Тест

Дэвид Линч: "Чем глубже в себя вы погружаетесь - тем лучше"

Американский режиссер и художник Дэвид Линч - один из самых интересных представителей авторского кино. Без его визионерских опытов, прекрасных, загадочных и мрачных миров современное кино было бы другим; его фильмы значительно повлияли на несколько поколений режиссеров.

Дэвид Линч принадлежит к той счастливой части авторского кино, которая увлекает не только кинокритиков, но и любима зрителями. В коллекции у каждого синефила обязательно найдутся "Твин Пикс", "Голова-ластик", "Человек-слон", "Синий бархат", "Дикие сердцем", "Шоссе в никуда", "Малхоланд Драйв".

Четыре дня Киев лихорадило от киноманской горячки, хотя поводом для первого визита Дэвида Линча стали цели, с кино не связанные, - он представил свою книгу "Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество" и рассказал о работе собственного фонда - David Lynch Foundation.

"Украинская правда. Жизнь" посетила несколько встреч загадочного режиссера, а также отправилась вслед за ним за город - в Боярку сажать деревья. Во время посадки липовой аллеи, Дэвид Линч ответил на несколько интересующих "Украинскую правду. Жизнь" вопросов.

- Вы следите за политикой? Современный художник должен разбираться в этом вопросе?

- Нет. Если художник хочет разбираться в политике, пусть делает это. Но для людей искусства не существует правил, все, что мы должны - это влюбляться в идеи. Для художника важна только свобода и ничего более.

- Ваши фильмы оказали большое влияние на режиссеров нескольких поколений. Что выдумаете о ваших последователях, о вашем влиянии на кино, о том, как многие, иногда бессознательно, пытаются повторить ваши идеи?

- Прекрасно черпать вдохновение из работ других людей. Но ты всегда должен стараться услышать собственный голос и заставить этот голос звучать во всю силу. Даже если твои работы похожи на чьи-то другие, нужно идти дальше, и тогда найдешь что-то свое.

- Что вы думаете о своих фильмах, пересматриваете ли их, узнаете ли в них о самом себе что-то новое?

- В основном, нет. Я всегда думаю о будущем.

- Где вы черпаете свои идеи, кроме как из медитации?

- Когда вы медитируете, вы погружаетесь в самый глубокий слой вашей жизни. И достаете оттуда все умное, творческое, и это дает вам возможность быть внимательным и ловить идеи. Чем глубже в себя вы погружаетесь - тем лучше. Я так делаю.

Идеи приходят отовсюду, когда ты начинаешь практиковать медитацию. Вы можете черпать их из музыки, вас могут вдохновлять люди, да хоть это деревце (Линч кивает на саженец липы). Самое главное, что мы приобретаем благодаря медитации - это то, что мы влюбляемся во все это.

Ниже "Украинская правда. Жизнь" приводит фрагменты беседы Дэвида Линча со студентами, журналистами и поклонниками.

- Вы частично снимали свой последний фильм "Внутренняя империя" в Польше. Что вы думаете насчет того, что бы снять фильм в Украине?

- Я снимал в Польше, потому что съездив туда на кинофестиваль, начал чувствовать определенные вещи: особый свет, архитектуру, чем-то меня это все привлекло. Возможно, когда я пройдусь по Киеву, то начнут возникать идеи, тогда буду снимать в Украине.

- В ваших фильмах есть место как мистике, так и психологии

- Я всегда говорю: первое что тебе нужно - идея, это самое главное. Иногда удается поймать идею, в которую ты просто влюбляешься, это та самая "большая рыба". Иногда идеи плавно перетекают в историю для фильма, в котором присутствуют элементы мистики и магии. Поступки некоторых персонажей психологически мотивированы, появляются различные элементы - юмористические, устрашающие. Какое бы сочетание идей не возникло, оно может превратиться в историю. Все дело в идеях, в тех идеях, в которые ты влюбляешься.

