Как избежать обмана при покупке экологически чистых продуктов?

— 12 грудня 2008, 17:37

По ее словам, многие отечественные производители позволяют себе неоднозначные и вводящие в заблуждение утверждения относительно экологических характеристик производимых ими товаров, сообщает Лига.

Первый способ, заключается в том, что производители декларируют характеристики, которыми продукция на самом деле не обладает. В частности, подчеркиваются качественные показатели продукции на основании сертифицированных систем управления производством в соответствии с международными стандартами ISO 9001, ISO 14000, ISO 22000 (HACCP) и др.

Как правило, отмечает Берзина, информация подается в виде декларации: "Продукция соответствует международному сертификату качества".

"Это - система управления производством, которая имеет весьма косвенное отношение к самому продукту", - уверяет эксперт.

Фото з сату hippyshopper.com

Соответствие стандартам не означает, что производимая продукция не несет потенциальной или непосредственной опасности здоровью человека: "К примеру, можно производить колбасу по техническим условиям, при этом хорошо ее сдобрив солями нитратов, текстуратарами, консервантами, и при этом предприятие пройдет международную сертификацию по системам управления, потому что оно будет правильно управлять своим производством".

Кроме того, производители также используют в своих корпоративных названиях или названии продукции необоснованные утверждения, наподобие "био-", "эко-", "натур-".

По словам Берзиной, согласно международным правилам честной торговли "Fair trade" Всемирной торговой организации (ВТО), все экологические утверждения должны быть проверены независимым органом сертификации, или же производитель должен быть готов по требованию любой заинтересованной стороны предоставить необходимую документацию для доказательства такого утверждения.

[L]"Покупатели имеют полное право ознакомиться с полным составом продукта или же с его техническими характеристиками, условиями эксплуатации или узнать, содержит ли он в своем составе какие-либо вредные компоненты", - подчеркнула глава организации.

Еще один способ, которым успешно пользуются производители, состоит в использовании фактически правильных оценок воздействия продукции на окружающую среду, которые, однако, не являются актуальными для определенной категории продукции.

Так, по словам Берзиной, на упаковках многих аэрозолей все еще ставят надписи "Не содержит фреон" "CFC-free", хотя использование фреона в данной категории продукции было запрещено еще в 1978 году.

"Вся продукция в этой категории без содержания фреона, но кто-то об этом пишет, а кто-то не пишет. Когда потребитель выбирает продукцию и натыкается на такую маркировку, он думает, что, если отсутствует какое-то вредное вещество, то она более качественная", - пояснила президент организации.

Также Светлана Берзина указала на уловку, которая предполагает скрытое изменение одного показателя за счет другого.

Фото з сайту americanfeast.com

"Этикетки многих продуктов содержат смелые утверждения о единственной экологической характеристике, в результате чего могут ошибочно считать, что это единственный экологический признак, который следует принимать во внимание для товара данного вида", - отметила она.

К такого роду декларациям относятся надписи на этикетках продукции, типа "Без ГМО", "Без хлора" и др.

"Покупая продукцию с такой надписью, покупатель думает, что приобретает практически экологически чистую и полезную продукцию. На самом деле, эта продукция может содержать также ряд вредных... пищевых добавок, которые могут быть намного вреднее, чем незначительный процент содержания того же ГМО", - пояснила президент организации.

Экологические утверждения, описанные в общих чертах, также продолжают создавать проблему для тех покупателей, которые ищут высококачественную, экологически приоритетную продукцию.

"Такое неясное утверждение, как "100% натуральный продукт", может в значительной степени вводить в заблуждение, поскольку некоторые вещества натурального происхождения, например, мышьяк или нитрат, могут быть очень вредными для здоровья человека", - отметила Берзина.

По словам Берзина, сегодня в законодательстве Украины, к сожалению, нет четкого разграничения между допустимыми приемами в маркетинге и теми, которые вводят в заблуждение потребителя. И это несмотря на то, что национальные стандарты гармонизированы с серией стандартов ISO 14020, введенной в 1998 году Международной организацией стандартизации, и которая устанавливает общие требования, принципы и методы по применению экологической маркировки и деклараций.

"Уровень санкционирования таких предприятий, импортеров, производителей в отношении своего поведения на рынке четко не прописан, и это дает возможность подобным маркетинговым уловкам", - пояснила Берзина.

В то же время такая неурегулированность позволяет недобросовестным игрокам демпинговать в отношении тех производителей, которые действительно достигли четко установленных правил при производстве своих продуктов.

По данным Берзиной, сегодня лишь 36 производителей в Украине провели сертификацию своей продукции в соответствии с Международными стандартами качества.

"Это наивысший стандарт, который превосходит установленные законодательные нормы, даже такие жесткие, как в Европейском Союзе", - отметила она.

При этом она добавила, что производитель, который действительно достиг высокого качества своей продукции, информирует потребителя о своих достижениях, но не самостоятельно, а только после того, как пройдет сертификацию и получит право нанесения независимой третьей стороной специального логотипа - национального знака экологического маркирования "Екологічно чисто та безпечно", который подтверждает экологическое качество товаров и услуг согласно международным стандартам.

По материалам Лиги

Реклама:

Головне сьогодні