"Заповедник" современного искусства
В донецкую "Изоляцию" я приехала через несколько дней после того, как мне посчастливилось наблюдать очередь из желающих попасть на "Ночь Арсенале" в Киеве, растянувшуюся на несколько сотен метров.
[L]Поэтому контраст был особенно ярким: тысячные толпы в пространстве киевского Арсенала против практически безлюдного ландшафта гигантского заброшенного завода изоляционных материалов в столице Донбасса, где вот уже два года функционирует "платформа культурных инициатив".
Куратор не так давно открывшегося на территории "Изоляции" подпроекта "Медпункт", в котором молодым украинским художникам предоставляется возможность ставить диагнозы окружающей их действительности, Олена Червоник, рассказала, что за последние два с половиной месяца через проходную "Изоляции" прошла почти тысяча зрителей.
В ее голосе, озвучивающем столь скромную по киевским меркам статистику, звучала если не гордость, то, как принято было говорить раньше, "чувство глубокого удовлетворения", понять которое в полной мере можно только очутившись в самой "Изоляции" и представив себе горькую правду, заложенную в названии этой культурной инициативы.
Работа Леандро Эрлиха "Bank" |
"Изоляция" и в самом деле существует и работает в изоляции, а точнее, в нескольких разных изоляциях. Во-первых, давно уже замечена крайняя дистанцированность донецкой художественной жизни от общеукраинского арт-контекста (в отличие от Одессы, Львова, Харькова или Днепропетровска, Донецк раньше не славился способностью конкурировать с Киевом по части оживленности арт-сцены и не спешил поставлять в столицу свежую кровь в виде молодых и перспективных имен).
Во-вторых, в самом внутреннем донецком культурном ландшафте contemporary art выглядит прекрасным претендентом для помещения в изолятор: чем-то чужеродным и потенциально заразным.
Наконец, в-третьих, топографически "Изоляция" полностью оправдывает свое название: она расположена на отшибе, вдали от центра города и туристических маршрутов, и к услугам пожелавших добраться до нее предоставлен единственный рейсовый автобус, который ходит не слишком часто.
В прошлую субботу в "Изоляции" открылся новый выставочный проект "В поисках времени", реализованный совместно с итальяно-французской галереей "Continua" и включающий работы шести известных художников, в том числе таких, как любимый художник Миттерана Даниэль Бюрен, полосатые колонны в Пале-Рояль которого стали не меньшим яблоком раздора и символом современного Парижа, чем Эйфелева башня; ультрамодный завсегдатай различных биеннале Кадер Аттиа и мастер визуальных иллюзий Леандро Эрлих.
Инсталляция Даниэля Бюрена "Цвета в клетках" |
Благодаря деятельности ПинчукАртЦентра, приезд звезд мирового уровня в Украину давно уже перестал быть сенсацией, а в сравнении с "лайн-апом" проходящей сейчас в Киевском "Арсенале", донецкий проект можно посчитать скромным.
Но "Изоляции" удалось все-таки сделать нечто уникальное для украинского контекста - созданные художниками для пространства завода работы после окончания выставки не будут упакованы в ящики и отправлены назад и не осядут в швейцарских хранилищах для олигархических коллекций.
Хотя бы часть проектов останется здесь, в среде, для которой были созданы, для тех десятков, сотен, а потом может быть и тысяч зрителей, которые найдут в себе силы и желание преодолеть путь в "Изоляцию".
Более того, разбросанные по огромной территории завода проекты: обрамленные фирменными полосками Бюрена двери, поезд-призрак и "банк-перевертыш" Эрлиха, суфийские юбки Моатаза Насра, гигантская губная помада, в которую превратил заводскую трубу Паскаль Мартин Таю, соседствуют здесь с оставшимися от прошлых выставок и резиденций работами украинских художников - Анатолия Белова, Марии Куликовской, Любови Маликовой, Жанны Кадыровой.
Если у создателей "Изоляции" хватит сил, денег и решимости на то, чтобы поддерживать уже поселившиеся здесь произведения в хорошем состоянии и продолжать насыщать 7,5 гектаров заводской территории новыми художественными интервенциями, со временем это пространство может стать совершенно уникальной культурной моделью.
Сама идея подобного "заповедника" современного искусства, в котором нет ранжирования по выслуге лет и рыночной стоимости, и все равны по отношению к внешней враждебной или индифферентной среде, кажется удивительно органичной именно для Донецка.
Работа Даниэля Бюрена |
Параллельно с "Поисками времени" в "Изоляции" экспонируется выставка "Переменная облачность", подводящая результаты резиденции/мастер-класса для молодых фотографов, реализованной здесь несколькими месяцами ранее. Контраст между двумя выставками разительный - участники обоих проектов работали на местности, изучали локальный контекст и интерпретировали его, но результаты у них вышли практически диаметрально противоположные.
Авторы "В поисках времени" поддались очарованию руин и увлеклись погоней за фантомами, населяющими завод-призрак, за легендами, окутывающими как его собственную историю, так и историю уже не существующей страны. Кажется, они наиболее буквально восприняли идею "изоляционизма", не сумев или не захотев увидеть происходящего за границами предоставленной им для работы территории и очевидно не собираясь вступать в конфликты или дискуссии за ее пределами.
Участники фотогафического мастер-класса, как украинские, так и международные, напротив, сосредоточились именно на внешней по отношению к "Изоляции" среде, на современной жизни маргинализированного социума и деградирующей инфраструктуры, так что на их фоне высказывания художников, привезенных итальянской галереей, кажутся особенно безмятежными и формальными.
Обсуждение того, як сделать проект Паскаля Мартина Таю "Make up" |
В этой остросоциальной риторике молодых фотографов не последнюю роль, конечно, сыграло влияние знаменитого фотографа Бориса Михайлова, который отбирал претендентов на резиденцию и вел сам мастер-класс. Но значение среды, в которую фотографы оказались погруженными на целый месяц, безусловно, сказалось ничуть не меньше.
Стилистически и тематически очень разные проекты восьми художников складываются в цельный выразительный портрет города, в котором монументальные панорамы архитектурных ансамблей Марко Цитрона или драматическая постановочная фотография Ричарда Энсетта органично сосуществуют с почти документалистскими, "свидетельскими" сериями Гомера и Нуно Баррозо.
В любом случае, обе выставки только выигрывают от своего соседства, которое делает более выпуклыми и выразительными как их достоинства, так и недостатки, и провоцирует продолжение извечной дискуссии о форме и содержании, этике и эстетике, рациональном и чувственном в современном искусстве.
Донецкая художественная сцена и сама по себе, и как часть общей украинской ситуации, из подобной дискуссии, безусловно, может почерпнуть для себя очень много полезного.