6 фильмов ноября: Франсуа Озон, "Теснота", "Межа" и парад украинских лент
В лентах ноября любовные взаимоотношения переплетаются с социальными невзгодами и патологическими душевными состояниями.
А исследование исторических трагедий позволяет лучше понять нашу тревожную современность.
Со 2 ноября
"Двуличный любовник", режиссёр Франсуа Озон
Отечественный вариант названия оригинального "L'Amant double" не вполне отражает происходящее в ленте, поскольку, в соответствии с отправной точкой сюжета, любовников у главной героини двое, в то время как лицо у них – одно.
Молодая женщина, страдая от болей в животе, отправляется на приём к психоаналитику, поверив уверениям врачей, что те имеют психосоматическую природу.
Лечение проходит успешней, чем можно было ожидать – героиня не только избавляется от неприятных ощущений, но и проникается самыми пылкими чувствами к своему целителю.
Её страсть оказывается взаимной, но, как на грех, девушка знакомится с братом-близнецом возлюбленного, который также оказывается практикующим психотерапевтом.
Эта схожесть не только не сближает, но и, видимо, отталкивает братьев, практически не общающихся друг с другом.
Увы, героиня не может преодолеть искушения сблизиться и со вторым братом, последствия же её авантюры оказываются куда более серьёзными, чем она предполагала.
"Двуличный любовник" участвовал в конкурсной программе Каннского МКФ, где, хотя и не получил наград, был воспринят фестивальными завсегдатаями как одна из самых оригинальных и эпатажных картин Франсуа Озона, и прежде не отличавшегося особенной застенчивостью.
"Теснота", режиссёр Кантемир Балагов
Действие дебютной ленты Кантемира Балагова разворачивается в 1998-м году в еврейском квартале Нальчика, двух обитателей которого похищают, требуя выкуп за их освобождение.
Драматическое происшествие становится проверкой для взаимоотношений как внутри общины, так и одной из пострадавших семей.
Безукоризненно воспроизведённые приметы эпохи выступают декорациями для вневременной истории попыток молодых людей освободиться от гнёта омертвевших традиций, истории о противостоянии любви и ксенофобии, о той инициации, которую приходится пройти большинству из нас, сталкиваясь с предрассудками и гордыней своего окружения.
"Теснота" получила приз ФИПРЕССИ за участие в программе "Особый взгляд" Каннского МКФ. Фильм также был тепло принят украинской публикой на первых отечественных показах, прошедших на кинофестивале в Одессе и на Киевской неделе критики.
С 9 ноября
"Дом "Слово", режиссёр Тарас Томенко
Документальная картина Тараса Томенко посвящена наиболее трагическому периоду в истории украинской литературы, связанному с вынесенным в название зданием, выстроенным в конце 1920-х в Харькове как элитное жильё для писателей – и ставшим для многих из них смертельной западнёй.
Хотя в доме "Слово" жили и создавали свои произведения больше сотни литераторов, он получил известность не в качестве пристанища муз, а как своеобразная камера предварительного заключения, первое стояние на гулаговском крёстном пути (ставшее и последним для одной из первых жертв "Слова" Миколы Хвылевого).
Основанный на архивных материалах, многие из которых прежде оставались недоступными для исследователей, фильм стал едва ли не первым ориентированным на широкую аудиторию исследованием феномена Расстрелянного возрождения.
Сценарий написала поэт Любовь Якимчук, научным консультантом фильма выступила ведущий специалист по литературной эпохе украинских 20-х-30-х Ярина Цимбал.
Международная премьера фильма состоялась в рамках конкурсной программы престижного Варшавского кинофестиваля.
"Стремглав", режиссёр Марина Степанская
Картина Степанской, являющаяся одним из главных отечественных дебютов последнего времени, с беспощадной точностью фиксирует настроения и социальную атмосферу современного украинского общества.
Обращаясь к характерам негероических представителей героического времени, авторы словно предлагают аудитории решить, не являются ли эти персонажи, застрявшие в безвременье личных рефлексий и нереализованности, куда более типичными представителями эпохи, чем гражданские активисты и волонтёры.
Молодые люди, танцующие в ночном клубе под "Воинов добра", старик, в одиночестве ведущий борьбу с незаконной вырубкой леса, курируемой милицией и чиновниками, участница Майдана, предлагающая возлюбленному сбежать от призыва в Польшу, предстают выразительным отражением как личных поражений, так и национальных разочарований и утраченных возможностей.
С 12 ноября
"Межа", режиссёр Петер Бебьяк
Картина словакского режиссёра стала одним из наиболее успешных копродукционных опытов украинской кинематографии.
Фильм стал чемпионом проката в Словакии, был выдвинут национальным оскаровским комитетом на соискание награды Американской киноакадемии и получил приз за лучшую режиссуру наиболее престижного кинофестиваля Восточной Европы, МКФ в Карловых Варах.
Между тем, свершения "Межи" не только радуют, но и озадачивают.
Фестивальный успех только подчёркивает непритязательность этой криминальной драмы о профессиональных и семейных огорчениях лидера банды контрабандистов, орудующей на украино-словакской границе, человека, в котором крутой нрав сочетается с мягкосердечием и почти инфантильной наивностью.
Достоинства картины практически исчерпываются несколькими выразительными образами – в числе которых характеры наших соотечественников, созданных Станиславом Бокланом и Риммой Зюбиной, –и забавными диалогами.
Приходится заметить, что изображение контрабандистской среды не отличается ни глубиной, ни правдоподобием, а сюжет пестрит неувязками и неясностями.
Эпизоды же, имеющие отношение к нашей стране – весьма, впрочем, немногочисленные, – свидетельствуют о крайне смутном знакомстве авторов картины с украинскими реалиями.
Украинская премьера фильма прошла в рамках Одесского МКФ.
С 30 ноября
"О теле и душе", режиссёр Илдико Эньеди
Некогда считавшаяся одним из ведущих постановщиков Венгрии, а затем почти на двадцать лет оставившая кинематограф ради преподавания и работы на ТВ, Илдико Эньеди сняла фильм, воспринимающийся как притча о причудливости путей любви и сострадания.
Отношения главных героев, чьё взаимное влечение проявляется медленно и трудно – девушки, страдающей аутизмом, и немолодого мужчины с парализованной рукой, –разворачиваются на фоне повседневности скотобойни, где оба работают.
"О теле и душе" вошёл в число главных фестивальных хитов года.
На Берлинском кинофестивале картина завоевала "Золотого медведя", приз ФИПРЕССИ и приз экуменического жюри, а также была названа лучшим фильмом на МКФ в Сиднее и стала кандидатом от Венгрии на соискание "Оскара".