Ускользающее искусство: что нужно знать о международной выставке в PinchukArtCentre
В 2013 году в Британии вышла книга "Хрупкая Империя: как Россия влюбилась и разлюбила Владимира Путина" журналиста The Guardian Бена Джуды (в украинском переводе книга была выпущена издательством "Медуза" в 2015 году).
В ней журналист описывает ситуацию в России и проводит свое расследование правления Путина, начиная с первых этапов его политической деятельности: периода ельциновской России, взрывов многоэтажек в Москве, чеченских войн.
Джуда с удивлением констатирует, что в России выросло целое поколение людей, которые не знают других правителей, кроме Путина. Для таких людей России без Путина как бы не существует.
[L]В то же время, в России, например, озабочены "угрозой ущемления прав русскоязычных" в мире, а проблемы внутри самой страны как бы не замечают.
Во время своего путешествия по российским территориям вблизи от границы с Китаем Джуда столкнулся с тем, что фактически эти земли принадлежат китайцам, а русскоязычные живут на них в убожестве.
На улице Джуда встретил девочку-подростка, которая сказала ему: "Who gives a fuck about the motherland. There is no fucking motherland".
Хрупкое состояние, которое вынесено в заголовок книги, характеризует нынешнее состояние мировой политической карты: войны происходят по всему миру, теракты в Лондоне и Париже стали обыденностью. Кажется, никто не застрахован от насилия, от того, что окажется в эпицентре развала и преломления.
Сантьяго Сьерра. Ветеран войны в углу, 2017. Фото: PinchukArtCentre |
Сама Украина вот уже 25 лет сталкивается с угрозами разного характера, которые ломают устойчивость и стабильность внутри общества.
Международная выставка "Хрупкое состояние", которая открылась в PinchukArtCentre (куратор – Бйорн Гельдхоф) рефлексирует политическую, социальную, экономическую и персональную нестабильность.
Работы всемирно известных художников: Марины Абрамович, Ай Вэйвэя, Дугласа Гордона, Карлоса Мотты, Оскара Мурильо, Сантьяго Сьерры, Бартелеми Тогу, Яна Фабра, Урса Фишера и Дэмиена Херста, которые фиксировали изменения глобального мира в разное время, сегодня – с учетом украинской ситуации – обретают новое значение.
Урс Фишер. Стул для призрака: Урс, 2003. Литой алюминий, краска, лак, кабеля. Предоставлено Ringier Collection, Швейцария |
Например, работа испанского художника-анархиста Сантьяго Сьерры "Ветеран войны в углу" фактически дублирует перформанс, состоявшийся в Донецке в 2012 году на выставке "ArtPoint" (Донецк, Green Plaza, 2012). Правда, с одним отличием: в Донецке в углу стоял ветеран-афганец, нынешней же публике показана спина солдата в другой форме – похожей на ту, которую носят воины АТО.
Сьерра, очевидно, не мог предположить, что подобный перформанс может обрести еще более символический и острый контекст. За последнее время для Украины тема войны приобрела особый смысл. В одной украинской семье может быть и дед-ветеран (Второй мировой войны), и внук-ветеран (войны на Донбассе).
Эта символическая связь поколений лежит особым грузом на сегодняшнем обществе – уставшем, истощенном, но милитаризированном.
Ай Вэйвэй. Упуская урну династии Хань, 2016. Элементы LEGO. Фото: PinchukArtCentre |
Тема краха цивилизации – одна из главных точек отсчета экспозиции выставки. Будь-то истощение культуры, или физическое ее уничтожение (работы Ай Вейвея "Упуская урну династии Хань", 2016; Дугласа Гордона "Конец цивилизации", 2012, и другие).
Подобные вещи в трактовке Зигмунда Баумана получили название "твердых тел" – остатков старых цивилизаций и культур, которые подлежат уничтожению, дабы на их месте были созданы новые объекты.
В книге "Текучая современность" Зигмунд Бауман говорит о том, что современный мир оказался в неком тупике – ситуации отсутствия политических ориентиров и неопределенности. В таком же тупике, углу, стоит и ветеран войны Сантьяго Сьерры, под углами проставлены и элементы видеоинсталляции Дугласа Гордона, на которой изображено горящее пианино.
Персональное переживание катастрофы – это то, что остается сегодняшнему человеку в нынешних цивилизационных условиях.
Дуглас Гордон. Конец цивилизации, 2012. Видеоинсталляция со звуком на 3 экранах, 118 мин |
Урс Фишер визуализировал подобное ощущение в парафиновой скульптуре-автопортрете в виде гигантской свечи.
Тело Фишера меняется изо дня в день, плавится от огня, деформируется. Пламя свечи, по мнению Гастона Башляра, лучше всего отображает человеческую уединенность, одиночество и пустоту.
В прошлые времена, пишет Башляр, "пламя свечи могло быть чувствительным прибором для измерения спокойствия души, мерой чистого покоя, покоя, проникающего в каждую мелочь жизни, – покоя, сообщающего грацию непрерывности следующей за бегом безмятежных грез длительности".
Урс Фишер. Без названия, 2011. Парафиновая смесь, пигмент, сталь, гнет. Частная коллекция. Предоставлено художником |
Обращение к самому (самой) себе – художественный метод Марины Абрамович. Ее перформанс "Генератор" обращен именно к зрителю, к его ощущению самого себя, своих собственных чувств, желаний, потребностей и мыслей.
Абрамович создает среду, в которой человек возвращается к собственным инстинктам – он утрачивает веру в зрение и слух. Каждая дополнительная минута на перформансе открывает новые знания, новую практику, не осознаваемую ранее.
Для получения подобного опыта Абрамович конструирует "пустое пространство" – невидимое и неосознаваемое аудиторией место. Глаза и уши участников перформанса закрыты, так что они не могут представить себе ни форму помещения, ни объем, ни его заполненность, ни то, находится ли с ними в этом пространстве кто-то еще или нет. Человек получает уникальный опыт, пытаясь ощутить границы места в самом себе.
Марина Абрамович. Генератор, 2014/2017. Публичний партисипативний перформанс |
Метафора текучей (плавающей) современности пронизывает всю выставку. Она ускользает от охраны и пробирается в залы сквозь посетителей, разрушая диалог между работами внутри экспозиции, непосредственно влияя на него.
Катерина Яковленко, специально для УП.Культура
Титульное изображение на странице: Бартелеми Тогу. Победить вирус !, 2016. Фарфоровые вазы, 3D принты. Предоставлено Galerie Lelong, Париж, и Bandjoun Station, Камерун