- Как вас изменила медитация?

- Трансцендентальная медитация является опытом переживания самого глубочайшего уровня жизни. Были проведены исследования мозга и определено, что это единственный опыт, который позволяет использовать на 100% потенциал нашего мозга.

У меня в жизни было много переживаний, забот, депрессия, и много злости. Я не был доволен собой, внутри была пустота, и тогда 35 лет назад я начал практиковать медитацию. За первые две недели произошли такие изменения, что моя жена была удивлена, куда девалась моя злость - я ведь все срывал на ней.

При практике медитации вся ваша жизнь естественным образом улучшается. Негатив уходит. Негатив - это враг творчества. Если человек находится в глубочайшей депрессии, ему тяжело даже с кровати подняться, не то что бы взяться за творчество. Благодаря медитации я нахожу гораздо больше счастья от творчества, появляется больше энергии, интуиция становится глубже, я смотрю на людей и вижу дружелюбие, и не рассматриваю их как препятствие на пути. Для меня мир становится все лучше, и у меня появляется способность находить все более свежие идеи. От этого ощущение жизни становится действительно хорошим.

Трансцендентальная медитация - не является культом или сектой. Эту ментальную технику могут практиковать люди разных религий. Есть много техник медитации. Есть метод концентрации, есть метод созерцания, метод размышлений.

Трансцендентальная медитация - уникальная техника. Она заключается в выходе сознания на трансцендентный уровень. И это дается вам без усилий. Это означает, что мы в своей жизни можем ощутить глубочайший уровень бытия. Это неограниченный уровень - бесконечность сознания, это может звучать странно, что мы, люди содержим в себе океан сознания.

- Расскажите о деятельности вашего фонда.

- Фонд создан для образования на основе сознания, продвижения мира, он занимается сбором средств для того, что бы сделать трансцендентальную медитацию доступной каждому желающему школьнику. Мы собрали уже $7 000 000. И помогли 100 000 студентам и школьникам начать эту практику. Ученики некоторых школ в США занимаются трансцендентальной медитацией дважды в день. Относительно Украины у нас аналогичные планы.

- Чего вы боитесь?

- Я боюсь необычного, ненормального, боли, смерти, выступать в присутствии многих людей.

- Хотели ли бы вы изменить что-то в своих прежних работах, учитывая ваш опыт трансцендентальной медитации?

- Нет, ничего.

- Мне кажется, что "Внутренняя Империя" самое сложное и глубокое высказывание посредством кино о природе вещей, которое когда-либо было сделано. Тотальный буддизм, вы показываете множественность миров, взаимосвязь причин и следствий. Я слышала и такое определение, что это концепция мироздания по Спинозе. Что же это такое на самом деле?

- Снимая фильм, прикладываешь очень много усилий, чтобы все элементы объединились гармонично, чтобы фильм стал единым целым. И как только представляешь фильм зрителям, тебя просят словами разделить его на части, это очень печально. Вся суть заключена в фильме. Внутри вас есть ответ, что на самом деле означает фильм.

- Будет ли продолжение "Внутренней Империи"?

- Не знаю. Может быть.

- Какие преимущества вы ощутили, когда перешли в фильме "Внутренняя империя" на цифровую технику?

- Для меня пленка - это архаизм. Сейчас цифровая эра. Цифровая камера мобильна, занимает мало места, и позволяет видеть результат сразу. Цифровой мир - это замечательно.

- Расскажите о ваших занятиях музыкой.

- У меня есть студия звукозаписи. Иногда утром просыпаешься и понимаешь, что у тебя возникли идеи в направлении музыки, тогда я иду в студию и работаю над музыкальными произведениями, приходят идеи для изобразительного искусства, тогда я рисую.

Когда идеи связаны с кино, готовлюсь к тому, чтобы перенести их на экран. Идеи возникают все время, но мы не знаем о них, пока они не поднимутся на уровень сознания. И если вы сможете расширить резервуар вашего сознания, тогда вы сможете ловить идеи на более глубоком уровне, где еще больше информации.

