Это не Playboy: как фотограф Роман Пятковка рассказывает истории обнаженным телом

В 1978 году, пока официально в СССР не было секса, харьковский фотограф Роман Пятковка создал свою первую серию эротической фотографии "Внутреннее беспокойство".
В 2013 году он, со своим проектом "Советское фото" стал победителем конкурса Sony World Photography Awards в номинации "Концептуальная фотография".
Сегодня работы Пятковки хранятся в музеях Италии, Германии, США, России и многих других стран.
В этом году его снимки отобрали для книги "Ukrainian Erotic Photo", которую представили на Форуме издателей во Львове.
Отдельным изданием вышла книга "Apartment 20" – арт-бук исключительно с работами харьковского автора.
В разговоре с УП.Культура Роман Пятковка рассказал, с чего началась история украинской эротической фотографии, о чем может рассказать человеческое тело и что будет дальше с украинским фото-бизнесом.
![]() |
Роман Пятковка на фоне своих работ. Фото предоставлено героем |
О Харькове и визуальном голоде
Эстетические принципы Харьковской школы фотографии появились в рамках нонконформистского художественного движения в СССР. Это была попытка противостоять доминирующим штампам советской фотографии, навязанной доктриной соцреализма в искусстве.
Говорить о себе вне контекста Харьковской школы совершенно не имеет смысла.
Харьков – это большой заводской город с огромным количеством студентов и собственной интеллигенцией. Постоянно усиливавшееся напряжение между социалистическим реализмом и протестной андеграундной философией, дало городу много интересных творческих людей.
Молодые харьковские фотографы вдохновлялись работами группы "Время" – Юрия Рупина, Евгения Павлова, Олега Малеванного, Бориса Михайлова, Геннадия Тубалева, Александра Супруна и Александра Ситниченко.
Надо понимать, что в то время отсутствие фотостудий привело к освоению приватного пространства, когда малометражные квартиры стали полигонами нашего творчества. Как следствие, предметом отображения и предметом исследования стала личная и даже интимная жизнь.
Такая фотография отличалась от всего, что делали на остальном постсоветском пространстве. Когда поднялся железный занавес, мы осознали, что такое вообще никто не делал.
![]() |
Работа из серии "Советское фото" Романа Пятковки |
В советское время обнаженное тело было табуированной темой. Из-за картинок с обнаженкой могли быть проблемы с властями. Но я был молод, и мне хотелось видеть и изображать тело.
Это было невозможно – журнальные публикации были перенасыщены приторно-романтическими изображениями советской молодежи с полным отсутствием намека на эротизм. Если вдруг в кино где-то выскакивал кусочек обнаженного тела все по несколько раз ходили смотреть.
Вокруг был визуальный голод, который я начал восполнять своими работами. Это хорошо отображает проект "Советское фото", который я создал в 2012 году. На изображения абсолютно бесполых рабочих и счастливых колхозниц я наложил снимки обнаженного тела своего авторства.
В 80-тые годы на Западе начался бум советской искусства. Для них работы харьковских фотографов стали шоком – они не ожидали столь новых, интересных современных работ. Но мы показали, что наши фотографии артистичны и концептуальны.
![]() |
Работа из серии "Советское фото" Романа Пятковки |
Нас очень хорошо воспринимали. Правда, однажды мою выставку в США закрыли за порнографию. Это было в штате Огайо, очень консервативном. К счастью, вскоре выставка возобновила роботу и на входе уже поставили полицейскую, которая не впускала никого младше 22 лет.
Позже мода на советскую фотографию прошла и из пятисот "выездных" фотографов осталось только десять, которые работают сейчас.
Ведь что такое хорошая картинка? Это то, что существенно отличается сделанного другими. Ноу-хау в изображении всегда интересно. Но когда появляется большой поток фотографий, как например, сейчас, нужно придумывать что-то новое, что-то свое.
![]() |
Работа из серии "Советское фото" Романа Пятковки |
О "бутербродах", технологиях и новаторстве
Отсутствие качественной фотоаппаратуры и фотоматериалов, привело к утверждению "плохого качества" как эстетической категории. Мы намеренно небрежно проявляли пленку или раскрашивали анилином черно-белые фотографии.
Кроме того, мы делали "наложения" или "бутерброды", как художники иногда называли их. Брались два цветных слайда, накладывались друг на друга, помещались в одну рамку для слайдов и проектировались на экран, как слайд-шоу.
Эта технология привела к результату, подобному мультиэкспозиции, но давала более четкую детализацию и больше возможностей для комбинаций. Изображения выглядели формально новыми, сюрреалистичными и гротескными, давали простор для разных интерпретаций.
![]() |
Работа из серии "Игры обнаженных" Романа Пятковки |
В 1978 году я сделал свой первый фотопроект ("Внутренне беспокойство") и решил похвастаться им перед друзьями и учителями. Я, конечно же, считал, что это гениальный работы, но кто-то мне сказал, что в них нет аутентичности, что они не отличаются от работ, которые были до этого.
После этого разговора я создал новый проект, который называется "Бутерброды памяти" – я совместил собственные снимки с архивными изображениями. С этой технологией я перепрыгнул на много лет вперед, ведь даже сейчас такое делают, только уже с помощью фотошопа.
Некоторые фотографы имеют внутренний комплекс – фотография тиражируема, если у тебя есть негативы, то можно напечатать сколько угодно оригиналов. С другой стороны, когда только появилась фотография, многие говорили, что это не искусство, а всего лишь отображение реальности, потому что фотограф не работает с мелом или с красками.
