Українська правда

Оскаровская "Власть", картины Клинта Иствуда и Кшиштофа Занусси + еще три фильма февраля

- 7 лютого 2019, 07:00

В последние недели зимы наиболее заметными фильмами, выходящими на отечественные экраны, оказываются исторические драмы.

В этих сюжетах, впрочем, можно увидеть немало перекличек с тревожной современностью.

С 7 февраля

"Круты 1918"

Режиссёр Алексей Шапарев

Спустя столетие бой под Крутами воспринимается как пролог к наиболее трагическому для отечественной истории веку, символ героизма и благородного, но в конечном счёте бессмысленного самопожертвования.

В ленте Алексея Шапарева попытка четырёхсот защищавших Украину молодых офицеров и студентов остановить вторжение многотысячной большевистской армии передана через историю братьев, которых любовное соперничество почти превращает во врагов, но решающих перед лицом национальной катастрофы отложить сердечные дела, чтобы встать плечом к плечу в рядах обречённого отряда.

Творческая репутация режиссёра, известного картинами столь малоудачными, как "Киевский торт" и "Правило боя", и трейлер, вызвавший нарекания как у кинематографистов, так и у историков, не вызывают особенного энтузиазма.

Однако, вне зависимости от художественной ценности, фильм и его обсуждение наверняка станут важным событием в современном отечественном кинопроцессе, вкладом в полемику о том, следует ли переосмысливающим историю украинским кинематографистам приближать драмы прошлого к пониманию современного зрителя или предпочесть создание новой мифологии.

"Все знают"

Режиссёр Асгар Фархади

Знаменитый иранский режиссёр, принёсший своей стране два "Оскара" за лучший неанглоязычный фильм ("Развод Надера и Симин" и "Коммивояжёр"), поставил свою вторую европейскую картину после снятого во Франции "Прошлого".

На этот раз действие разворачивается на пыльных кастильских просторах, в маленьком городке неподалёку от Мадрида.

Представители обедневшей землевладельческой семьи, большинство из которых давно разъехались в поисках более благополучных краёв, собираются на свадьбу одной из представительниц рода.

В разгар веселья исчезает внучка патриарха семейства, а её мать получает сообщение с требованием заплатить выкуп.

И хотя похитители дают понять, что являются членами жестокой банды, несколько лет назад убившей другую девочку, герои начинают подозревать, что за преступлением стоит кто-то из родственников, чьи отношения не так безоблачны, как может показаться.

Как и в иранских лентах Фархади, в его новой картине, украшенной дуэтом Пенелопы Крус и Хавьера Бардема, семейные тайны с их затаёнными обидами и нереализованными страстями сплетаются с классовыми гордостью и предубеждениями.

С 21 февраля

"Власть" ("Вице-президент")

Режиссёр Адам МакКей

Автор нашумевшей "Игры на понижение", ставшей самым остроумным и оригинальным киноосмыслением ипотечного кризиса, поставил картину о Дике Чейни, вице-президенте США в период президентства Джорджа Буша-младшего, который считается одним из наиболее влиятельных американских политиков за всю историю.

Это пронизанное иронией повествование о человеке, которому исключительное знание человеческой природы позволило стать серым кардиналом могущественнейшей державы мира, было воспринято многими критиками как блестящая политическая сатира, чьей мишенью оказывается не столько эпоха Буша, сколько нынешнее правление Дональда Трампа.

Картина является одним из основных участников "оскаровской" гонки, получив восемь номинаций на награду Американской киноакадемии, в том числе и в категории "Лучший фильм года".

Считается, что наиболее высоки шансы завоевать "Оскар" у исполнившего главную роль Кристиана Бейла.

"Эфир"

Режиссёр Кшиштоф Занусси

Новый фильм выдающегося польского режиссёра выходит десять лет спустя после "Сердца на ладони", также созданный в копродукции с Украиной.

Повествование, разворачивающееся в годы Первой мировой, вертится вокруг экспериментов талантливого медика, уроженца польской глубинки Российской Империи, с эфиром.

