В PinchukArtCentre летают эмо
SOSka позиционирует себя эффектно, четко проводя границы, как художников нового типа, искусство которых связано с социальною активностью и направлено на формирование культурной среды.
То есть в оппозиции к украинским художникам среднего поколения, цели которых по рыночному незамысловаты и вполне выражаются простой фразой: продамся. Дорого.
Вместе с тем, SOSka связывает себя с традицией харьковской школы социальной фотографии, с творчеством Бориса Михайлова и Сергея Браткова.
C Борисом Михаловым Николай Ридный делал общий проект "Игры патриотов. Украинская готика".
"Мечтатели" выставка камерная - в небольшом зале экспонируются несколько фотографий, видео, и стенд с документацией съемочного процесса. На фото летящие в сумрачном небе эмо. На видео эмо, сменяя друг друга, скандируют: "Сердце полно слез!", "Мне трудно дышать!", "Никому не верь!", "Родиться снова!" и тому подобное.
Парение в воздухе подается как метафора разрыва социальных связей. Авторы утверждают, что: "Неуверенность в собственной политической позиции, характерная для сегодняшнего украинского общества, как и мировая фантомность экономической ситуации, определяют в молодом поколении тип инфантильного героя-мечтателя".
Подобного рода фразы вызывают разве что скепсис. Едва ли подросток эмо удачная фигура для такой метафоры, в отличии скажем от 30-летних. "Мечтатели" скорее для иллюстрации социологических азов, о молодежных субкультурах.
Если попросту, ну что может быть банальней, чем эмо? Уже прокисшей, коммерциализированной молодежной субкультуры, по сути, очередной вариация городского романтизма.
Скоро и учителя в школе будут носить прически эмо, розовые носки и мечтать о самоубийстве. Ни концептуально, ни с точки зрения формальных поисков, "Мечтатели" бомбой не стали. В отличие от монолога с 12-летнеей девочки, размышляющей об эмо, взбодрившего пользователей интернет пространства и отозвавшейся целой серией пародийных роликов.
Провокации социальной направленности, которая декларируется как часть метода и была в предыдущих проектах SOSки, в "Мечтателях" искать не следует.
С SOSкой очень хотелось вступить полемику, и выяснить, почему "Мечтатели" так отличаются от их предыдущих проектов? Но на открытии выставки группа в полном составе отсутствовала. Может это и была провокация социальной направленности?
"Мечтателей" перед десятком телекамер представляли куратор Александр Соловьев и арт-директор PinchukArtCentre Питер Дорошенко. Отсутствие SOSки объяснили стажировкой в Вене. Что довольно странно, выставки молодых художников - редкость, а коммуникация в сontemporary art необычайно важна.
Австрия - все же не край света. Тем более что PinchukArtCentre не поскупились на респектабельный каталог с предисловием главреда "Художественного журнала" Виктора Мизиано.
SOSка и заодно киевская арт группа P.Э.П, стараниями Мизиано, оказывается на фоне солидного исторического бекграунда, тут и "Окна "РОСТА" и ВХУТЕМАС, и ссылки на теоретиков искусства менее и более значительных: Бориса Гройса, Мартина Эйслина, Джоржио Агамбена, и театрального режиссера Бертольда Брехта.
Текст на сайте PinchukArtCentrе отсутствует, а жаль, тоже повод для полемики.
И хотя следить за развитием мысли Мизиано и ловить его на противоречиях гораздо интересней, чем созерцать "Мечтателей", но уж лучше б PinchukArtCentre сэкономил на каталоге и предъявил художников непосредственно, а то как-то не спортивно получилось.
Джеф Кунс и Андреас Гурски, довольно занятые люди, а лично присутствовали на своих выставках.
Автор - Аксинья Курина