высшем уровне. Поэтому те же "ОЕ" в начале карьеры не пели каверы. Они начали сразу писать свои песни, никому неизвестные. И это очень важно.
– Но исполнение каверов – это часто способ заработка для музыкантов, особенно молодых…
Оля: Это да. Просто беда в том, что у нас есть же и старики, реально взрослые музыканты, которые с фанатизмом в свои "за 50" занимаются каверами. Это же просто потраченная жизнь. Мне кажется, это такая штука, которой должны заниматься исключительно студенты для практического опыта и заработка, и все.
Денис: Похожая ситуация и в джазе – игра джазовых стандартов, которая приходится на львиную долю джазистов. И мало кто делает свою авторскую музыку.
– Вот кстати, многим джазовым музыкантам у нас в стране для того, чтобы себя прокормить, приходится работать у той же Тины Кароль, Светланы Лободы и так далее. В одном из интервью вы говорили, что не преследуете коммерческих целей в проекте MARU. Это правда?
Денис: Конечно, мы хотим, чтобы нам за это платили деньги. Но мы хотим сделать так, чтоб об этом думала наш менеджер Марина Сикоева, а мы будем думать только о музыке.
– Денис, когда вы успеваете писать музыку между концертами? Как вообще это происходит?
Денис: Это как раз тот случай, когда музыкальное образование помогает. Мне очень часто музыка приходит на улице. Когда под рукой нет музыкальных инструментов.
С менеджером группы Мариной Сикоевой |
У меня есть города, которые очень вдохновляют – Нью-Йорк, Париж. Я могу просто куда-то идти, и в голове рождается мелодия. И тогда я сразу понимаю, какая будет гармония, запоминаю нотный стан, пишу у себя в голове, и потом вечером на саундчеке беру гитарку, на диктофончик записываю.
Иногда, как это ни банально звучит, мелодия приходит утром, когда я просыпаюсь. Именно утром, только глаза открыл и записал быстренько.
– Оля, вы параллельно делаете еще и фанковый проект Volga: Funk. В нем вы раскрываетесь в образе, как сказала Alloise, африканской женщины. Яркой и очень эмоциональной. В MARU вы иная, более сдержанная, минималистичная. В какой роли вам комфортнее?
– Наверное, уже в MARU. И я взрослее стала, и наша музыка не такая спокойная уже. В MARU я как-то полноценнее себя чувствую. Более достойно, наверное.
Хотя, конечно же, есть желание профанации легкой, чуть-чуть все спустить на тормозах и беситься. Фанк это позволяет.
– Кто из известных музыкантов, которых вы позвали в проект, стал для вас наибольшим открытием именно в фанке?
– Дима Шуров и Дима Каднай. Шурова я увидела как творца, как человека, жаждущего делать музыку. Грамотного, все время размышляющего, не опускающего руки.
Денис: Вот ты правильно сказала про Шурова. Он жаждет музыки. Это такая редкость сейчас. К счастью, у меня есть такое окружение, оно небольшое, но есть. Именно музыкантов, которые жаждут музыки, творчества.
– Я не могу не спросить про Женю Галича, с которым вы занимаетесь вокалом и который тоже пел фанк в вашем проекте…
–Как раз в Галиче я не сомневалась. Я же считаю, что фанк – это афроамериканский рок-н-ролл, а Жека – это ходячий рок-н-ролл.
– Сейчас у нас в столице проходит Евровидение. Даже участие в Национальном отборе – это уже слава на всю страну. Вы не рассматривали такой вариант для MARU?
Оля: Это от нас не уйдет, и этим мы всегда можем воспользоваться.
Денис: Но пока не рассматривали. Поживем – увидим. Пока мы делаем альбом, и когда закончим – тогда будем думать.
– Оля, вы участвовали в проекте "Голос", хоть и недолго. У вас не было желания сделать сольную карьеру? Продюсеры не предлагали сотрудничество?
– Нет, и слава Богу. Я из тех людей, которые выбирают свой путь, более или менее независимый и настоящий. Поэтому я имею то, что имею, и не живу в роскоши, но у меня все по-настоящему. Даже какие-то музыкальные ошибки – настоящие. Все по-честному. И мне это нравится.
– У MARU есть планы выйти за границы украинского шоу-бизнеса?
– Обязательно, без этого никак.
– Почти в каждом интервью я слышу подобный ответ, но по факту мало у кого это получается. У вас уже есть какая-то стратегия?
Оля: У нас не может быть стратегии, потому что мы занимаемся творчеством. Стратегия есть у нашей команды, которая в нас верит и прилагает усилия.
– Понятие моды в музыке для вас существует? Сейчас все подсели на электронную музыку и стараются всюду ее вплести…
Денис: Да, есть такое… Нельзя сказать, что я сильно иду за модой. Но иногда хочется что-то необычное и новое привнести. Это есть.
– А что для вас табу в музыке?
Оля: Сальса, латино.
Денис: Регги ненавижу, латину ненавижу, арт-рок.
– Что для вас выход из зоны музыкального комфорта? Есть еще что-то, чего вы хотели бы достичь?
[L]Оля: Единственное, что может мне мешать – недостаточное количество времени, проведенное с самой собой над изучением материала, особенно авторского. Вот сейчас я очень волнуюсь и хочу как можно больше времени посвятить впеванию материала, чтобы из себя достать самые лучшие варианты исполнения.
Во всем остальном я себя комфортно чувствую, если я освоила материал. Из каких-то недосягаемых на сегодня вещей, наверное, это scream, пение двойными связками, которое периодически получается, и академическое классическое пение на крутом уровне бельканто – это то, что я хотела бы в своей жизни освоить. Все.
Денис: Я сейчас стараюсь писать песни на украинском языке. Для меня это новое увлечение, которое я хочу освоить. Мне интересно, что получится дальше. Меня сейчас так поперло в этом смысле. Я же из Харькова, и основной язык у меня русский. Поэтому с украинским мне сложнее, но я стараюсь подучиться.
–Это был порыв души или влияние всеобщей волны патриотизма?
– Мне просто нравится, как украинский звучит в песнях. Он очень певучий. Я точно не хочу писать на русском не из-за того, что происходит в политике. Просто как-то украинский и английский в музыке мне более по душе.
– Чего вы как артисты боитесь больше всего?
Оля: Чтобы не закрыло творческую чакру.
Денис: Чтобы не пропала эта жажда музыки.
Тамара Кудрявченко, специально для УП.Культура