- 90% фильмов в Украине демонстрируются дублированными. В том числе и ваша новелла в фильме "У каждого свое кино". Пожалуйста, передайте студиям Universal, Fox, что бы они демонстрировали в Украине фильмы на языке оригинала.

- Я ненавижу дубляж! Это ужасно! Ужасно! Ужасно! Это разрушает не только игру актеров, но и звуковой баланс фильма. Люди не видят фильм таким, каким он должен быть. Это просто грех, это святотатство. Нельзя смотреть дублированные фильмы.

- Кто из режиссеров повлиял на Вас? Вы упоминали Бергмана, Феллини, Кубрика. Если это так, то какие идеи вы у них заимствовали?

- Иногда мы видим вещи, и они вдохновляют нас. Это как топливо, чтобы двигаться дальше. Но заимствовать у кого-то что-то - это неправильно. Для меня было великой честью встретиться с Феллини. Вторая и последняя встреча произошла в Риме, я снимал рекламный ролик, некоторые люди из съемочной группы знали Феллини.

Я навестил Феллини в больнице. Он сидел на стуле, я сел рядом с ним, он держал меня за руку. Он делился воспоминаниями и рассказывал о кино. Я попрощался с ним, и поехал из Рима в Париж. Через два дня, я узнал из новостей, что Феллини впал в кому, через две недели его не стало. У меня такое чувство, что мне очень повезло увидеть его - самого выдающегося режиссера в истории кино.

- В вашей книге идет речь об идеях, которые подобно рыбам плавают на глубине. Есть рыбы для спортсменов, для бизнесменов, для режиссеров. В чем разница между рыбами?

- Вы сидите и мечтаете, получаете идею для стула, вы знаете, что эта идея для нового стула, потому что он появляется у вас в воображении. И можно отправиться в магазин, купить материалы, и смастерить этот стул. Если это касается кино, то у вас в воображении появится персонаж, возможно сцена.

Идеи для мебели выглядят как мебель. Идеи для бизнеса могут выглядеть как биллборд или новые способы управления компанией. Для всего существуют идеи. Когда они приходят, вы их узнаете.

- Перед приездом в Украину вы побывали в России, увидели разницу?

- Да. Архитектура в Киеве уникальна. Ничего подобного я не видел. И детали настолько для меня захватывающие, что если бы у меня появилось время, хотел бы отправиться на прогулку и фотографировать здания. Но я все время занят, Бобби Рот - вице-президент David Lynch Foundation все время вынуждает меня выступать.

- Вы говорили, что увлекаетесь садоводством. Расскажите, на что похож сад Девида Линча, много ли там скелетов? Можно ли там встретить монстров?

- Возможно, там есть скелеты маленьких животных, но монстров вряд ли найдете.

В последнее время меня очень увлекают семена. Если задуматься о семени, там содержится прошлое, настоящее и будущее. Невероятная вещь. Меня вдохновляют эти мысли.

- Вы собирались ставить "Превращение" Франца Кафки. Приблизились ли вы сейчас к реализации этого проекта, и чем для вас является Франц Кафка и его творчество.

- Мне действительно очень нравятся произведения Франца Кафки, особенно "Превращение". Я написал сценарий для постановки фильма. Проблема была в создании насекомого, ее очень трудно было реализовать с небольшим бюджетом, поэтому этот проект был заморожен.

- Знакомы ли вы с творчеством украинского писателя Гоголя?

- Несколько дней назад я был в России. Там мне говорили, что Гоголь русский писатель, тут говорят, что украинский. Когда-то мне сказали, что если ты любишь Франца Кафку, то следует прочесть произведения Гоголя. Я прочитал "Нос", и даже сделал иллюстрации.

Сейчас в Москве, на выставке моих работ в фонде "Екатерина" есть такая иллюстрация.

- Какой ваш фильм вам нравится больше всего?