![]() |
Работа из серии "Бутерброды памяти" Романа Пятковки |
Для себя эту тему я закрыл проектом "Игры либидо". Я монтировал негативы на стекле с помощью специального клея, который, разъедал эмульсию пленки. Таким образом, негативы нельзя было использовать дважды – они просто погибли.
Есть у меня еще одна серия, которая называется "Роддом". Однажды я попал в советский родильный дом. Это было кошмарное зрелище – вместо антисептика использовали йод, в одной палате могло стоять три-четыре родильных стола, а в самом помещении была дикая холодина и равнодушный персонал.
Один раз во время съемок я чуть не упал в обморок. Я фотографировал там несколько дней, мне казалось, что у меня получился готовый репортаж. Но когда я распечатал снимки, то понял, что этого мало – обычные фотографии не передавали всего ужаса увиденного. Поэтому я начал раскрашивать фотографии красителями, похожими на йод и кровь. Получилось совсем другое изображение.
Также мне очень нравится работать с новыми технологиями. Каждое утро я трачу время на мониторинг того, что происходит в современном искусстве. Точно также я просматриваю новости из мира новых технологий.
![]() |
Работа из серии "Игры либидо" Романа Пятковки |
Появление цифры дало многое для фотографов: совершенно другое качество фотографии, возможность манипулировать изображением. Но всем этим нужно уметь пользоваться.
Я могу рисовать, могу лепить из фотографии папье-маше, могу скомкать снимок и сделать вообще все что угодно. Для каждого нового проекта я использую свою технологию – могу пленку, могу цифру.
Например, последнюю серию я снял на телефон, правда две фотографии были сделаны с помощью профессиональной техники, поэтому я просто залил их в телефон и там обработал.
Цифра всего лишь расширила арсенал фотографа. Недавно, например, появились нейросети, которые сами обрабатывают изображение. Если научиться ими управлять, то они тоже смогут помогать фотографам работать. Мы же как-то приручили цифровое изображение.
![]() |
Работа из серии "Игры либидо" Романа Пятковки |
О людях, теле и сексуальности
Люди на моих снимках мне очень близки. Это не просто люди с улицы, которым заплатили и они пришли ко мне поработать моделями. В основном, это те, кто со мной дружит, живет, кто меня любит. Это мои люди. Или я их человек.
Но хотя в таком случае эмоциональное проникновение между фотографом и моделями намного глубже, их тела для меня всего лишь инструмент, с помощью которого, я могу рассказать свои истории. Я никогда не буду использовать их личное, чтобы сделать то, что хочу.
Например, у меня есть серия "Адюльтер". Это моя собственная история о супружеской измене, которую я рассказал с помощью других людей.
Тело – это всего лишь средство, способ, с помощью которого можно рассказывать любые истории: о войне, об эволюции, о философии.
Есть у меня серия "Схемы", в которой я поднимаю вопрос двух, можно сказать, философских идей, которые никогда не будут реализованы – абсолютного двигателя и абсолютного тела.
Я работаю с обнаженным телом, но это не значит, что оно всегда должно быть эротичным и сексуальным. Я просто создаю из тел свою знаковую систему, свою семантику.
![]() |
Работа Романа Пятковки из серии о Городоморе |
Один из самых известных проектов, который я создал, не имеет ничего общего с эротикой. Он называется "Голодомор. Фантомы тридцатых годов". Идея фотопроекта родилась, когда один харьковский диссидент дал мне почитать самиздатовские книги о Голодоморе. Они меня очень впечатлили. Я сделал эту серию в 80-х годах, когда никто еще не говорил об этой трагедии.
Съемка – это общение. Люди верят мне, им интересно со мной работать, потому что они помогают мне мыслить. Люди делают то, что я прошу, а взамен получают удовольствие. Это равноценный обмен.
![]() |
Работа Романа Пятковки из серии о Городоморе |
Об украинском рынке фотографии
Когда Павел Гудимов и Александра Набиева предложили мне сделать мою книгу, первое, о чем я подумал – наконец-то. Более десятка книг издано, в которых есть мои работы, и только первая – в Украине.
На Форуме издателей во Львове я специально стоял около стенда, где продавалась книга, и смотрел, как люди реагируют, кто ее покупает, ведь это все-таки 18+. Но я доверяю молодым зрителям и они реагировали нормально – долго рассматривали, а не пролистывали, и покупали. Это очень важный элемент внимания.
В последнее время у меня проходит много выставок в Украине. Самая первая была в "Я Галерее" в Киеве. Она называлась "Убить фотографию". Кураторами выставки стали Павел Гудимов и Александр Ляпин. Позже были экспозиции в Институте проблем современного искусства, в Мыстецьком Арсенале.
[L]Проблема в другом. Я хочу, чтобы люди поняли – художник существует за счет того, что его покупают. Советский миф о том, что художник должен быть голодным и пьяным, но обязательно гением – фигня. У художника должны быть деньги на продакшн, на путешествия, на выставки.
Сейчас, наконец-то, мной начали интересоваться серьезные коллекционеры из Украины.
Но есть еще одна хорошая тенденция – появился новый пласт молодых коллекционеров. Они всерьез интересуются украинским современным искусством, в частности Харьковской школой фотографии, но также они разбираются в антиквариате и сакральном искусстве. А ведь могут на эти деньги машины и квартиры себе покупать.
Я очень хочу выставляться и продаваться в Украине. Возможно, это возрастное, когда тянет домой, к корням. И хорошо, что в Украине сейчас действительно появляется много интересных молодых фотографов. Они самостоятельные и очень эрудированные. Это, несомненно, радует.
Анастасия Иванцив, специально для УП.Культура
Заглавное фото: Екатерина Переверзева/lyuk.media