Борис Михайлов: Демократия без порнографии - это тоталитаризм

354
16 липня 2009

Почему порнография - искусство, куда исчез куратор Кличко и где искать вдохновение? На эти вопросы ответил всемирно известный фотограф Борис Михайлов. Недавно Боб посетил харьковскую арт-лабораторию "SOSKA", очаг современного искусства Харькова, где в узком кругу друзей и молодых харьковских художников поделился своими впечатлениями о 53-й Венецианской Биеннале.

- Как в этом году показала себя Украина и как Вы относитесь к участию в Биеннале Кличко и Сердючки?

- Началось все с шикарной вечеринки. Потрясающей. Заходили на нее все. Шикарный стол. Просто не знаешь, куда бабки летели. Шикарное "пати" украинское. Там Сердючка пела и плясала, поэтому там все было как надо. И боксеры там были главные.

- Кличко?

- Кличко там был, с ним наши украинские барышни танцевать пробовали.

- Для Кличко искусство тоже спорт?

- Ты знаешь, его использовали. Он там, похоже, не играл никакой роли. Его как бы и не было, потому что вместо одного Кличко (Владимира), пришел другой (Виталий), потому что тот, который был обозначен куратором, готовился к какому-то бою. Дорошенко сказал, что в наше время куратор теряет свою роль.

- Какое впечатление произвела самая масштабная выставка "мирового актуального искусства"?

- У меня сработало на Французский павильон. Заходишь туда и оказываешься в клетке. Крестообразной клетке. В каждом месте металлическая клетка и в каждом углу развивается черное блестящее знамя. Для меня это была самая сильная вещь, потому что она связывается и с волнениями, и с опасностью, которая впереди будет, и с французской революцией, но революцией, которая перевернута в анархию. Все что нужно было ожидать от моментального ударного искусства, там получилось.

На самом деле, в Венеции, есть ощущение настоящей жизни. Картины, которые были представлены, были чем-то наподобие игры в будущее.

Было много абстрактных работ. Были работы, на первый взгляд хорошие, а присмотришься, тема есть, а кайфа нет. Поразила большая картина зрительного поля: гул из колонок, как на футболе, свет загорается и чувствуешь себя зрителем матча. Ощущение грязноватое, синее. Французский павильон произвел впечатление праздника, и в то же время, какая-то гнусь проскользнула, то есть это нормально, хорошо.

Там рядом - черный художник из Африки, Маквин (Steve McQueen - английский художник афроамериканского происхождения), очень известный, он сделал совершенно скучный фильм.

На экране - руины, классный замок, а там, где-то вдалеке вдруг появляется гончая собака и она начинает что-то искать пожрать, и вот вторая приходит, и вот они ходят-ходят... Какова идея? Тема голода и безысходности.

Другое дело Немецкий павильон. Заходишь туда - и попадаешь в "Икею". Просто попадаешь в кухню, где кухонные принадлежности лежат, как в обычной кухне. Вот только мебель вся из неотесанного дерева. Это выглядело классно за счет того, что авторы полностью убрали гламур.

- А самое сильное впечатление?

- Что меня одернуло, так это эстонский павильон. Казалось бы, ничего такого нет, а девушка сняла солдата, (речь идет о сносе памятника неизвестному солдату. - Авт.) как их громили, как полиция людей била, как они кричали. Мне показалось это сильным, наверное потому, что я социальный фотограф.  И реакция у людей на эту работу была очень сильная.

На открытии было ощущение праздника, праздника интеллектуального. Мне понравился Шведский павильон: там маленький бассейн, и в бассейне лежит человек, убитый... чучело. А внутри - шикарный дизайн помещения.

Мне понравился Итальянский павильон, много скульптур, живописи. Картины сочные, активные. Наши критики говорят, "кичара" из них прет. А как по мне, сильно.

И еще мощное видео прыжка с парашютом. Но это не передать словами, поэтому я молчу. Еще одна классная инсталляция - это кровать, стоящая на потолке. Очень интересная дизайнерская штука.

- А живопись?

- Живописи я видел мало. Фото, вроде бы никакие, но в них есть картинка буржуазной тихой жизни.

Был Датский павильон, на входе в который висела надпись "дом продается". Оказалось что это акция, там ходят люди, якобы агенты по продаже, и пытаются убедить тебя этот дом купить. Это очень актуальная тема "трудного времени", эпохи, где все продается.

Борис Михайлов. Фото www.objectiv.tv
Швейцарская живопись была очень простая, чистый минимализм. Но что самое интересное, у выхода из  Швейцарии вижу, что-то очень сильное валит, оказалось, это Русский павильон. Шабельников сделал мотоцикл, который из стены вырывается и кирпичи разлетаются в разные стороны. Красиво смотрелась эта вещь.

Иранская порнография была шикарная. Японские картины: на одной из них женщина с красивой косой лежит ногами вверх и все у нее там видно, очень сильная работа. Люди проходят спокойно. В Европе это воспринимается нормально.

Активная вещь была - Австрийский павильон. Называлась выставка "Табу". Некоторым не нравилась композиция Бельгии. Заходишь в зал и по всем стенам шикарные картины гербария. Ко мне друг подошел, говорит: "Ну, ты видел это гавно!?". А мне очень понравилось.

- Что хотели увидеть в первую очередь?

- Я слежу за двумя вещами: "социум" и "секс". В каких пропорциях они соотносятся с другим.

- Русский павильон удивил или разочаровал?

- У русских ребят было много инсталляций, много видео у студии "АС". Они в этом году стали миллионерами и приобрели в Италии дом. Их работы очень хорошо покупаются. Не смотря на то, что опять русские не дали им лучшего места в своем павильоне, толковые ребята.

В этот раз очень хорошо смотрелся Игорь Макаревич из Москвы. Отдельная у него была выставка. У Макаревича практически не было скучных вещей.

- Вы согласились с выводами жюри?

- Первое место получил Брюс Науман, американец. Американский павильон был представлен "бешеной" классикой. В большом зале развешены белые картины и больше ничего. Когда приближаешься к ним, они начинают разговаривать на разных языках. Звук из картин шел. Эффект был потрясающий. Науман получил первое место. Правомерно ли? Да. За вклад. Но для меня Французский павильон был более сильным, чем все остальное. И более современный.

- У каждой страны своя современность или есть понятия вселенской современности?

- Для меня понятие современности является целостным, вселенским. Есть периоды, когда современность связана с социумом, есть периоды, когда она связана с идеями. Вот сейчас идеи были сильней.

- Как Вы считаете, каков бы был вердикт отечественной Комиссии по защите морали касательно Венецианских инсталляций?

- Порнография - это мужской стоячий член, так считают в Комиссии. В таком случае можно сказать что Фабри (итальянский художник) сделал громадную инсталляцию, где лежал человек в камнях и у него была дерзкая эрекция.

Получается, это порнография, а не искусство. Если следовать украинским законам, практически все, что было в Венеции, следует уничтожить! Ведь там картинок с настоящей порнографией было очень много.

Я не понимаю, как будет работать демократия без порнографии? Я считаю, что они должны существовать, а иначе это тоталитаризм.

powered by lun.ua