Китайцы подделывают лучшие в мире боевые самолеты
По объему экспорта оружия Россия занимает второе место в мире после США.
"Оборонка" нашего северного соседа, несмотря на все проблемы, продолжает производить уникальные вооружения, многие из которых считаются лучшими в мире, сообщает "Комсомольская правда".
"И вот, создалась беспрецедентная скандальнейшая ситуация хищения по сути дела "визитной карточки" российского авиапрома - истребителей семейства Су-27", - говорит Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий, член президиума общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации.
Рискованное сотрудничество
С 1992 по 2005 год Китаю было поставлено из России 176 истребителей семейства Су-27. Кроме того, в 1996 году Москва заключила с Пекином соглашение о лицензионном производстве 200 истребителей Су-27СК в Китае.
Боевой самолет СУ-27 Фото airwar.ru |
В Китае предусматривалось не полное размещение производства Су-27СК, а только сборка этих самолетов в Шеньяне из поставляемых из России сборочных комплектов и комплектующих. По первому контракту было поставлено около 100 сборочных комплектов.
Однако освоение производства в Шеньяне затянулось. Сборка всей первой лицензионной партии была завершена только к началу 2004 года.
Планировавшийся контракт на поставку следующих 100 комплектов для сборки подписан так и не был.
Выяснилось, что параллельно со сборкой истребителей Су-27СК из российских комплектов китайцы одновременно вели в Шеньяне и копирование этого самолета.
Эта "пиратская" копия получила местное обозначение J-11B. Три опытных прототипа J-11B проходят летные испытания с 2006 года.
На них китайцы установили разработанные собственными силами двигатели, которые, по некоторым данным, также являются своего рода "пиратскими" копиями российского двигателя АЛ-31Ф.
Очевидно, что таким образом Китай фактически стал независимым от поставок истребителей семейства Су-27 из России, наглядно продемонстрировав все риски военно-технического сотрудничества с Пекином.
Китай намерен предложить J-11В и на экспорт
"Пока возможности Китая по организации действительно массового самостоятельного выпуска J-11В (и особенно двигателей для них) остаются неясными. Речь, наверное, может идти о десятках машин. Но ведь это лишь начало!", - утверждает Пухов.
В результате Россия уже подсчитывает первые убытки от недопоставленных в Китай 100 комплектов для сборки истребителей Су-27СК, а также 48 готовых истребителей, о поставке которых велись переговоры. Общий ущерб - около 5 миллиардов долларов.
"Вообще надо понимать, что современная китайская экономическая практика целиком и полностью базируется на массовом копировании изделий. Инструментом противодействия такой практике могли бы стать только двухсторонние политически обязывающие соглашения в данной области с китайской стороной", - говорит Пухов.
Правда, достигать таких договорённостей китайцы, по вполне понятным причинам, не стремятся.
По материалам газеты "Комсомольская правда"