- Я никогда не говорю, какой мой любимый фильм, потому что для меня все мои фильмы - как мои маленькие дети. Если бы перед вами стояли ваши дети и вас спросили бы, кто ваш любимец, вы бы ответили, что всех любите одинаково.

- Как мы можем всерьез воспринимать слова про трансцендентальную медитацию, если вы выглядите, как один из героев "Твин Пикс".

- В том-то и вопрос - как это воспринять серьезно. Квантовая физика, научные исследования доказали существование единого поля - основы материи. Трансцендентальная медитация позволяет человеку погрузиться в более глубокие уровни, и ощутить единое поле, которое дает доступ к безграничным творческим возможностям. Когда вы почувствуете этот уровень жизни, сможете черпать из этого источника. Ваше сознание будет расти, и ваши позитивные качества тоже.

- Кто убил Лору Палмер?!

- Не спрашивайте меня. Вы сами знаете, кто ее убил.

- Почему вы перестали работать с композитором Анджело Бадаламенти?

- Я не прекращал работать с Анджело. Я очень его люблю. Но он живет в Нью-Джерси, я в Лос-Анджелесе. Если бы он был моим соседом, то я все время бы с ним работал.

- Как к вам приходят образы фильмов?

- Читать сценарий, все равно, что ловить идеи: когда читаете, вы видите образы. Дальше каждый персонаж требует актера. И ваша работа заключается в том, чтобы найти подходящую актрису или актера.

Я начинаю с фотографий. Выбираю людей, встречаюсь с ними. Это для меня очень часто сюрприз, потому что актеры часто выглядят совсем иначе, не так, как фото. Я никогда не прошу читать отрывки, разговариваю, смотрю в глаза, и у себя в воображении пытаюсь представить, как они будут играть у меня в фильме. Кто-то в воображаемом фильме долго не держится, кто-то дольше, но тоже выпадает. Тот, кто доигрывает у меня в голове весь фильм, получает роль.

- Что думаете о римейках?

- Очень грустно, особенно, когда это происходит с классическими произведениями. Я не мог смотреть римейк "Лолиты" Кубрика, который сделал Эдриан Лайн.

- Какие вам нравятся украинские и русские режиссеры?

- Я не видел фильмов украинских и русских режиссеров. В отношении кино, я необразованный человек, мне нравится не смотреть, а создавать кинематограф.

- Каким вы видите будущее кино, и нравится ли оно вам?

- В кино всегда рассказываются истории и в будущем тоже будут истории. Есть сюжеты, есть способы их рассказа. Изменения коснутся способов. Сейчас цифровой мир, технические средства для рассказа истории доступны для все большего количества людей.

Я обожаю будущее. Кино всегда менялось, потому что мир все время изменялся. Огромная разница, которую мы сейчас пережили - это цифровой мир. И я думаю, что будущее кино найдет свое выражение в Интернете. Интернет объединяет мир. Хотя бы на поверхностном уровне.

- Вы говорите, что занятие медитацией сделало вас счастливым, но ваши фильмы становятся все мрачнее и мрачнее. Почему?

- Повсюду в мире мне задают этот вопрос. Я всегда отвечаю, что влюбляюсь в некоторые идеи. Кино, книги, музыка отражают мир, в котором мы живем. А мы живем в достаточно темном, беспокойном, проблемном мире.

Можно влюбиться в идею определенной истории, в которой будет много негативного, и много страданий, но также много глубоких, чудесных чувств. И вы внутри можете ощущать себя очень счастливым, рассказывая эту историю. Художник не должен сам страдать, для что бы показать страдания.

Не нужно умирать для того, чтобы показать сцену смерти. Пусть страдание остается на экране, а не в нашей жизни.

Все фото Дмитрия Ларина

Читайте также на TabloID Девід Лінч для Кужель - катастрофа, а Ель Кравчук мріє стати маніяком

Автор - Аксинья Курина