С помощью этого средства он пытается сломить сопротивление приглянувшейся девушки, однако доза оказывается смертельной, и герой бежит под страхом смертной казни.

Преодолев линию фронта, он устраивается врачом в гарнизоне австро-венгерской крепости, где пытается использовать эфир не только для анестезии, но и для контроля над своими ближними.

В сюжете угадывается история доктора Фауста. Подобно этому учёному и богоборцу, которого дьявол увёл с праведных путей соблазнами познания (Адам и Ева могут засвидетельствовать древность и силу этого искушения), персонаж ленты Занусси-  воинствующий атеист, убеждённый, что научные изыскания, как и вожделения посвятившего им жизнь учёного, стоят выше любых нравственных норм.

С 28 февраля

"Транзит"

Режиссёр Кристиан Петцольд

Один из наиболее видных современных немецких режиссёров, лидер так называемой "берлинской школы", экранизировал роман своей знаменитой соотечественницы Анны Зегерс, хорошо известный и отечественным поклонникам литературы.

Как и в первоисточнике, действие разворачивается в 1941-м году в Марселе, который превратился в лимб для тех, кто бежит от нацистов- и кто не может преодолеть бюрократические преграды к спасению без документов, удостоверяющих право покинуть гибнущую страну.

Главный герой повествования решает выдать себя за покончившего жизнь самоубийством писателя, который должен был получить визу в мексиканском посольстве.

В попытках приобрести билет на один из последних кораблей, везущих беженцев к свободным берегам, он знакомится с женщиной, разыскивающей своего супруга. Отношения с нею самым драматическим образом ставят под сомнения его планы.

Книга антифашистки Зегерс, описавшей события, в гуще которых пришлось оказаться ей самой, была издана в 1944-м (в переводе на испанский и английский- на немецком её удалось опубликовать лишь после войны).

Фильм Петцольда, чья премьера состоялась в рамках конкурса Берлинского кинофестиваля, не только воздаёт должное героям и жертвам катаклизмов прошлого, но и напоминает, что в ситуации людей, бегущих сейчас из стран Ближнего Востока и Африки от войн и репрессий, не так давно находились и европейцы.

"Наркокурьер"

Режиссёр Клинт Иствуд

Афинский политик, законодатель и поэт, один из "семи мудрецов" Древней Греции Солон как-то заметил, что ни одного из живущих нельзя назвать счастливым, ведь ни несметное богатство, ни царское могущество, ни домашние радости главы дружного семейства не могут оградить от прихотей человеческой судьбы и воли Провидения, способных в любое мгновение изменить жизнь каждого из нас самым огорчительным образом.

То же можно сказать и о нашем добром имени, нашем следовании дорогой добродетели, поскольку прежние достижения и победы духа не означают, что в недобрый час мы не поддадимся искушению.

Прекрасным подтверждением этому служит история героя ленты Клинта Иствуда, который достиг 90-летнего возраста, пользуясь любовью и уважением окружающих как герой войны, ветеран войны в Корее и выдающийся растениевод, заинтересовавший своими земледельческими методами учёных мужей.

Однако финансовые неприятности и раздоры плачевно сказываются на характере могучего старика, чья приверженность нравственным нормам казалась несокрушимой.

Герой ленты ввязывается в перевозку кокаина, становясь своим человеком в мексиканском картеле Синалоа, одной из самых жестоких преступных организаций мира.

Выдающийся 88-летний актёр и режиссёр сам исполнил роль главного героя, чьим прообразом послужил Лео Шарп, удостоившийся сомнительного признания как самый пожилой наркокурьер в истории.

Александр Гусев, кинокритик, специально для УП.Жизнь

Вас также может заинтересовать:

Що подивитися у лютому: True Detective, Luther, Sex Education, "Каратель" та ще три серіали

25 найкращих серіалів і фільмів 2018 року: СПИСОК 

Оскар 2019: номінанти, повний список